Подпрограмма

«Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе». районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе

 на 2006 -2010 годы.

 

 

 

                       Паспорт программы

Наименование подпрограммы

Подпрограмма «Модернизация системы воспитания в Шемуршинском районе» районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы.

Основание для разработки подпрограммы

Закон Российской Федерации « Об образовании», Закон Чувашской Республики «Об Образовании», Указ Президента ЧР от 5 октября 2005 г. № 101 «О дополнительных мерах пол поддержке и  развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в чувашской Республике». Указ Президента ЧР от 28 декабря 2005 г. № 127 «О Годе духовного просвещения».

Государственный заказчик подпрограммы

Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района

Основной разработчик  подпрограммы

Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района

Цель подпрограммы

Обеспечение функционирования эффективности воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности,  культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности,  самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Задачи подпрограммы

Совершенствование организационно-методических механизмов функционирования эффективности воспитательных систем,  создания инновационных воспитательных систем через интеграцию социокультурного пространства, реализация воспитательного потенциала детских и молодежных объединений,

 формирование эффективной системы оценки качества воспитания с учетом социального заказа семьи, общества, государства,

 развитие новых моделей учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Срок реализации подпрогрммы

2006-2010 годы

Перечень приоритетных мероприятий

Формирование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем,

Формирование сети инновационных воспитательных систем,

Обеспечение условий для эффективной реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных организаций,

Создание системы мониторинга и оценки эффективности и результативности воспитательной деятельности,

Создание условий для функционирования новых моделей учреждений дополнительного образования детей.

Исполнители мероприятий подпрограммы

Отдел образования, молодежной политики и культуры,

МУЗ «Центральная районная больница»,

Отдел социальной защиты населения Шемуршинского района Чувашской республики,

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашии,

Районный отдел внутренних дел,

Сельские поселения, МУК «Центральный Дворец культуры», ДЮСШ, МОУ ДОТ «Шемуршинская детская школа искусств»

Объем и источники финансирования подпрограммы

Общая сумма финансирования составляет 2650 тыс. рублей, в том числе

Средства местного бюджета – 775 тыс. руб.

Внебюджетные источники – 360 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Создание пакета нормативных правовых актов и организационно-методических документов,  обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных  систем,

Создание инновационных воспитательных систем в образовательных учреждениях,

Качественное психолого-педагогическое сопровождение воспитательных систем,

Повышение уровня методической культуры педагогов, практическое применение ими современных форм и методов организации воспитательной  деятельности,

Создание и функционирование системы мониторинга, оценки эффективности и результативности воспитательных систем,

Наличие новых моделей и практик в дополнительном образовании  детей

Система организации  контроля за исполнением подпрограммы

Отдел образования, молодежной политики и культуры осуществляет общее руководство и контроль за выполнением подпрограммы,  отделы администрации, ответственные за проведение мероприятий, администрации образовательных  учреждений ежегодно к 1 марта информируют о ходе  выполнения подпрограммы  отдел образования, молодежной политики и культуры, а отдел образования, молодежной политики и культуры – Министерство образования и молодежной политики ежегодно к 15 мая до 2011 года.

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

            Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Шемуршинском районе»  Районной целевой  программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы ( далее подпрограмма)  является самостоятельным компонентом Районной целевой  программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы.

            Подпрограмма разработана на основе анализа современного состояния  системы воспитания в Шемуршинском районе в соответствии с республиканской подпрограммой  «Модернизация системы воспитания детей  и молодежи  в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, Федеральным законом Чувашской Республики «Об образовании», Указом президента Чувашской Республики «О Годе духовного  просвещения».

 

 

I.                   Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения  программным методом.

 

Цель образования сегодня предполагает в первую очередь  воспитание, затем обучение. Воспитание – создание условий для развития  духовности обучающихся на основе общечеловеческих  ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении,  нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

В настоящее время в системе образования Шемуршинского района  дошкольных учреждений 13, общеобразовательных учреждений – 13, в том числе 7 средних, 4 основные, 2 начальные школы.

Кружки, осуществляющие работу дополнительного образования, функционируют на базе 11 школ. В них получают дополнительное  образование 950 учащихся.

На базе 17 клубных учреждений работает 59 кружков с охватом 773  ученика.

Платными дополнительными услугами в районе пользуются 120 детей  в Детской школе искусств.

Отдел образования, молодежной политики и культуры проводит районные мероприятия различной направленности, в которых принимают активное участие общеобразовательные учреждения района. Традиционными стали фестивали детского художественного творчества «Цветы Чувашии», «Перепёлочка», патриотической песни, посвященной памяти Героя России Олега Долгова, смотры-конкурсы агитационных сценических программ, игры КВН, спортивно-массовые мероприятия.

