УТВЕРЖДЕНА решением Шемуршинского районного Собрания депутатов от 18 ноября 2005 года № 8
Районная целевая программа развития образования Шемуршинского района на 2006-2010 годы
село Шемурша
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Введение
Программа развития образования в Чувашской Республике на 2006 – 2010 годы ( далее – Программа ) является организационной основной осуществления государственной политики Чувашской республики в области образования и продолжением Программы развития образования Чувашской Республики на 2001-2003 годы на период до 2005 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. № 31. Программа разработана на основе анализа современного состояния образования в республике и в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, законами Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 – р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. № 39 «О Концепции инновационного развития Чувашской Республики», Комплексным планом реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2003 г. № 97 ( с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. № 137), постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. № 109 « О концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания», Проект Программы, индикаторы эффективности её реализации обсуждены на республиканской конференции работников образования, одобрены Советом отдела образования, молодежной политики и культуры.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Качественная оценка результатов и опыта предыдущего этапа развития образования подтверждает, что в последние годы удалось совершить инновационный прорыв по целому ряду системообразующих направлений развития образования, в том числе по внедрению нового финансово - экономического механизма, реструктуризации сети образовательных учреждений, введению единого государственного экзамена ( далее – ЕГЭ), разработке нормативной правовой базы обновления содержания образования, созданию развития единой информационной образовательной среды и современной ресурсной базы развития образования. Дополнительное привлечение в 2001-2004 годах значительных средств федерального бюджета, республиканского, районного 5,5 тыс. рублей, способствовало оперативной реализации мероприятий, предусмотренных программными документами развития системы образования. Все школы района переведены на газовое отопление, заменена мягкая кровля 6 школах и 3 детских садах. В настоящее время 2443 учащихся обучается в 18 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 1 января 2005 г. по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 16,4%. По сравнению с предыдущим годом количество учащихся уменьшилось на 193 учащихся. Одним из важнейших инновационных проектов для системы образования района стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в Вузы. В 2005 году в целом по району в высшие учебные заведения поступили 42 % учащихся. В 2001 году данный показатель составлял по району 40,9 %. ЕГЭ дал реальную возможность каждому выпускнику, не зависимо от места жительства, уровня материальной обеспеченности и других обстоятельств, за счет получения хорошего образования в школе выйти на уровень качественного профессионального образования, а затем получить хорошую работу и достичь определенных успехов. За годы эксперимента по ЕГЭ средние баллы результатов по биологии выше республиканского показателя, наблюдается стабильный результат экзаменов по физике, русскому языку, обществознанию, химии. Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов качества образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей в районе, складывается система выявления и поддержки одаренных детей. Ежегодно проводятся олимпиады по 18 предметам для учащихся 8 – 11 классов; стабилен интерес к участию в научных конференциях. С 2001 года число участников интеллектуальных состязаний, возросло в 3 раза, число призеров республиканских олимпиад с 2001 год увеличилось в 2 раза и стало в 2004 году - 4. Это Тимофеева Наташа - ученица 10 класса лицея, заняла 2 призовых места в республике ( по химии – 2 места и в дистанционной олимпиаде по математике – 3 место). Уськин Сергей, ученик 11 класса Старочукальской средней школы – 2 место по географии, ученица 10 класса Никифорова Таня заняла 3 место по математике в дистанционной олимпиаде. Удостоены дипломов 1- 3 ступеней – 12 человек. 