Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минует ли в этот раз?
А.Твардовский
Рассказ мой будет про бойца, в ком можно разглядеть все свойства, присущие людям труда: верность приветливого глаза, сноровка опытных рук, не любящих безделье, житейский практицизм…
В нем и все те черты, которые отличают человека оптимистического, не падающего духом ни при каких обстоятельствах. В нем – добродушие, терпение, скромность, способность «принимать все как есть» и с юмором переносить все невзгоды, в нем спокойное мужество человека, уверенного в правоте своего дела, в нем высокое сознание своей личной ответственности («за Россию, за народ и за все на свете»), которое в годину испытаний помогло ему и ему подобных выстоять и победить.
Может, за четыре военных года в той ситуации, в которой пришлось побывать моему герою рассказа, не раз побывал почти каждый фронтовик, но я отважусь включить в общий гигантский «сюжет» войны свой эпизод, ибо отдаю себе полный отчет в том, что читатель сможет по достоинству оценить, если не художественность пера, то хотя бы правдивость излагаемого факта.
Герой моего рассказа – Чернов Михаил Анисимович, мой дедушка, участник Великой Отечественной войны (на фото - справа).
Он прослужил в армии 9 лет: призвали в 1936 году, а вернулся только в ноябре 1945 года. Имеет награды: медали «За отвагу», «За боевые заслуги», юбилейные хранятся у бабушки в «кубышке славы». С позволения бабушки, мы его дети и внуки, кто любопытством, кто с невыразимыми словами трепетом, рассматриваем их, а иногда (это касается меня с братишкой), прикрепляя к своей груди, полностью перевоплощаемся в дедушку – в бойца храброго, отважного, решительного в своих поступках.
Да, именно решительный шаг, сделанный дедом, сохранил ему однажды жизнь. И как раз об этом я и хочу вам рассказать. Боевыми действиями не будем отягощать повествование, а направим его по руслу важности, необходимости сохранения «боевой единицы».
… В неравном бою мой дедушка попал в плен. Загнали их на открытую площадку, окруженную проволокой, которая была, оказывается, под напряжением. Прошу прощения, но мне жаль и хочется в качестве декорации включить строки А.Твардовского:
Посыпает дождик редкий,
Кашель злой терзает грудь.
Ни клочка родной газетки –
Козью ножку завернуть.
Положение, сами судите, не из ахти хороших. Но дед мой сразу сказал, что в этой «клетке» он долго не собирается задерживаться. С мыслью о побеге он поделился со своим товарищем. Тот согласился.
И вот стемнело. Немецкие часовые начали обход ограждения. Когда один из часовых чиркнул зажигалкой, чтобы закурить, мой дед с товарищем заприметили место, откуда можно будет проползти под колючей проволокой… Задумка удалась, но все-таки часовые заметили неладное. И начали стрелять в сторону, откуда слышался треск сучьев. Это бежал мой дед с товарищем. И случайная пуля уложила товарища насмерть. Мой дед остался наедине с темной ночкой. Медлить было нельзя. Дед приказал сам себе: бежать, и как можно быстрее… Не зная дороги, за короткое время успел преодолеть достаточно большое расстояние.
Уже радовался свободе, но вдруг услышал лай собак. Это, оказывается, немцы послали овчарок вслед за беглецами. Одна собака неслась прямо на деда. Мой дед сначала испугался, но быстро взял себя в руки. Ведь он служил в пограничных войсках и с первых же дней службы занимался обучением собак, то есть работал кинологом. Михаил Анисимович хорошо знал навыки овчарок. Зная команды, он тут же успокоил собаку, снял с себя ремень, сделал что-то вроде поводка и надел на шею собаки. Дальше он продолжил путь уже с новым другом, с которым не расставался в продолжение всей войны, и что интересно – привез после демобилизации домой… Пожалуйста, наберитесь терпения – я немножко отвлекся. Но новый друг деда заслуживает нашего внимания. Посмотрите и оцените…
… С наступлением темноты мой дед заметил, что его глаза почему-то перестали видеть… Собака стала как бы поводырем. Вот она забеспокоилась, потащила деда быстрей. Вдруг окрик: «Стой! Кто идет?» Дед не увидел того, кто его окликает, и все-таки ответил: «Свои!»
Через несколько минут он увидел два силуэта. Это оказались партизаны. Дед рассказал им, что с ним произошло, что почему-то ничего не видит… Партизаны велели следовать за ним и повели его по бездорожью по каким-то лужам, кочкам, ямам. Только потом в отряде дед узнал, что партизаны оказывается решили таким образом проверить его «слепоту». Отрядной врач поставил деду диагноз – куриная слепота.
Благодаря этим партизанам, Михаил Анисимович смог вернуться в свое войско.