Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Выступление заместителя министра образования и молодежной политики С.В.Петровой "Современное состояние системы образования Чувашии и влияние проекта "Реформа системы образования" на ход ее модернизации. Реализация проекта "Реформа системы образования"

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Современное состояние системы образования Чувашии
и влияние ПРСО на ход ее модернизации. 
Реализация ПРСО.


Чувашия - небольшая по территории, густонаселённая республика, расположенная в живописном среднем Поволжье. Население – 1,3 млн. чел., из них 40 процентов – сельское. После длительного спада в конце прошлого века ситуация в базовых отраслях экономики республики заметно улучшилась, а, начиная с 1999 г., наблюдается положительная динамика по всем направлениям. В 2004 г. темпы  роста в промышленности превзошли высокие темпы роста 2003 г. еще на 11,3 процента,  в химической промышленности рост составил – 124 процента, в машиностроении – 113 процентов. В целом с 2000 г. рост промышленного производства в Чувашии составил более 145 процентов, а по России – 139 процентов. Идёт активная газификация, модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство жилья.
В прошлом году авторитетное мировое рейтинговое агентство «Moody s» повысило положительный кредитный рейтинг Чувашской Республики еще на несколько ступеней. По долгосрочному рейтингу республика продвинулась от достаточного уровня  кредитоспособности Baal (rus) до высокой Al (rus),  встав вровень, например, с таким крупным промышленно-сырьевым регионом-донором, как Челябинская область. А по краткосрочному рейтингу достигла  планки исключительно высокой кредитоспособности (RUS-1), догнав Москву и Санкт-Петербург. Эксперты отмечают  высокое качество бюджетного администрирования, заметную динамику роста доходов и покупательной способности населения, хорошие темпы в реформировании социально-экономической сферы. Чувашия  демонстрирует полную открытость, надежность и вызывает доверие у инвесторов к экономическим и финансовым действиям и возможностям республики.
В этом не было бы ничего удивительного, если не одна отличительная особенность: республика находится на последнем, 89-м месте в Российской Федерации, по запасам стратегического сырья. Президент РФ В.В. Путин во время визита в Чувашию сказал: в отличие от большинства регионов в Чувашии нет ни газа, ни металлов, а развитие позитивное, даже выше, чем в среднем по стране, за счёт правильной организации работы и  интеллектуальной составляющей. И это пример для подражания».  Иначе говоря:  у нас и нет иного пути. Не случайно республика формирует имидж модельного региона, использующего новаторские методы управления, в том числе и в области образования – ставка делается на образование, признание его не затратной отраслью, а стратегическим, инвестиционным ресурсом. Именно это ещё в 1996 г. было заявлено в первой государственной целевой программе постсоветской Чувашии – президентской программе «Новая школа», которая получила дальнейшее развитие в целом ряде других проектов и программ. В Послании Государственному Совету Чувашской Республики в 2005 г. Президент Чувашии Н.В. Фёдоров поставил задачу создания собственной технологической и научно-исследовательской базы, формирования новой системы образования, направленной на развитие инновационного потенциала личности.
Одним из принципиальных подходов решения социально-экономических проблем республики стало их комплексное рассмотрение, применение комбинированных схем финансирования и концентрация ресурсов из всех источников, что позволяет получать значительный мультипликативный эффект.
В республику успешно привлекаются средства авторитетных международных организаций. Самым значительным, безусловно, следует назвать проект МБ «Техническое содействие в реформе бюджетной сферы на региональном уровне». Благодаря ему, за последние 2-3 года в Чувашской Республике реализована сложная, но системная Программа  реформирования управления общественными финансами. Создана эффективная схема движения и учета государственных финансов через казначейство, обеспечивающая высокий уровень контроля за их использованием. Проводятся мероприятия по реформированию и совершенствованию межбюджетных отношений, новые формы которых способствовали усилению мобилизующей роли бюджета в социально-экономическом развитии республики.
Все это  существенно улучшило общую бюджетную ситуацию и повысило открытость, прозрачность государственных и муниципальных финансов.