2 одаренных школьника – Тимофеева Наташа и Уськин Сергей получают именную стипендию Президента Чувашской Республики, 11 учащихся – стипендию главы районной администрации. Наличие лицея, работающего в режиме профильного обучения, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников района. Во всех средних школах приступили к введению предпрофильной подготовки и в 3-х базовых школах профильного обучения. Создаются и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся специальные курсы, внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента, что облегчит социализацию учащихся и выбор индивидуального образовательного маршрута в последующем профессиональном обучении. Наиболее актуальной является проблема повышения качества образования. Результаты проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствуют о серьезных трудностях, которые испытывают в обучении от 15 до 40 % учащихся. Более 30 % школьников имеют невысокий уровень учебной мотивации. Только у 20 % старшеклассников выявлен оптимальный уровень социальной зрелости, что свидетельствует о неготовности старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора. этих результатов возможно только при переходе от значительного подхода к компетентному и другим инновационным подходам. Одним из вариантов решения проблемы является создание условий для развития ключевых компетенций учащихся в разных сферах деятельности: учебной, исследовательской , информационной, социальной. За последние годы в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды ( 2001 – 2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 630, и республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003 – 2005 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 июня 2003 г. № 169. В школы республики поступили 127 компьютеров, что позволило увеличить показатель оснащенности школ современной техникой по сравнению с 2000 годом в 5 раз. В настоящее время в республике на один компьютер приходится 21 ученик, 60 % школ подключены к сети Интернет. Благодаря этому школьники включаются в диалог со своими сверстниками и преподавателями во всем мире принимают участие в дистанционных олимпиадах, становятся участниками или инициаторами проектов, получая при этом и языковую практику. В истекшем учебном году 41 ученик 10-11 классов Шемуршинской СОШ, лицея приняли участия в дистанционной олимпиаде по математике и биологии, 2 участника стали призерами. Развитие у выпускников базовых навыков социальной адаптации осуществлялось посредством введения в учебные планы курсов права, экономики, менеджмента, психологии, социологии, второго иностранного языка. Существенно активизировалась работа по совершенствованию национально-регионального компонента содержания образования, направленною на создание условий для повышения качества обучения и воспитания, развития конкурентоспособности учащихся национальной школы. С этой целью была продолжена работа по созданию учебников нового поколения. В 2005 году обеспеченность учебниками и учебными пособиями республиканского комплекта составила 94 %, федерального комплекта – 95 % ( в республике 89 % ). Социальную поддержку обеспечения учащихся федеральными и республиканскими комплектами учебников получили 461 ученик и она осуществлялась. Учащиеся школ района активно приняли участие во Всероссийской игре – конкурсе по чувашскому языку «Чувашская ласточка», республиканской игре – конкурсе для русско – язычных школ – «Салтарчак» и т.д. В последние годы в районе принимались меры по созданию условий, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей. В целях укрепления здоровья детей, обеспечение 6 – 8 часов двигательной активности в школах района проводится утренняя гимнастика, подвижные игры, физкульт – паузы. 38 % всех школьников регулярно занимаются в спортивных секциях. С 2004 года проводится районная олимпиада по физической культуре, физкультурно – оздоровительный фестиваль для школьников «Малышиада». Укрепляется спортивная база учреждений, приобретено в 2001-2005 годы оборудование на сумму 352 тыс. рублей. Главной проблемой, над которой работают школы района является обновление содержания воспитания на основах принципов гумманизации. Работая в этом направлении педагогические коллективы стремятся в первую очередь к насыщению содержания воспитания проблемами человека, его духовности, грамотности уважения и любви к агентству. Всё больший упор делается на формирование свободной и активной личности. С этой целью в районном масштабе было организовано много различных мероприятий: слеты детских организаций, фестивали, конкурсы, акции. В рамках республиканского фестиваля прошел районный республиканский фестиваль «Цветы Чувашии». Самыми яркими выступлениями отличились детские коллективы Старочукальской, Чепкас-Никольской средних школ. В рамках акции «Молодежь за здоровый образ жизни в районе прошел смотр – конкурс, агитационных сценических программ, посвященный Всемирному Дню борьбы со СПИДом. Победитель районного конкурса, детский коллектив Чукальской средней школы, занял 2 место в зональном смотре республиканского конкурса в с. Комсомольское. Муромцева Катя защищала честь района в республиканском форуме «Одаренные дети» и стала лауреатом 5 республиканского детского художественного творчества. 