Подпрограмма
«Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе». районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе
на 2006 -2010 годы.
|
Паспорт программы |
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма «Модернизация системы воспитания в Шемуршинском районе» районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы. |
Основание для разработки подпрограммы |
Закон Российской Федерации « Об образовании», Закон Чувашской Республики «Об Образовании», Указ Президента ЧР от 5 октября 2005 г. № 101 «О дополнительных мерах пол поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в чувашской Республике». Указ Президента ЧР от 28 декабря 2005 г. № 127 «О Годе духовного просвещения». |
Государственный заказчик подпрограммы |
Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района |
Основной разработчик подпрограммы |
Отдел образования, молодежной политики и культуры администрации Шемуршинского района |
Цель подпрограммы |
Обеспечение функционирования эффективности воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. |
Задачи подпрограммы |
Совершенствование организационно-методических механизмов функционирования эффективности воспитательных систем, создания инновационных воспитательных систем через интеграцию социокультурного пространства, реализация воспитательного потенциала детских и молодежных объединений, формирование эффективной системы оценки качества воспитания с учетом социального заказа семьи, общества, государства, развитие новых моделей учреждений дополнительного образования детей и молодежи. |
Срок реализации подпрогрммы |
2006-2010 годы |
Перечень приоритетных мероприятий |
Формирование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем, Формирование сети инновационных воспитательных систем, Обеспечение условий для эффективной реализации воспитательного потенциала детских и молодежных общественных организаций, Создание системы мониторинга и оценки эффективности и результативности воспитательной деятельности, Создание условий для функционирования новых моделей учреждений дополнительного образования детей. |
Исполнители мероприятий подпрограммы |
Отдел образования, молодежной политики и культуры, МУЗ «Центральная районная больница», Отдел социальной защиты населения Шемуршинского района Чувашской республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашии, Районный отдел внутренних дел, Сельские поселения, МУК «Центральный Дворец культуры», ДЮСШ, МОУ ДОТ «Шемуршинская детская школа искусств» |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Общая сумма финансирования составляет 2650 тыс. рублей, в том числе Средства местного бюджета – 775 тыс. руб. Внебюджетные источники – 360 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Создание пакета нормативных правовых актов и организационно-методических документов, обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных систем, Создание инновационных воспитательных систем в образовательных учреждениях, Качественное психолого-педагогическое сопровождение воспитательных систем, Повышение уровня методической культуры педагогов, практическое применение ими современных форм и методов организации воспитательной деятельности, Создание и функционирование системы мониторинга, оценки эффективности и результативности воспитательных систем, Наличие новых моделей и практик в дополнительном образовании детей |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
Отдел образования, молодежной политики и культуры осуществляет общее руководство и контроль за выполнением подпрограммы, отделы администрации, ответственные за проведение мероприятий, администрации образовательных учреждений ежегодно к 1 марта информируют о ходе выполнения подпрограммы отдел образования, молодежной политики и культуры, а отдел образования, молодежной политики и культуры – Министерство образования и молодежной политики ежегодно к 15 мая до 2011 года. |
ВВЕДЕНИЕ
Подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Шемуршинском районе» Районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы ( далее подпрограмма) является самостоятельным компонентом Районной целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы.
Подпрограмма разработана на основе анализа современного состояния системы воспитания в Шемуршинском районе в соответствии с республиканской подпрограммой «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, Федеральным законом Чувашской Республики «Об образовании», Указом президента Чувашской Республики «О Годе духовного просвещения».
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом.
Цель образования сегодня предполагает в первую очередь воспитание, затем обучение. Воспитание – создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
В настоящее время в системе образования Шемуршинского района дошкольных учреждений 13, общеобразовательных учреждений – 13, в том числе 7 средних, 4 основные, 2 начальные школы.
Кружки, осуществляющие работу дополнительного образования, функционируют на базе 11 школ. В них получают дополнительное образование 950 учащихся.
На базе 17 клубных учреждений работает 59 кружков с охватом 773 ученика.
Платными дополнительными услугами в районе пользуются 120 детей в Детской школе искусств.
Отдел образования, молодежной политики и культуры проводит районные мероприятия различной направленности, в которых принимают активное участие общеобразовательные учреждения района. Традиционными стали фестивали детского художественного творчества «Цветы Чувашии», «Перепёлочка», патриотической песни, посвященной памяти Героя России Олега Долгова, смотры-конкурсы агитационных сценических программ, игры КВН, спортивно-массовые мероприятия.
Активными участниками районных мероприятий являются Шемуршинская, Трехбалтаевская, Чукальская, Старочукальская, Карабай-Шемуршинская общеобразовательные школы.