На протяжении последних лет сохраняется довольно высокий темп роста расходов на образование в бюджете Чувашской Республики. Расходы на образование стали самой крупной статьей в консолидированном бюджете республики. Объем бюджета отрасли увеличился более чем в три раза и достиг 3,1 млрд. рублей. Из республиканского бюджета финансируются 59,8 % расходов на образование. Около 40 % расходов – расходы местных бюджетов (дошкольное образование, расходы на содержание материальной базы школ, дополнительное образование детей).
В полном объеме финансируются расходы на социальную поддержку учащихся и работников образования (компенсация на методлитературу, стипендии, льготы на коммунальные услуги, обеспечение детей-сирот, учащихся из малоимущих  семей учебниками и др.).
Вместе с тем для формирования нового качества экономики необходима глубокая и всесторонняя  ее модернизация с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. На это нацелены все целевые программы, реализуемые в Чувашской Республике, в этом – основная цель  проекта  «Реформа системы образования».
Ключевой проблемой модернизации республиканской системы управления образованием стало управление эффективностью. Решение этого блока вопросов мы считаем приоритетным, поскольку образовательный результат напрямую связан с тем, как мы сумеем минимизировать финансовые, материальные и трудовые затраты со стороны педагогов и обучающихся, сможем ли мы выстроить свою организационно-управленческую деятельность так, чтобы образование реально стало  фактором социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий.
Для того, чтобы образовательные учреждения и особенно школы, успешно вошли в рыночные отношения, необходимо внедрить новый организационно-экономический механизм, предполагающий введение подушевого нормативного финансирования, перевод школ на финансовую самостоятельность и привлечение внебюджетных средств.
С 2001 года финансирование школ осуществляется на основе нормативов бюджетного финансирования, утверждаемых ежегодно законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики в расчете на 1 учащегося по городу и селу. Одновременно с НБФ утверждается перечень республиканских поправочных коэффциентов. 
Согласно Федеральному Закону № 123, с 1 января 2005 года на республиканском уровне утвержден норматив бюджетного финансирования на учебные расходы; норматив на эксплуатационные расходы утверждается муниципальными образованиями. 
Введение нормативного бюджетного финансирования, реструктуризация школьной сети дали  весьма ощутимый эффект – удалось увеличить надтарифный фонд оплаты труда до 25 % (было  7-11), а также предусматривать средства на дополнительные расходы, связанные с аттестацией педагогических работников. Так, если в 2000 г. численность педагогических и руководящих работников школ, имеющих квалификационную категорию составляла 55,8 %, то в 2004 г. – 70,5 %.   
Активное привлечение внебюджетных средств – другая новая черта образования (именно в рамках проекта мы обучали руководителей экономическим методам управления). В 2004 году  привлечено 361,5 млн. рублей внебюджетных средств.  Это составило к объему бюджета на образование 13,8% (в 2003 г. – 8,3%).
Важным элементом формирования эффективно-экономических механизмов является обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования. Нам удалось в некоторой степени переломить мнение, что децентрализация бухгалтерского учета приведет к увеличению количества бухгалтерских работников и  затрат на их содержание, снижению качества учета и его контрольных функций. Причем в Чувашии не ставится задача полной децентрализации бухгалтерского учета, выбраны разные  формы его организации: в составе централизованной бухгалтерии на условиях соглашений о финансовом обслуживании, создание кустовых бухгалтерий с обязательным сохранением права руководителя как распределителя кредитов.
Важнейшая задача - модернизация самой модели управления системой образования. В современных условиях управление образованием означает прежде всего управление процессом его развития. В рамках реализации проекта  осуществляется модернизация системы информационного обеспечения принятия управленческих решений, создания  единой системы мониторинга и образовательной статистики, показателей качества образования. Региональная система решает 2 основные проблемы:
Первая -  согласование собираемой информации и ее концентрация в единой базе данных, которая решается за счет реализации принципа «единого окна»;
Вторая - обеспечение пользователей информацией о состоянии системы образования для принятия управленческих и других решений.
Вся информация о состоянии системы образования Чувашской Республики и  социально-экономических условиях  собирается на сервере Центра мониторинга и статистики, созданного  специально в рамках  проекта. Сегодня ЦНОТ оснащен оборудованием, автотранспортом, учебно-методической литературой на сумму около 300 000 USD. Формат собираемой информации определяется запросами пользователей и утвержденными индикаторами оценки состояния системы образования. Пользователями являются: образовательные учреждения, учреждения-сопровождения – методические, ресурсные центры, центры психологической помощи, Чувашский республиканский институт образования, Учколлектор, республиканские учреждения дополнительного образования и др.