25 юных художников района, победители районного конкурса «Мой дом», « моя улица», «Моё село» были приглашены на депутатскую ёлку Павла Семенова в г. Чебоксары. Координационным центром всех этих мероприятий был Дом детского творчества. Их творчество, энтузиазм делает жизнеспособными районные мероприятия. В целях обеспечения успешной социализации значительной части учащихся с этого учебного года высвобожденные часы кружковой работы Дома детского творчества переданы школам района. Услугами дополнительного образования пользуются в районе 9 школ, в том числе ДЮСШ 5. Приоритетное направление деятельности учреждений дополнительного образования - создания условий, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, развития их социальной компетентности. Важную роль в социализации учащихся должны играть детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время в районе действует 11 детских и молодежных общественных объединений, членами которых явилось 100 % школьников в возрасте 10-15 лет и 8,5 % молодежи. Имея такой показатель, мы должны иметь целое поколение молодежи, способной к самостоятельным решениям, осознанному выбору, творческой активности, быть довольными собой, открытыми для общения взаимодействия, Только такая личность может быть активной, созидательной, конструктивной. Предметом особой заботы является дошкольное воспитание. В 13 дошкольных учреждениях воспитываются 505 детей, что составляет 68,4 % всех детей, охваченных дошкольным воспитанием. По сравнению с 2001 годом охват детей увеличился на 14 %, были созданы в летний период 2 группы кратковременного прибивания детей в Трехбалтаевской, Ч-Никольской дошкольных учреждениях. Воспитательная работа ведется по программе « Воспитание ребенка – дошкольника». Кроме основной программы используется вариативные программы «Детство», Радуга», «Сообщество». Особое внимание уделяется воспитанию детей к общечеловеческим ценностям, ознакомлению с природой, традициями, бытом своего народа. Доступность дошкольного образования обеспечивается регулированием платы родителей за содержание детей в детском саду. Ее размер составляет 100-120 рублей. В районе введена дифференцированная плата за услуги детского сада на основе адресной помощи многодетным и малоимущим семьям. 15 детей посещают детский сад бесплатно, 80 родителей оплачивают услуги детского сада на 50 %. Всего в районе льготами за детский сад пользуются 18 % воспитанников, особенностями дошкольных учреждений является состояние здоровья детей в детском саду. В 2004 году одним ребенком пропущено 4 дня ( в республике 7 дней). Наряду с положительными тенденциями в развитии дошкольного воспитания имеются проблемы. Более 30 % детей не посещают детские сады. Это в д. Андреевка, Старая Шемурша, Нижнебуяново, Верхнее-Буяново и т.д. Не смотря на то, что размер платы взимаемой с родителей не превышает 20 % от стоимости содержания детей, многие родители являются не платежеспособными. Ключевой проблемой остается полный охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой. На сегодня 23 % первоклассников не были охвачены предшкольной подготовкой, требуется укрепление материально – технической базы ДУ, введение дополнительных образовательных услуг, обучение иностранными языкам с детства и т.д. Особой болью всего общества сегодня является социальная защита, охрана прав детства. НА учете в РУО состоят 45 подопечных, 12 усыновленных детей. Анализ показывает: 9 детей, родители которых заимели другие семьи и оставили этих детей на содержание и воспитание бабушек и дедушек. Эти дети остро нуждаются в социальной, медицинской, педагогической помощи. В последние годы предпочтение отдается развитию новых форм семейного устройства осиротевших детей. Особую значимость приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Это требует создание психолого – педагогической службы, медико – социального центра. В школах района работают 322 педагога, в том числе 10 заслуженных учителей, 45 отличников и Почетных работников, 71 % учителей, имеют категорию; 6 учителей обучаются заочно. Задача создания образовательной структуры по формированию инновационной культуры населения обусловляет новые подходы в области кадровой политики. Результаты мониторинга персонала в системе общего образования района приведены в таблице № 2.
