Украина, Украина, Украина,
Дорогая моя!
Ты разграблена,
Ты украдена,
Не слыхать соловья.
Я увидел тебя распятою
На фашистском штыке,
И прошел равнинной покатою,
Как слеза по щеке.
У меня дома висит фотография прадеда. Я люблю смотреть на нее и размышлять. Конечно, трудно назвать этого молодого, улыбающегося солдата прадедом (фотография была сделана в армии, куда он был призван в 1939 году).
- Что он успел за свою жизнь?
- Вырастить хлеб, родить детей и защитить свою землю. Прадеда нет. А мы, его ростки, живем. Значит, и он жив. Его частичка в папе, в моем младшем брате и во мне.
Еще у нас в семье есть книга «Зеленая брама». Не так давно я взяла ее в руки и прочитала на обложке: «Документальная легенда об одном из первых сражений Великой Отечественной войны».
Я спросила папу:
- А почему книга о Великой Отечественной войне хранится у нас?
Отец мне рассказал удивительную историю. Оказывается, эта книга не просто о войне. Она о малоисследованных страницах Великой Отечественной войны. Известный поэт Евгений Далматовский рассказывает о подвиге воинов 6-й и 12-й армий. А мой прадед Егоров Яков Егорович в годы Великой Отечественной войны служил именно там. Вместе с другими армиями они приняли на себя первый удар фашистских полчищ, своим беззаветным мужеством задержали врага на Украине на подступах к индустриальным районам страны.
Отец сказал, что в этой книге не упоминается имя его дедушки – моего прадедушки, но на форзаце книге среди фотографий воинов, мы с ним разглядели фотографию моего прадеда.
Форзац книги «Зеленая брама»
Документы войны… За их скупыми строками – сложная и прекрасная судьба. И мне захотелось больше узнать о моем прадедушке – герое Великой Отечественной войны, чье имя уже вписано в историю. И вот что я узнала.
Егоров Яков Егорович родился в 1916 году. В 1939 году призвался на действительную срочную службу. Попал в пограничные войска на Польско-Белорусскую границу. Тогда службу проходили три года, осталось еще год отслужить, как в 1941 году началась Великая Отечественная война.
Он рассказывал, что две наши армии (6-я и 12-я), ведя тяжелые, упорные бои с первых часов войны, к началу августа 1941 года были оттеснены в район Умани и окружены здесь превосходящими силами противника. Противник отрезал 6-ю и 12-ю армии от двух других армий Юго-Западного фронта. В своих рассказах он вспоминал, что было невыносимо тяжело, так же как и другим фронтам, армиям, дивизиям, полкам, батальонам, ротам. Нашей армии все-таки удалось разграничить штаб немецкого корпуса и погнать фашистов от Умани на тридцать километров. На полмесяца застряли двадцать две немецкие дивизии и почти все войска немецких захватчиков. Без этих дивизий вермахту не под силу было завоевать успех на Украине. 6-я и 12-я армии грудью прикрыли Днепропетровск – крупнейший район сосредоточился нашей промышленности, которую необходимо было эвакуировать, а пока они работала на оборону. Заслоненные этими же двумя армиями, героически трудились граждане Запорожья, до последней возможности не останавливали турбин Днепрогэса.
Мой прадедушка был старшим пулеметчиком пулемета «Максим» на тачанке. Во время боя рядом с тачанкой разорвался снаряд, его сильно ранило в ногу, контузило и взрывной волной отбросило в сторону.
В первые дни войны немцы не брали пленных и не добивали раненных… После боя, когда ночью стемнело, истекающего кровью прадедушку подобрала местная женщина. Она промыла страшные раны, переодела и спрятала в сарае. Столько белья и рушников израсходовала на бинты.
Немного оправившись от контузии и ранения, прадедушка решил биться к своим партизанам, так как до него доходили слухи, что поблизости действуют небольшие партизанские отряды. Попрощавшись со своей спасительницей, прадедушка наткнулся на партизан. Его отвели к командиру отряда, проверив документы и убедившись, что он боец Красной армии, приняли в состав отряда.
В этом отряде было много жителей из соседних деревень, многие из которых никогда не держали в руках оружия. Мой прадедушка неплохо разбирался в стрелковом деле, его поставили старшим по обучению бойцов отряда стрелковому делу. Между учениями прадедушка с группой бойцов выходил на боевые задания.
Уступить мы не смели забвенью
Тех страниц, опаленных войной:
Как сражались войска в окруженье,
Насмерть встав на опушке лесной,
И ценой своей жизни сумели
На пылающих тех рубежах
Приблизительно на две недели
Наступленье врага задержать.
В 1942 году прадедушка попал в стрелковую дивизию, которая участвовала в боях на Курской дуге. Во время ожесточенных боев его сильно ранило. Рана была настолько серьезная, что деда отправили в госпиталь… После излечения комиссия посчитала его непригодным к стрелковой службе и его комиссовали домой.
Прадедушка рассказывал своим детям, моему дедушке, и тете вот такой случай, который произошел с ним на фронте.
Шли ожесточенные бои. Наша армия попала в окруженье, надо было сохранить документы, планы, карту и знамя. Решили закопать на время, а потом вернуться за ними, если останутся в живых. Большой дуб был вывернуть с корнем от взрыва, и возле этого дерева была яма. Туда и спрятали карту, знамя и документы.
Было много раненных солдат, и к ним каким-то чудом прорвался санитарный поезд. Стали грузить раненных, все вагоны были забиты, не было мест. Раненный в ногу прадедушка остался один лежать на носилках, и машинист сжалился над ним и сказал:
- Грузите ко мне, как-нибудь поместимся.
Прадедушку погрузили, и поезд тронулся. Немного отъехали, а тут летят вражеские самолеты, начали бомбить этот поезд. Вагоны начали гореть, и их пришлось отцепить, только прадедушка с машинистом каким-то чудом уцелели.
Те места и назвали «Зеленая брама»:
Что такое зеленая брама?
Средь холмов украинской земли,
Есть урочище или дубрава
От путей магистральных вдали.
Это место суровых событий,
Не записанных, а может забытых…
Как узнать их потерянный след?
После войны, несколько лет спустя, следопыты, которые собирали военный материал тех боев, происходивших в Зеленой Браме, прислали письмо прадедушке с просьбой рассказать о том знамени, и о том, где были зарыты документы. Прадедушка ответил: «если бы я снова оказался в тех местах, то нашел бы место и указал где». Он помог следопытам разыскать это место, но прошло время, и почти все документы сгнили, но что-то сохранилось.
На основе скрытых документов и свидетельств очевидцев юные следопыты составили историческую справку, которой подкрепляет свой рассказ писатель Долматовский Е.А. своей книге «Зеленая брама».
Мой прадедушка Яков Егорович прожил замечательную, полную событий жизнь.
И известный чувашский писатель Николай Терентьевич Терентьев, который был родственником моему прадедушке написал книгу «Пожарная лошадь», где описывает семейную жизнь моего прадедушки Егорова Я.Е.: как прадедушка ушел на войну, как там служил, как после войны его встречали дома и чем он занимался, вернувшись домой, в мирное время. За участие в боях Великой Отечественной войны командование наградило прадедушку. У него было много боевых наград, но они до наших дней не сохранились, потому что дети играли с ними и растеряли. А некоторые награды хранятся у папиной тети – дедушкиной сестры.
Течет река времени…
Минуло уже 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.
Но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в Истории. А Историю делают сами люди, такие как мой прадедушка Егоров Яков Егорович.
Я горжусь тем, что у меня был такой замечательный прадедушка – настоящий герой Великой Отечественной войны.