На слайде вы видите, что информационное обеспечение принятия управленческих решений базируется на двух потоках информации: собираемая информация по всем уровням функционирования поступает в ЦНОТ, здесь она сопоставляется с данными других ведомств, обобщается, структурируется под группы пользователей и идет к  ним. Полагаем, что  созданная схема уже в ближайшее время станет  эффективным институтом в цепочке принятия управленческих решений.
Для обеспечения доступности качественного образования в республике 3-ий год идет реструктуризация сети образовательных учреждений. Понимая, что эффективность реализации указанного направления может быть достигнута только при выполнении ряда обязательных условий, мы прежде всего обеспечили нормативную организационную  базу: принята республиканская целевая программа, аналогичные  программы действует во всех районах и городах республики. За последние годы  реструктурировано 144 школы, в том числе 7 городских, в 2005 году запланирована реструктуризация еще 40 школ. Изменили свой статус 65, реорганизованы в филиалы  - 34,   закрыта 31 школа. В целом за три года реструктуризации подверглись 21 процент школ, а ряде районов - до 50%. В результате реструктуризации за 3 года высвобождено 48,4 млн. рублей, которые направлены на содержание школьных автобусов, укрепление материальной базы школ.
Благодаря активной работе нам удалось стабилизировать наполняемость классов, количество учащихся, приходящихся на 1 учителя. Средняя наполняемость классов в сельской школе сегодня составляет 15,6 ученика, по республике – 19,9; количество учащихся на 1 учителя – 10 (город – 13, село – 8).  Эти показатели остались на уровне 2002 г. несмотря на существенное снижение рождаемости,  которое характерно для всех регионов Российской Федерации. В базовых школах даже есть некоторое улучшение.
Исходя из особенностей развития районов, в республике реализуются различные модели реструктуризации (они  представлены на слайде): кустовые базовые школы с современной учебно-материальной базой (их 178), возможностью введения профильного обучения в старших классах; комплексы «начальная школа-детский сад» - 29; социокультурные образовательные центры – 31, модели «школа возрастных ступеней обучения». На начало действия ПРСО число базовых школ, финансируемых за счёт проекта, составляло 27,  сейчас - 51. Все они являются ресурсными центрами, где идет концентрация информационных, материальных, кадровых ресурсов.  Во всех районах и городах разработаны программы сетевого взаимодействия ресурсных центров с базовыми и другими образовательными учреждениями. Создано 7 учебно-методических округов, объединяющих 5-6 органов управления образованием для организационно-методического сопровождения взаимодействия образовательных учреждений.
 Проводя реструктуризацию, мы отчетливо осознаем, что сельская школа – это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет и сильно влияет на жизнь  села и всех его жителей. В сельской местности в настоящее время расположены  77 % школ  (в 2001 году - 78%),  в них обучается 43 % детей. Одна из самых серьезных проблем сельских школ – малочисленность, их количество за этот период удалось сократить более чем в 2 раза, и благодаря этому количество средних школ с числом учащихся от 400-600 увеличилось на 66,7 %.
За 2001- 2004 годы высвобождено 1278 работников, в том числе 743 учителя. Из них трудоустроены - 65%, вышли на пенсию по выслуге лет и по старости - 16,8 %  переобучено - 4,8 %, на учете в службах занятости - 14 %.
Реструктуризация  оказала положительное влияние на развитие дошкольного образования, которое выиграло  в результате освобождения помещений. Охват дошкольным образованием на селе  нам удалось увеличить  с начала реализации проекта почти в 2 раза. При 152 школах открыты дошкольные группы, в том числе 72 группы -  в режиме кратковременного пребывания. Благодаря этому решается вопрос по обеспечению доступности дошкольного образования и подготовке детей к поступлению в школу.