Динамика показателей развития человеческих ресурсов в системе образования района
Усиливается в районе тенденции старения педагогических кадров. При этом у большинства педагогов в возрасте старше 40 лет уже сформирован индивидуальный стиль деятельности с предпочтением учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с детьми. Для достижения лидерства в системе образования, появления педагогов новой формации, необходимо стимулировать творческую активность педагогов вооружение их современными технологиями обучения; внедрение новых форм и критериев оценки деятельности педагогических работников; через развивающие тренинги проблемные семинары по профилактике профессиональных кризисов. Особенности педагогических работников предопределяют необходимость использования инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации педагогов, осуществляющим Чувашским республиканским институтом образования, в котором ежегодно проходят курсовую подготовку от 40 до 60 учителей района. В 2005 году открыт в институте центр дистанционного обучения, им апробировано более десятка дистанционных курсов повышения квалификации педагогических работников, в последние годы обучения учителей района следует организовать через центр дистанционного обучения. Качественные системные изменения невозможны без подготовленных кадров, обладающих новым мышлением и высоким уровнем инновационной культуры. Среди 12 руководителей образовательных учреждений 4 (33 %) составляют женщины, 25 % достигли пенсионного возраста, средний возраст руководителей 40 лет. Многие управленцы педагоги регулярно повышают квалификацию на курсах повышения, изучают и внедряют опыт работы других руководителей. Оценка управленческого потенциала управления образования свидетельствует о невысоком компетентностном уровне ряда руководителей к решению профессиональных задач новыми средствами. В реализации различных проектов федерального уровней. В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. В районе в полном объеме финансируются расходы на социальную поддержку работников. С 1 января 2005 года увеличен надтарифный фонд оплаты, предусмотрены средства на дополнительные расходы, связанные с аттестацией педагогов. Ежегодно лучшие учителя года поощряются денежными премиями. С целью развития инновационного потенциала педагогических работников проводится республиканский конкурс «Учитель года», стимулируется активное участие педагогических работников в различных конкурсах. За последние годы в систему образования вложены значительные финансовые и материально-технические ресурсы: доля расходов на образование в районном бюджете Чувашской Республики увеличилась с 16,3 % в 2001 году до 28,7 % в 2005 году. Расходы на образование стали самой крупной статьей расходов в консолидированном бюджете района. Объем бюджета образования увеличился более чем в три раза и достиг 40 млн. рублей. Средние расходы на обучение увеличились в 2005 году по сравнению с 1995 годом от 13 до 15 раз. В 2005 году за счет участия в федеральных целевых программах в районе поступили средства на оборудование на 0,5 млн. рублей. В районе решен вопрос строительства школ, решена проблема ветхих и аварийных зданий. Все учреждения образования, культуры переведены на газовое отопление. Все школы района имеют компьютерные классы. Существенно изменилась спортивная база образовательных учреждений, на развитие которой в 2004-2005 годах было направлено 352 тыс. рублей. Приоритетной задачей финансовой деятельности учреждений системы образования в последние годы стало осуществление перехода на новый финансово-экономический механизм. С 2001 года внедряется нормативное бюджетное финансирование школ в расчете на 1 учащегося, утвержден перечень районных поправочных коэффициентов. В 3 ресурсных центра имеют самостоятельные бухгалтерии, планируется создание кустовых бухгалтерий для финансового обеспечения группы школ и детских садов. Создание самостоятельных бухгалтерий, в введением нормативного бюджетного финансирования руководители школ стали более профессионально оценивать финансовое состояние своих учреждений, планировать свои доходы и расходы. Вместе с тем, не все образовательные учреждения готовы к эффективному использованию потенциальных возможностей нового организационно-экономического механизма. Низка фондрайзинговая активность руководителей образовательных учреждений и председателей попечительских советов. Основой для успешного управления развития системы образования является нормативная правовая база. С 2001 года были приняты значимые для развития системы образования законы чувашской Республики, указы Президента Чувашской Республики, локальные акты. Все большую значимость приобретает развитие системы мониторинга, идет работа над созданием комплекса показателей и индикаторов качества и управления образованием. Внедрение нового организационно – экономического механизма создало условия для широкого привлечения к укреплению образованием общественности из числа родителей и представителей бизнес – среды. В настоящее время во многих образовательных учреждениях созданы попечительские советы, которые призваны вносить определенный вклад в развитие образования, укрепление материально-технической базы, повышение квалификации учителей и поддержку одаренных учащихся. Тем не менее существующий механизм государственно-общественного управления не обеспечивает активного участия управления школой в решении вопросов стратегического развития образовательных учреждений. Важным фактором торможения этого процесса является также неготовность ряда руководителей образовательных учреждений к делегированию им некоторых своих полномочий. Качественное управление инновационными процессами в системе образования невозможно без поиска, апробации и внедрения новых моделей управления. Нуждается в оптимизации организационная структура органа управления образованием.
II. Цель, задачи и сроки реализации программы
Основной целью программы является обеспечение современного качества образования, направленно на развитие инновационной культуры выпускника в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.
Задачи Программы: - развитие инновационной образовательной инфраструктуры, обеспечивающей преемственность всех уровней образования и успешную социальную интеграцию выпускников школы в общество; - формирование современных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования; - совершенствование методов и механизмов анализа и прогнозирования развития системы образования на основе внедрения инновационных технологий исследований, мониторинга и оценки качества образования.