Система воспитания детей немаловажную роль играет в организации летнего отдыха детей и молодежи. В 2005 году пришкольными оздоровительными лагерями было охвачено 310 детей школ района, в 2006 – 325 детей.
Центр диагностики и консультирования отдела образования, молодежной политики и культуры осуществляя адресную помощь с ребятами « группы риска». Специалисты центра проводили занятия с детьми в пришкольных оздоровительных лагерях.
Важную роль в воспитании детей и молодежи играют детские и молодежные общественные объединения, Детские организации есть в каждой школе. Всего в районе 14 детских и молодёжных объединений. Они активно участвуют в республиканских конкурсах детских общественных организаций неоднократными победителями республиканских конкурсов являются детские организации Шемуршинской, Чукальской, Чепкас-Никольской СОШ.
Большая работа была проведена педколлективами школ, детскими общественными организациями в 2005 году в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитательную работу в школе выполняют все педагоги, однако ключевая роль принадлежит классному руководителю. В системе школьного образования работает 253 педагога, в том числе 145 классных руководителей.
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор воспитательной работы в классе, от качественной работы которого зависит реализация поставленных целей и задач воспитания. В целях выявления и поддержки творчески работающих классных руководителей в районе проводится конкурс «Самый классный, классный». В прошлом году в конкурсе приняли участие 10 классных руководителей.
В образовательных учреждениях района работают 13 педагогов дополнительного образования, 8 социальных педагогов, 2 психолога, 48 педагогов школ ведут кружки и секции.
Стратегическими ориентирами реализации подпрограммы являются: 1 ) создание творческой образовательной среды для воспитания духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности; 2) формирования высоко квалифицированных педагогов-воспитателей.
Объёмы и источники
финансирования подпрограммы
по годам её реализации (тыс. руб.)
Общий объём затрат по источникам финансирования
|
2006- 2010 |
2007 |
2008 |
2009
|
2010 |
Местный бюджет |
231,1 |
65,2 |
42,6 |
52,9 |
62,7 |
Внебюджетные средства |
60,1 |
14,4 |
10,4 |
15,6 |
19,2 |
Итого: |
283
|
79,6 |
53 |
68,5 |
81,9 |
Приложение № 1
к подпрограмме «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе» целевой программы развития образования в Шемуршинском районе на 2006-2010 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
по реализации подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Шемуршинском районе
на 2006-2010 годы» районной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы
|
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Срок испол- нения (годы) |
Источники финансирования ( тыс. руб.) |
||||
|
|
Федеральный |
Респуб-ликанский бюджет ЧР |
Местный Бюджет |
Внебюдж. средства |
Всего |
||
I Раздел. Формирование организационно-методических механизмов функционирования эффективных воспитательных систем
|
||||||||
1.1. |
Разработка методических пособий по современным формам и методам воспитательной работы среди детей и молодежи. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
1,2 1,7 2,0 2,0
|
|
1,2 1,7 2,0 2,0 |
1.2. |
Разработка типового положения о классном руководстве в соответствии с современными требованиями. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры |
2006 г. |
|
|
|
|
|
1.3. |
Формирование электронной библиотеки по проблемам воспитания и дополнительного образования детей. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
4,0 1,0 2,0 3,0 |
|
4,0 1,0 2,0 3,0 |
1.4. |
Апробация коррекционно развивающих программ и разработка рекомендаций по проблемам профилактики девиантного поведения. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
4,5 0,1 0,3 0,2 |
0,5 0,2 0,2 0,3 |
4,5 0,4 0,5 0,5 |
1.5. |
Проведение обучающих семинаров, тренингов по современным методикам организации воспитательной работы классного руководства. |
Методический кабинет |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
2,5 0,1 0,2 0,2 |
2 0,3 0,3 0,4 |
4,5 0,4 0,5 0,6 |
II.Формирование сети инновационных воспитательных систем. |
|
|||||||
2.1. |
Организация деятельности экспериментальных площадок по внедрению инновационных технологий воспитания в Шемуршинской и Трёхбалтаевской СОШ |
Отдел образования, молодежной политики и культуры |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
0,1 0,1 0,5 1,0 |
0,4 0,4 0,5 0,5 |
0,5 0,5 1,0 1,5 |
2.2. |
Разработка и реализация проектов образовательными учреждениями, ведущими инновационную деятельность как опорные площадки процесса модернизации системы воспитания. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры,
Образовательные учреждения |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
1,5 1,5 2,0 2,50 |
0,5 1,0 1,0 1,0 |
2 2,5 3,0 3,5 |
2.3. |
Разработка и апробация программ по здоровьесберегающим технологиям. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры, Образовательные учреждения |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