Есть  еще один  существенный  эффект  от реструктуризации сельских школ  - она влечет за собой решение комплекса социальных проблем на селе. Для усиления эффективности реструктуризации и удобства подвоза детей с 2003 года действует республиканская программа «Дорога к школе», в соответствии с которой будет построено, реконструировано и отремонтировано более 885 км дорог  к сельским школам.
Составная часть системных преобразований – президентская программа «Школьный автобус». Согласно этой программе, к настоящему моменту за счет средств республиканского бюджета приобретено 163 автобуса, за счет проекта - 27. В результате ежегодно увеличивается количество населенных пунктов, откуда организован подвоз в результате реструктуризации школ. В  настоящее время более 7 тыс. детей по 412 маршрутам ежедневно доставляются в базовые школы.
В рамках республиканских и муниципальных программ, а также в ходе реализации проекта, ведется оснащение базовых школ компьютерным и офисным оборудованием, обновляется спортинвентарь, закупаются методические пособия. На сегодняшний день  1 компьютер приходится на 34 ученика, в сельских школах – на 24; 58% школ имеют доступ к Всемирной сети Интернет.  Все сельские базовые школы обеспечены компьютерными классами, в 2005 году компьютерными классами будут обеспечены все городские школы. В общей сложности в рамках проекта стоимость оборудования для сельских школ составила 1863 683 USD.
Республика пятый год участвует в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ. На наш взгляд, система ЕГЭ, основанная на единых стандартизированных   тестах, решает значимую социальную функцию - восстановление социальной справедливости в области образования путем обеспечения независимой и объективной оценки реального уровня образовательных достижений. Одну из главных задач ЕГЭ мы  видим  в формировании единого образовательного пространства, предоставлении выпускникам школ равных шансов на поступление в профессиональные образовательные учреждения. Стратегически единый государственный экзамен должен ликвидировать несоответствие между  результатами работы системы общего среднего образования и потребностями следующих ступеней образования. На слайде видно как  меняется характер преодоления разрыва требований, что само по себе становится ресурсом развития интеграционных процессов в системе образования.  ЕГЭ также повышает  академическую  мобильность выпускников  независимо от места жительства, уровня материальной обеспеченности, родительских ресурсов и других обстоятельств.
ЕГЭ мы рассматриваем и как один из способов  оценки  эффективности вложенных ресурсов. Анализируя результаты ЕГЭ, можно наглядно увидеть, насколько эффективно работают  ресурсы в разных образовательных учреждениях. Мы знаем цену  балла ЕГЭ по каждому предмету. Эти показатели нами используются в выборе стратегии развития муниципальных образовательных сетей.

Важным звеном в подготовке квалифицированных кадров для экономики республики  является система  начального профессионального образования. В регионе действуют 29 многопрофильных учреждений НПО, в которых по 55 профессиям  обучаются 16 тыс. ребят. На 10 тыс. населения приходится 123   ученика профессиональных училищ (по России -108).  Все учреждения НПО аттестованы и имеют свидетельства о государственной аккредитации. Ежегодно на учебу принимается более 8 тысяч выпускников школ, более 7 тысяч молодых специалистов направляются на производство.
В 2004 году 65 процентов выпускников трудоустроились по полученным профессиям, 13   - продолжили учебу в вузах и ссузах. Кроме того, в течение 2003 года 4426 человек из числа взрослого населения получили специальность по договорам с предприятиями и службами занятости.
Процесс модернизации в системе НПО начался с включения  училищ в реализацию проектов «Реформа системы образования» и «Реформирование системы НПО на основе  компетентностного подхода». Основные идеи проектов соответствуют главным положениям Концепции реформирования системы НПО в России, это оценка рынка труда,  соответствие качества профобразования его  требованиям, развитие сотрудничества с социальными партнерами,  модернизация учебно-материальной базы, внедрение в учебный процесс  новых образовательных технологий.
В рамках реализации ПРСО в 2004 году проведено исследование рынка труда в целях определения перечня приоритетных рабочих профессий. Из 175 профессий, заявленных предприятиями, выявлено 35 наиболее востребованных.