III. Система программных мероприятий
Мероприятия программы ( приложение № 1) направлены на эффективное использование потенциала системы образования при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством и разбиты на кластеры по каждой задаче; 1 – разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей; 2 – внедрение эффективных механизмов ресурсного обеспечения развития системы образования; 3 – формирование и внедрение механизмов государственно-общественной системы управления образованием ; 4 – создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования Программы являются: средства федерального и республиканского бюджетов – для финансирования приоритетных направлений инвестиционных проектов развития образования; внебюджетные средства, в том числе привлекаемые для реализации проектов. Программа предусматривает программно-целевое финансирование мероприятий, что соответствует принципам формирования республиканского бюджета Чувашской Республики. Объем инвестиции и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. Ожидаемые результаты реализации Программы, основные показатели и индикаторы её эффективности
Результатами реализации Программы станут: наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры; позитивная динамика – изменения уровня инновационной культуры участников образовательного процесса; появление новых управленческих и образовательных практик, позитивно влияющих на повышение качества образования; полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой; охват услугами системы дополнительного образования до 95 % школьников; готовность 80 % учащихся к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории в профессиональном пространстве социума; достижение компьютерной грамотности у 100 % школьников и 90 % учителей на уровне навыков работы с информацией; владение каждым выпускником школы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности; обеспечение образовательных учреждений компьютерами в соотношении 1 на 10 учащихся; практическое применение 80 % педагогических работников инновационных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся; перевод всех образовательных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность; формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей достижение высокого уровня современного качества образования; качественное многопрофильное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса; появление инновационных моделей и практик научно-методического сопровождения образовательных систем и процессов; наличие разнообразных фирм государственно-общественного управления качеством образования; функционирование системы оперативного получения достоверной информации о состоянии развития образования, индивидуальных достижениях учащихся, педагогических работников. Эффективность реализации Программы определяется перечнем индикаторов ( приложение № 7).
VI. Механизмы реализации Программы, организация управления, контроль за выполнением
Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия Программы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода. Отдел образования, молодежной политики и культуры осуществляет контроль за выполнением намеченных мероприятий и целевое использование выделенных ассигнований. Заказчик обеспечивает также организационное руководство реализацией Программы. Отдел образования, молодежной политики и культуры ежегодно до 1 февраля 2011 года информирует о ходе выполнения Программы в администрацию района и МНО ЧР.
Об организации сетевого взаимодействияобщеобразовательных учреждений района
Развития образования происходит в сложной ситуации. В связи со сложившейся в последние годы демографической ситуацией сокращается численность обучающихся. В течение последних 5 лет общее количество учащихся сократилось с 3288 до 2493. Основные школы имеют численность меньше 100 человек, 60 % средних школ менее 200 учащихся. В школе с наполняемостью классов 22 ученика обучения одного ребенка обходится в 6,8 тыс. рублей. А там, где в классе 13 человек, стоимость обучения одного ученика 11,1 тыс. рублей. Поэтому, средние школы с большим контингентом учащихся во многом определяют тенденцию развития функционирующей сети школ. Реализация профильного обучения в сельской местности требует сетевой организации процесса обучения, в которой вовлекаются образовательные учреждения. Поэтому в районе разумным представляется определение трех сетей, объединяющих несколько общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, «ресурсным центром», с последующей сетевой организацией обучения. В этом случае каждая данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения, которую оно способно реорганизовать, исходя из своих возможностей. Остальная профильная подготовка осуществляется в ресурсном центре. Дополнительное образование интегрируется с учебными программами школы и системой воспитательной работы в ней. МОУ «Шемуршинская средняя общеобразовательная школа» - ресурсный центр – профили обучения имеет: естественно – математический, агротехнологический, индустриально-технологический, включает в себе 7 школ: 1. МОУ «Карабай-Шемуршинская средняя общеобразовательная школа»; 2. МОУ «Большебуяновская средняя общеобразовательная школа»; 3. МОУ «Малобуяновская средняя общеобразовательная школа»; 4. МОУ «Трехизб-Шемуршинская основная общеобразовательная школа»; 5. МОУ «Андреевская начальная общеобразовательная школа»; 6. МОУ «Старошемуршинская начальная общеобразовательная школа»; 7. МОУ «Верхнебуяновская начальная лбщеобразовательная школа». МОУ «Трехбалтаевская средняя общеобразовательная школа» - ресурсный центр – профили обучения: оборонно-спортивной, информационно-технологический, включает в себе 3 школы: 1. МОУ «Чепкас-Никольская средняя общеобразовательная школа»; 2. МОУ «Байдеряковская основная общеобразовательная школа»; 3. МОУ «Нижнебуяновская начальная общеобразовательная школа». МОУ «Бичурга-Баишевская средняя общеобразовательная школа» - ресурсный центр – имеет профили обучения, гуманитарный, агротехнологический, включает в себе 4 школ: 1. МОУ «Старочукальская средняя общеобразовательная школа»; 2. МОУ «Чукальская средняя общеобразовательная школа»; 3. МОУ «Асановская начальная общеобразовательная школа» – «Детский сад»; 4. МОУ «Яблоновская начальная общеобразовательная школа».