0,2 0,2 0,3 0,5 |
0,5 0,3 0,3 0,5
|
0,7 0,5 0,6 1,0
|
2.4. |
Проведение конкурса инновационных авторских программ, разработок и методических пособий по проблемам воспитания детей и молодежи. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры, Образовательные учреждения |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
|
|
|
2.5. |
Проведение районного конкурса на лучшую организацию воспитательной работы с детьми в пришкольных оздоровительных лагерях. |
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
2,5 3 3 4 |
|
2,5 3 3 4 |
2.6. |
Проведение районных фестивалей и смотров-конкурсов - художественного творчества «Цветы Чувашии. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры, Образовательные учреждения |
2007 г. 2009 г. |
|
|
2 2,5 |
1,0 1,0 |
3,0 3,5 |
|
«Перепелочка». |
|
2006 г. 2008 г. 2010 г. |
|
|
2,5 2 2,5 |
0,5 0,5 1,0 |
3,0 3,5 3,5 |
|
Детской поэзии «Костры Сеспеля». |
Отдел образования, молодежной политики и культуры
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
0,2 0,5 1,0 1,0 |
|
0,2 0,5 1,0 1,0 |
|
Творческих работ «Сердце матери». |
Отдел образования, молодежной политики и культуры
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
1,7 2,5 3 4
|
|
1,7 2,5 3 4
|
|
Социальных проектов по проблемам толерантности «Мир, в котором я живу». |
Отдел образования, молодежной политики и культуры
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
|
|
|
0,2 0,5 0,5 0,5 |
|
0,2 0,5 0,5 0,5 |
|
Районный конкурс «Самый классный классный». |
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
|
|
|
2,5 2,0 2,5 3,0 |
0,5 0,5 1,0 1,0 |
3,0 2,5 3,5 4 |
2.7. |
Проведение районной новогодней ёлки, участие в республиканских новогодних представлениях. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
|
|
|
5,0 7,0 8,0 10,0 10,0 |
|
5,0 7,0 8,0 10,0 10,0 |
2.8. |
Участие детей и молодёжи в республиканского, регионального, федеральных научно-профессиональных конкурсах, фестивалях, конференциях, выставках, олимпиадах. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры, образовательных учреждений |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
|
|
|
0,2 0,5 1,0 1,0 |
|
0,2 0,5 1,0 1,0 |
2.9. |
Проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам внедрения современных технологий в массовую практику образовательных учреждений. |
Отдел образования, молодежной политики и культуры
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
0,5 1,0 2,0 3,0 |
|
0,5 1,0 2,0 3,0 |
2.10. |
Проведение семинаров, круглых столов организаторов воспитания и дополнительного образования, курирующих детские и молодежные объединения. |
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
0,2 0,3 0,4 0,5 |
|
0,2 0,3 0,4 0,5 |
2.11. |
Проведение обучающих семинаров по здоровьесберегающим технологиям. |
|
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
0,2 1,5 1,5 |
|
0,2 1,5 1,5 |
2.12. |
Организация педагогических чтений по проблемам воспитания детей и молодежи. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. |
|
|
|
|
|
III. Обеспечение условий для эффективной реализации воспитательного потенциала детских и молодежных объединений |
||||||||
3.1. |
Создание районной детской организации Разработка и внедрение районной программы развития детского движения. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5 |
|
0,5 |
3.2. |
Поддержка проектов и программ деятельности детских и молодежных организаций и объединений. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5 1,0 1,0 1,5 |
0,5 0,2 0,3 0,5 |
1,0 1,2 1,5 2,0 |
3.3. |
Создание банка данных о действующих в районе детских и молодежных общественных организаций. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
|
|
|
|
|
|
3.4. |
Проведение районного фестиваля детских общественных организаций. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
1,5 1,5 1,5 2,0 |
0,5 1,0 1,5 1,5 |
2,0 2,5 3,0 3,5 |
3.5. |
Участие в реализации республиканских проектов по введению современных форм ученического самоуправления. |
Образовательные учреждения |
|
|
|
|
|
|
3.6. |
Проведение семинаров, конференций, круглых столов по тематике «Роль ученического самоуправления в формировании инновационной воспитательной системы образовательного учреждения. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
|
|
|
|
|
|
IV. Создание эффективной системы мониторинга и оценки результативности воспитательной деятельности. |
||||||||
4.1. |
Сбор информации о результативности и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях района. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
|
|
|
|
|
|
4.2. |
Обеспечение функционирования районной системы мониторинга и оценки результативности воспитательной деятельности. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5 0,2 0,2 0,3 |
|
0,5 0,2 0,2 0,3 |
4.3. |
Создание и обеспечение экспертных групп по проблемам воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5
|
0,5 |
1,0 |
4.4. |
