30
августа в Малом зале заседаний Дома Правительства состоялась
встреча Президента Чувашии Николая Федорова с
представителями научно-педагогической общественности. Темой
обсуждения стала реализация Стратегии развития образования в
Чувашской Республике до 2040 года.
На
Официальном портале органов власти Чувашской Республики
была организована трансляция в сети Интернет в режиме
on-line,
благодаря чему в школах Шемуршинского района
за ходом беседы Президента с учеными и педагогами следили
учителя, родители,
представители органа
управления
образованием.
«Сегодня в
этом зале собрались люди, которые не только учат других, но
и сами любят учиться. Убежден, что только такой подход
делает человека и успешным, и счастливым, и интересным», -
подчеркнул Президент, открывая встречу. И добавил, что
диалог с педагогами должен быть постоянным и активным,
чтобы добиться успехов в одной из важнейших сфер,
обеспечивающих конкурентоспособность личности, общества,
страны.
Министр
образования и молодежной политики Галина Чернова
проинформировала о том, что в учебных заведениях полностью
выполнен намеченный объем работ по подготовке к новому
учебному году. Муниципальные комиссии, в состав которых
входят представители надзорных органов, приняли все 1043
учреждения на территории республики, которые соответствуют
требованиям безопасности. В школах завершена установка
современной автоматизированной системы пожаротушения, а в
интернатах – системы видеонаблюдения. Закуплена
художественная, справочная и учебная литература, электронные
издания, более 500 комплектов оборудования для учебных
кабинетов, а для каждого первоклассника – ростовая мебель. В
числе инноваций наступающего учебного года – создание
автоматизированных рабочих мест учителей. Также в начале
сентября состоится презентация образовательного портала
Чувашии. Реструктурировано 16 школ, что позволило укрепить
старшее звено. Теперь в базовые школы будут приезжать на
школьных автобусах более 13 тысяч детей из почти 1000
деревень и сел. Серьезных проблем с кадрами в целом нет, а
недостаток педагогов в отдельных небольших школах будет
решен за счет сетевых учителей, ведущих обучение с
использованием Интернет-ресурсов.
Как уже
сообщалось, в этом году республиканская педагогическая
конференция проходила в новом формате, что позволило
привлечь к обсуждению актуальных вопросов максимальное
число педагогов, а также родителей, представителей органов
власти и общественности. Председатель президиума Ассоциации
учителей Чувашской Республики, учитель физики лицея № 18 г.
Новочебоксарска Людмила Турковская рассказала о том, что в
преддверии традиционных августовских встреч учителей прошли
мастер-классы, которые провели для своих коллег более 400
педагогов-новаторов. В результате свыше 7 тысяч учителей
смогли обменяться опытом, познакомиться с новыми подходами в
образовании.
Одной из
важных тем встречи Президента с учеными и педагогами стала
система дифференцированной оплаты труда. Как отметил глава
республики, ее внедрение, как и названные выше
мастер-классы, порождает здоровую конкуренцию в
педагогической среде, заставляет учителей работать лучше,
результативнее, подтягиваться за лидерами, творчески
подходить к своей деятельности. «Это дает возможность
проанализировать свою работу и найти резервы для дальнейшего
движения вперед», - сказал директор средней школы № 3 г.
Канаш, член Международной школы директоров Марат Шадаев.
Время доказало эффективность новой системы оплаты труда: в
школе, которую возглавляет Марат Минзагитович, зарплата
лучших учителей приближается к 30 тысячам рублей. Сейчас в
республике ведется разработка документов по внедрению такой
системы для педагогов дошкольного и дополнительного
образования.
Николай
Федоров также подчеркнул, что при использовании новой
системы оплаты труда необходимо придерживаться четких,
точных и объективных критериев, одобренных педагогическим
сообществом.
В ходе
беседы с главой республики были затронуты вопросы обучения
чувашскому языку. Преподаватель чебоксарской средней школы №
12 Анисия Игнатьева, возглавляющая Ассоциацию учителей
чувашского языка г. Чебоксары, рассказала о применении в
своей работе новых технологий, Интернет-ресурсов, благодаря
чему у школьников растет интерес к чувашскому языку и
культуре. Также было отмечено, что нередки случаи, когда в
названиях учреждений и организаций, наружной рекламе не
отражается национальный колорит, бездумно используются слова
англоязычного происхождения. «Это показатель
интеллектуальной и культурной слабости наших
предпринимателей», - подчеркнул Президент.
Интересным
опытом поделился директор Чебоксарского электромеханического
колледжа, председатель Совета директоров учреждений
начального профессионального образования Российской
Федерации Алексей Судленков. Путем объединения
Чебоксарского профессионального лицея, профессионального
училища № 19 и Чебоксарского электромеханического колледжа
создано многоуровневое учебное заведение, где реализуются
программы начального профессионального образования по 11
профессиям и среднего профессионального образования по 12
специальностям.
Ректор
Чувашского государственного университета имени И.Н.
Ульянова, председатель Совета ректоров учреждений высшего
профессионального образования республики Лев Кураков
проинформировал участников встречи об итогах приема
студентов в вузы Чувашии. Он отметил, что одна из тенденций
сегодняшнего дня – рост числа абитуриентов, поступающих на
технические специальности. В Чувашском государственном
университете сокращен прием на юридические и экономические и
некоторые гуманитарные специальности, не востребованные на
рынке труда.
В
завершение встречи Президент Чувашии выступил с
заключительным словом, в котором обозначил ряд новых задач
для системы образования республики. «Владея
фундаментальными знаниями не только не хуже, но и лучше
других, применять или интерпретировать для конкретной
ситуации эти знания наши дети умеют всё ещё слабо», -
подчеркнул Николай Федоров. Педагогам необходимо формировать
у школьников «такие ключевые для сегодняшнего общества
качества, как креативность, способность к поиску знаний,
обучать навыкам проектной культуры, культуры обновления
знаний и компетенций, используя при этом самые передовые
технологии развития детского воображения». В числе насущных
первоочередных вопросов – повышение качества работы
педагогов, обучающих языкам, воспитание у детей «социальных
навыков, необходимых в современном обществе», формирование
в обществе «моды на культуру и интеллект».
Особое внимание Президент обратил на недостатки в работе
органов местного самоуправления. В частности, это касается
организации дошкольного образования: «Сегодня около 18 тысяч
родителей стоят в очередях на детские сады. В столице
республики хотя и создано в течение года более 1,5 тысяч дополнительных
мест, социальная напряжённость очень высока: в списке
нуждающихся находятся 12 тысяч человек».
Николай Федоров также отметил необходимость повышения
качества бюджетирования и эффективности бюджетных расходов:
«Это ещё один реальный резерв успешной реализации Стратегии,
развития сети образовательных учреждений и повышения оплаты
труда работников».
«Система
образования должна быть гибкой, конкурентоспособной и
социально ориентированной, способной реагировать на вызовы
времени и обеспечивать инновационное развитие республики.
Строя новую модель образования, мы должны понимать,
что таким образом мы отстаиваем способность нашей республики
отвечать запросам времени силой, но силой идей, культуры и
обеспечивать высокое качество жизни граждан. Это налагает на
всех высочайшую ответственность перед временем и будущими
поколениями. Главное, мы с вами наработали все предпосылки
и условия, чтобы справиться с этой ответственностью», -
сказал в завершение Президент.
Глава
республики поздравил многотысячный коллектив педагогов
Чувашии с наступающим праздником – Днем знаний, поблагодарил
за понимание и поддержку, пожелал успехов в ответственной
деятельности.
|
|