П Р О Г Р А М М А сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими общеобразовательными учреждениями Шемуршинского района на период с 2006 до 2010 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы Программа сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими общеобразовательными учреждениями Шемуршинского района
Основание для разработки Программы 1.Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.11.2004 г. № 451 2.Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.04.2004 г. № 117 р 3.Распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2004 г. № 464 р 4.Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 18.10.04 № 752
Заказчик Программы Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района
Основной разработчик программы Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района
Цели и задачи программы Главной целью Программы является создание модели современной школы, которая обеспечивает равный доступ к качественному образованию при эффективном использовании всех образовательных ресурсов и максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся. При реализации Программы обеспечиваются достижение следующих целей и задач: - обеспечение качественного образования, социализация и адаптация школьников к условиям современной жизни путем формирования сетевой модели обучения; - обеспечение доступности образования сельских школьников, удовлетворяющего потребности социума и рынка труда, за счет внедрения в систему образования новых информационно-коммуникационных и педагогических технологий; - обновление содержания методической работы с педагогическими и руководящими кадрами на принципах сетевой организации и маркетинга; - ведение нового финансово-экономического механизма, основанного на нормативном финансировании. Сроки реализации Программы Выполнение Программы запланировано на 2006-2010 годы
Исполнители Программы Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района
Перечень основных мероприятий Программы
1. Осуществить на базе трех средних общеобразовательных школ района сетевую организацию образовательного процесса с базовыми и другими образовательными учреждениями на широком использовании договорных отношений с интеграцией учебно-материальных ресурсов. 2. Создать условия для социальной успешности выпускников, формирования у них более прочных знаний, умений, воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма при эффективном использовании всех образовательных ресурсов. 3.Реализовать многопрофильное обучение в рамках объединенных в сеть школ района. 4.Создать нормативно - правовую базу сетевой организации обучения.
Объемы и источники финансирования Программы
Республиканский бюджет 980 тыс. рублей Местный бюджет 3302 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации Программы
В ходе Программы предполагается достижение следующих результатов: - улучшение качества образования сельских школьников; - создание оптимальных условий для организации образовательного процесса путем организации подвоза детей в базовые школы; - повышение доступности и высокого уровня качества образовательных услуг, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в средние и высшие учебные заведения, выборе жизненного и профессионального пути.
Приложение №1 к районной целевой программе развития образования Шемуршинского района на 2006-2010 годы
М Е Р О П Р И Я Т И Я
по реализации районной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
1. Разработка и реализация инновационных моделей управления и организации системы общего и дополнительного образования детей
1.1.1. Разработка и апробация инновационных моделей управления системой общего образования и организации образовательного процесса, введение инновационных образовательных технологий
1. 2. РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .
Внедрение инновационных образовательных практик для системных изменений в сфере воспитания, дополнительного образования
РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ В ЦЕЛЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЙСКОЕ И МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
2. ВНЕДРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Формирование современной профессиональной позиции педагогических и управленческих кадров системы образования
2.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.3. РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ПЕРЕХОД НА НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
3. Формирование и внедрение механизмов государственно- общественной системы управления образования
3.1. Развитие стратегического партнерства за счет объединения интеллектуальных, материальных и иных ресурсов образования, общественности и бизнеса
3.2. Создание условий для распространения механизмов и форм публичной отчетности, развитие независимых форм аудита деятельности образовательных учреждений
4. Создание эффективной системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования
4.1. Организация системы исследований, мониторинга, статистики и оценки качества образования
И Н Д И К А Т О Р Ы оценки эффективности реализации районной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
ДИНАМИКА численности учащихся с 2003 по 2011 годы
|