Активными участниками районных  мероприятий являются Шемуршинская, Трехбалтаевская, Чукальская, Старочукальская, Карабай-Шемуршинская общеобразовательные  школы.

      Система воспитания детей немаловажную роль  играет в организации летнего отдыха детей и молодежи. В 2005 году пришкольными оздоровительными лагерями было охвачено 310 детей школ района, в 2006 – 325 детей.

      Центр диагностики и консультирования  отдела образования, молодежной политики и культуры осуществляя адресную помощь с ребятами « группы риска». Специалисты центра проводили занятия с детьми в пришкольных оздоровительных лагерях.

Важную  роль в воспитании детей и молодежи  играют детские и молодежные общественные объединения, Детские организации  есть в каждой школе. Всего в районе 14  детских и молодёжных объединений.  Они активно участвуют в республиканских   конкурсах детских  общественных организаций неоднократными победителями республиканских конкурсов являются  детские организации Шемуршинской, Чукальской, Чепкас-Никольской СОШ.

      Большая работа была  проведена педколлективами школ,  детскими общественными организациями в 2005 году в честь 60-летия Победы  в Великой Отечественной войне.

      Воспитательную работу в школе выполняют все педагоги,  однако ключевая роль  принадлежит классному  руководителю.  В системе школьного образования работает 253 педагога, в том числе 145 классных руководителей.

      Классный руководитель – непосредственный и основной организатор воспитательной работы в классе, от качественной  работы которого зависит реализация  поставленных целей  и задач воспитания. В целях выявления и поддержки  творчески работающих классных руководителей в районе проводится конкурс   «Самый классный, классный». В прошлом году в конкурсе приняли участие 10 классных руководителей.

      В образовательных учреждениях района работают  13 педагогов дополнительного образования,  8 социальных педагогов, 2 психолога, 48 педагогов школ ведут кружки и секции.

      Стратегическими ориентирами реализации подпрограммы являются: 1 ) создание творческой образовательной среды для воспитания духовно  развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности;  2) формирования высоко квалифицированных педагогов-воспитателей.

 

 

Объёмы и источники

финансирования подпрограммы

по годам её реализации  (тыс. руб.)

 

Общий объём затрат по

источникам финансирования

 

 

2006-

2010

 

 

2007

 

 

2008

 

 

2009

 

 

 

2010

 

Местный бюджет

 

231,1

 

65,2

 

42,6

 

52,9

 

62,7

 

Внебюджетные средства

 

60,1

 

14,4

 

10,4

 

15,6

 

19,2

Итого:

283

 

79,6

53

68,5

81,9

                                                                                                                                                                                 Приложение № 1

к подпрограмме «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе» целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на  2006-2010 годы

 

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ

по реализации подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Шемуршинском районе

на 2006-2010 годы» районной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы

 

 

 

Наименование  мероприятий

Исполнители

Срок испол-

нения (годы)

Источники финансирования ( тыс. руб.)

 

 

Федеральный

Респуб-ликанский

бюджет ЧР

Местный

Бюджет

Внебюдж.

средства         

Всего

          I Раздел. Формирование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем

 

1.1.

Разработка методических пособий по современным формам и методам воспитательной работы среди детей и молодежи.

Отдел образования, молодежной политики и культуры

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

 

1,2

1,7

2,0

2,0

 

               

 

1,2

1,7

2,0

2,0

1.2.

Разработка типового положения о классном руководстве в соответствии с современными требованиями.

Отдел образования, молодежной политики и культуры

 

2006 г.

 

 

 

 

 

1.3.

Формирование электронной библиотеки по проблемам воспитания и дополнительного образования детей.

Отдел образования, молодежной политики и культуры

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

4,0

1,0

2,0

3,0

 

 

4,0

1,0

2,0

3,0

1.4.

Апробация коррекционно развивающих программ и разработка рекомендаций по проблемам профилактики девиантного поведения.

Отдел образования, молодежной политики и культуры

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

4,5

0,1

0,3

0,2

                0,5             0,2                                   0,2            0,3

 

4,5

0,4

0,5

0,5

1.5.

Проведение обучающих семинаров, тренингов по современным методикам организации воспитательной работы классного руководства.

Методический кабинет

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

2,5

0,1

0,2

0,2

                       2                                  0,3            0,3            0,4

             4,5                 0,4       0,5       0,6

II.Формирование сети инновационных воспитательных систем.

 

2.1.

Организация деятельности экспериментальных площадок по внедрению инновационных технологий воспитания в Шемуршинской и Трёхбалтаевской СОШ

Отдел образования, молодежной политики и культуры

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

0,1

0,1

0,5

1,0

                 0,4             0,4            0,5            0,5

            0,5              0,5        1,0       1,5

2.2.

Разработка и реализация проектов образовательными  учреждениями, ведущими инновационную деятельность как  опорные площадки процесса модернизации системы воспитания.