Создание портфолио образовательных учреждений по результативности и эффективности воспитательной деятельности. |
Образовательные учреждения |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
1,0 1,0 0,5 1,0 |
0,5 0,5 0,5 0,5 |
1,5 1,5 1,0 1,5 |
4.5. |
Проведение семинаров, конференций, публичных защит и предприятий результатов мониторинга и оценки результативности и эффективности воспитательной деятельности. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5 0,2 0,3 0,5 |
|
0,5 0,2 0,3 0,5 |
V. Создание условий для функционирования новых моделей учреждений дополнительного образования детей и молодежи. |
||||||||
5.1. |
Создание и апробация инновационных моделей развития учреждений дополнительного образования детей и молодежи. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
5,0 7,0 10,0 10,0 |
2 3 5 5 |
7 10 16 15 |
5.2. |
Приоритетная поддержка развития в системе дополнительного образования детей и молодежи объединений военно-патриотической, спортивной и технической направленности. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5 1,0 2,0 3,0 |
0,5 0,5 1,0 2,0 |
1,0 1,5 3 5 |
5.3. |
Разработка методических рекомендаций по улучшению качества образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и молодежи. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2006 2007 2008 2009 2010 |
|
|
0,5 0,2 0,3 0,5 |
|
0,5 0,2 0,3 0,5 |
5.4. |
Разработка и реализация проекта развития дополнительного образования «Виртуальный дилижанс». |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2007 2008 2009 2010 |
|
|
10,0 |
|
10,0 |
5.5. |
Разработка и реализация механизмов взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и молодежи в режиме школы полного дня. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
|
|
|
|
|
|
5.6. |
Поддержка педагогов дополнительного образования через ресурсное обеспечение и оснащение материально-технической базы. |
Отдел образования, молодёжной политики и культуры |
2007 2008 2009 2010 |
|
|
5,0 4,0 4,0 5,0 |
2,0 2,0 3,0 4,0 |
7,0 6,0 7,0 9,0 |
Всего 901,230
Стратегические ориентиры системы воспитания в Шемуршинском районе
Основной результат |
Сознательное управление ребенком своим развитием |
|
|
|
||||||||||||
Промежуточные результаты |
Создание творческой образовательной среды для развития духовно-развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности. |
Создание демократического уклада в образовательном учреждении |
|
|
Превращение школы обучения в школу воспитания через образование |
|
||||||||||
Ключевые результаты |
Ориентация на индивидуальные образовательные технологии |
Развитие в образовательных учреждениях инновационной (творческой) образовательной среды для успешной социализации детей |
|
|
Внедрение системы мониторинга оценки качества воспитательной работы |
Внедрение методов воспитания, ориентированных на духовного, этическое воспитание |
|
|||||||||
Активизация управленческой деятельности |
Оформление воспитательных систем образовательных учреждений и их совершенствование на основе программ развития
|
Освоение и внедрение новых воспитательных технологий, экспериментальные площадки |
|
Создание Центров воспитательных технологий на базе учреждений дополнительного образования детей |
Подготовка экспертов и аналитиков воспитательной работы деятельности |
Разработка нормативных правовых и организационно-методических основ функционирования инновационных воспитательных систем |
|
|||||||||
Условия |
Наличие эффективной политики инновационного развития |
Развитая нормативно-правовая база |
Развитая материально-техническая база |
Эффективный организационно-финансовый механизм управления |
Насыщенная информационно-образовательная среда |
Достаточный потенциал человеческих ресурсов соответствующей квалификации |
Научно-методическое сопровождение инновационных процессов
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Развитая инфраструктура воспитательных систем |
|
||||||||
Индикаторы
Оценки эффективности реализации подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе» районной целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы.
№№ |
Наименования индикаторов |
2005 год |
2006 год |
1. |
Удельный вес общеобразовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении ( управляющие советы, попечительские советы, органы ученического самоуправления ) % |
45 |
65 |
2. |
Удельный вес преподавателей, прошедших повышение профессиональной квалификации в отчетном году в общей численности педагогов ( в том числе по организации воспитательной деятельности) % |
20 |
29 |
3. |
Удельный вес педагогических работников, применяющих инновационные технологии в практике ( в том числе по организации воспитательной деятельности) % |
9 |
13 |
4. |
Удельный вес детей в возрасте 5-18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования, в общей численности детей данной возрастной группы, в % |
89 |
87 |
5. |
Количество экспертных советов по приоритетным направлениям развития системы общего образования ( в том числе по воспитанию). |
1 |
2 |