Отдел образования, молодежной политики и культуры,

 

Образовательные учреждения

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

1,5           1,5           2,0         2,50

                0,5                   1,0            1,0           1,0

               2                 2,5       3,0       3,5               

2.3.

Разработка и апробация программ по здоровьесберегающим технологиям.

Отдел образования, молодежной политики и культуры,

Образовательные учреждения

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

                0,2           0,2              0,3              0,5

 

 

0,5

0,3            0,3           0,5  

    

                                                                

                                       

 

 

0,7

0,5

0,6

1,0

 

2.4.

Проведение конкурса инновационных  авторских  программ, разработок и методических пособий по проблемам воспитания детей и молодежи.

Отдел образования, молодежной политики и культуры,

Образовательные учреждения

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

 

2.5.

Проведение районного конкурса на лучшую организацию воспитательной работы с детьми в пришкольных  оздоровительных лагерях.

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

2,5

3

3

4

 

 

2,5

3

3

4

2.6.

Проведение районных фестивалей и смотров-конкурсов

- художественного  творчества «Цветы Чувашии.

Отдел образования, молодежной политики и культуры,

Образовательные учреждения

 

2007 г.

2009 г.

 

 

 

 

2

2,5

 

1,0

1,0

 

3,0

3,5

 

«Перепелочка».

 

2006 г.

2008 г.

2010 г.

 

 

2,5

2

2,5

0,5

0,5

1,0

3,0

3,5

3,5

 

Детской поэзии «Костры Сеспеля».

Отдел образования, молодежной политики и культуры

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

0,2

0,5

1,0

1,0

 

 

0,2

0,5

1,0

1,0

 

Творческих работ «Сердце матери».

Отдел образования, молодежной политики и культуры

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

1,7

2,5

3

4

 

 

 

 

1,7

2,5

3

4

 

 

Социальных проектов по проблемам толерантности «Мир, в котором я живу».

Отдел образования, молодежной политики и культуры

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

 

0,2

0,5

0,5

0,5

 

 

 

0,2

0,5

0,5

0,5

 

Районный конкурс  «Самый классный классный».

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

2,5

2,0

2,5

3,0

 

0,5

0,5

1,0

1,0

 

3,0

2,5

3,5

4

2.7.

Проведение районной новогодней ёлки, участие в республиканских новогодних представлениях.

Отдел образования, молодежной политики и культуры

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

5,0

7,0

8,0

10,0

10,0

 

5,0

7,0

8,0

10,0

10,0

2.8.

Участие детей и молодёжи  в республиканского, регионального, федеральных научно-профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках, олимпиадах.

Отдел образования, молодежной политики и культуры, образовательных учреждений

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

0,2

0,5

1,0

1,0

 

 

0,2

0,5

1,0

1,0

2.9.

Проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам  внедрения современных технологий в массовую практику образовательных учреждений.

Отдел образования, молодежной политики и культуры

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

0,5

1,0

2,0

3,0

 

 

0,5

1,0

2,0

3,0

2.10.

Проведение семинаров, круглых столов организаторов воспитания и дополнительного образования, курирующих детские и молодежные объединения.

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

0,2

0,3

0,4

0,5

 

 

0,2

0,3

0,4

0,5

2.11.

Проведение обучающих семинаров  по здоровьесберегающим технологиям.

 

2006 г.

2007 г.

2008 г.                 

2009 г.

2010 г.

 

 

0,2

1,5

1,5

 

0,2

1,5

1,5

2.12.

Организация педагогических чтений по проблемам воспитания детей и молодежи.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

 

 

 

 

III. Обеспечение условий для эффективной реализации воспитательного потенциала детских и молодежных объединений

3.1.

Создание районной детской организации Разработка и внедрение   районной программы развития детского движения.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

0,5

 

 

0,5

3.2.

Поддержка проектов и программ деятельности детских и молодежных организаций и объединений.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2007

2008

2009

2010

 

 

0,5

1,0

1,0

1,5

0,5

0,2

0,3

0,5

1,0

1,2

1,5

2,0

3.3.

Создание банка данных о действующих в районе детских и молодежных общественных организаций.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

 

 

 

 

 

 

3.4.

Проведение районного фестиваля детских общественных организаций.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

1,5

1,5

1,5

2,0

 

0,5

1,0

1,5

1,5

 

2,0

2,5

3,0

3,5

3.5.

Участие в реализации республиканских  проектов по введению современных  форм  ученического самоуправления.

Образовательные учреждения

 

 

 

 

 

 

3.6.

Проведение семинаров, конференций, круглых столов по тематике «Роль ученического самоуправления в формировании инновационной воспитательной системы образовательного учреждения.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

 

 

 

 

 

 

IV. Создание эффективной системы мониторинга и оценки результативности воспитательной деятельности.

4.1.

Сбор информации о результативности и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях района.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

 

 

 

 

 

 

4.2.

Обеспечение функционирования районной системы мониторинга и оценки результативности воспитательной деятельности.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2007

2008

2009

2010

 

 

0,5

0,2

0,2

0,3

 

0,5

0,2

0,2

0,3

4.3.

Создание и обеспечение экспертных групп по проблемам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

0,5

 

 

0,5

 

1,0

4.4.

Создание портфолио образовательных учреждений по результативности и эффективности воспитательной деятельности.

Образовательные учреждения

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

1,0

1,0

0,5

1,0

 

0,5

0,5

0,5

0,5

 

1,5

1,5

1,0

1,5

4.5.

Проведение семинаров, конференций, публичных  защит  и предприятий результатов мониторинга и оценки результативности и  эффективности воспитательной деятельности.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

0,5

0,2

0,3

0,5

 

 

0,5

0,2

0,3

0,5

V. Создание условий для функционирования новых моделей учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

5.1.

Создание и апробация инновационных моделей развития учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

5,0

7,0

10,0

10,0

 

2

3

5

5

 

7

10

16

15

5.2.

Приоритетная поддержка развития в системе дополнительного образования детей и молодежи объединений военно-патриотической, спортивной и технической направленности.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

 

 

 

 

0,5

1,0

2,0

3,0

 

0,5

0,5

1,0

2,0

 

1,0

1,5

3

5

5.3.

Разработка методических рекомендаций по улучшению качества образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2006

2007

2008

2009

2010

 

 

 

 

0,5

0,2

0,3

0,5

 

 

0,5

0,2

0,3

0,5

5.4.

Разработка и реализация проекта развития  дополнительного образования «Виртуальный дилижанс».

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2007

2008

2009

2010

 

 

10,0

 

10,0

5.5.

Разработка и реализация механизмов взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи в режиме школы полного дня.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

 

 

 

 

 

 

5.6.

Поддержка педагогов дополнительного образования через  ресурсное обеспечение и оснащение материально-технической базы.

Отдел образования, молодёжной политики и культуры

2007

2008

2009

2010

 

 

5,0

4,0

4,0

5,0

2,0

2,0

3,0

4,0

7,0

6,0

7,0

9,0

Всего                                                                                                                                                                                        901,230  

 

 

Стратегические ориентиры системы воспитания в Шемуршинском районе

 

Основной результат

Сознательное управление ребенком своим развитием

 

 

 

Промежуточные результаты

Создание творческой образовательной среды для развития духовно-развитой, интеллектуальной, свободной  и активной личности.

Создание демократического уклада в образовательном учреждении

 

 

Превращение школы обучения в школу воспитания через образование

 

Ключевые результаты

Ориентация на  индивидуальные образовательные технологии 

Развитие в образовательных учреждениях инновационной (творческой) образовательной среды для успешной социализации детей 

 

 

Внедрение системы  мониторинга  оценки качества воспитательной работы

Внедрение методов воспитания, ориентированных на духовного, этическое воспитание

 

Активизация управленческой деятельности

Оформление воспитательных  систем  образовательных  учреждений и их совершенствование на основе программ развития

 

 

 

 

 

 

 

 

Освоение и внедрение новых  воспитательных технологий, экспериментальные площадки

 

Создание Центров воспитательных технологий на базе учреждений дополнительного образования детей

Подготовка экспертов и аналитиков воспитательной работы деятельности

Разработка нормативных правовых и организационно-методических основ функционирования инновационных воспитательных систем

 

Условия

Наличие эффективной политики инновационного развития

Развитая нормативно-правовая база

Развитая

материально-техническая база

Эффективный организационно-финансовый механизм управления

Насыщенная информационно-образовательная среда

Достаточный потенциал человеческих ресурсов соответствующей квалификации

Научно-методическое сопровождение инновационных процессов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитая  инфраструктура воспитательных систем

 

                       

 

 

Индикаторы

Оценки эффективности реализации подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей  и молодежи в Шемуршинском районе» районной целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы.

 

 

№№

Наименования   индикаторов 

2005 год

2006 год

1.

Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении ( управляющие советы, попечительские советы, органы ученического самоуправления  ) %

45

65

2.

Удельный вес преподавателей, прошедших повышение профессиональной  квалификации в отчетном году в общей численности педагогов ( в том числе по организации воспитательной деятельности) %

20

29

3.

Удельный вес педагогических работников, применяющих инновационные технологии в практике ( в том числе по организации воспитательной деятельности) %

9

13

4.

Удельный вес детей в возрасте 5-18 лет,  обучающихся по программам дополнительного образования, в общей численности детей данной возрастной группы, в %

89

87

5.

Количество  экспертных советов по приоритетным направлениям  развития системы общего образования ( в том числе по воспитанию).

1

2