 С 2002 года происходит поэтапное сокращение  приёма обучающихся по ряду профессий с одновременным увеличением  их доли  по приоритетным  направлениям. В этом году. чтобы ликвидировать дублирование в подготовке рабочих, будет прекращен прием по 20 профессиям, продолжена работа по специализации учебных заведений, особенно  ресурсных центров. Предполагается увеличение подготовки специалистов,  связанных с обслуживанием сложного оборудования и техники в металлообработке, сельском хозяйстве, транспорте и внедрением новых технологий в строительстве.
 Все большее развитие в  последнее время получает система договорной подготовки кадров. В настоящее время училища заключили договора на подготовку кадров более чем с шестьюстами предприятиями республики. На  договорной основе  обучается 65,6 процента учащихся. Этому способствовало создание в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики комитета по образованию, а также деятельность учебных заведений в различных союзах товаропроизводителей.
 В результате такой деятельности постепенно создается механизм взаимодействия социальных партнеров,  складывается система трудоустройства выпускников на заранее определенные рабочие места. Соответственно происходит уменьшение числа лиц, состоящих на учете в службах занятости. Например, в 2001 году число безработных среди выпускников профессиональных училищ составляло 5 процентов, а в 2004 году – 3,3 процента.
  Однако, учреждения НПО на сегодняшний день не в полной мере обеспечивают секторы экономики кадрами, по уровню компетентности удовлетворяющими требования работодателей. Проблема дефицита в квалифицированных рабочих становится одним из сдерживающих факторов в подъеме промышленности республики. Поэтому кадровая политика в Чувашии является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития и реализуется в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики «О республиканской программе сбалансированности потребностей экономики в кадрах и рынка образовательных услуг».
В рамках  Указа созданы республиканские ассоциации учебных заведений, предприятий и организаций строительного и сельскохозяйственного профилей, в самих учреждениях НПО - службы маркетинга образовательных услуг, что позволяет своевременно вносить  необходимые изменения в структуру подготовки кадров.
В настоящее время актуальной стала проблема интеграции профессиональных училищ с учреждениями СПО по обеспечению  преемственности в содержании образовательных программ и создании единой материальной базы. Как следствие – обеспеченность более гибкого перехода обучающихся в учебные заведения повышенного уровня. Особенно это важно сейчас, при передаче учреждений из федеральной собственности в ведение региона (с 1 января в собственность республики перешли 26 профессиональных училищ и 2 техникума). В рамках реструктуризации системы профессионального образования  будут созданы на базе двух профессиональных училищ учреждения среднего профессионального образования по подготовке специалистов  для инфраструктуры города, образовательные комплексы для химической отрасли, сельского хозяйства, научно-образовательный комплекс для металлообрабатывающей промышленности.
В числе стратегических задач особое место занимает укрепление материально-технической базы. В последние годы увеличились средства на капитальный ремонт зданий и сооружений, приобретение учебного и производственного оборудования. В 2004 году на эти цели из федерального бюджета было выделено 24,1 млн. рублей, еще 1,6 млн. рублей заработали сами училища. Самое значительно финансовое вливание в   развитие системы НПО принесло  участие в проекте.  Это  позволило инвестировать 40,8 млн. рублей, которые были направлены  на  создание 11 современно оснащенных ресурсных центров, 2 из них – для реабилитации учащихся с ограниченными возможностями. В результате коэффициент обновления основных фондов увеличился  и достиг  4,3 процента.
Начата работа по созданию сетевого взаимодействия ресурсных центров с учреждениями образования разного уровня.  Одно из направлений их работы - переобучение и переподготовка взрослого населения. Поэтому на базе ресурсных центров начали функционировать  структурные подразделения для повышения квалификации рабочих.
Изменения в системе начального профессионального образования невозможны без совершенствования процесса управления в целом и проведения массовой подготовки управленческого и педагогического корпуса к работе в новых условиях. Начата апробация новых технологий в системе повышения квалификации педагогов, внедрение в систему методической работы механизмов формирования корпоративной культуры, переподготовка руководителей по основным вопросам управления, создание инфраструктуры по формированию инновационной культуры педагогических работников. Только за последние три года доля переподготовленных педагогов выросла в 4 раза. Во всех ресурсных центрах  имеются тьюторы для осуществления  сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями.
Согласно постановлению Кабинета Министров республики в 2004 году создан научно-методический центр профессионального образования,  по проекту «Реформа системы образования» центру поставлены компьютерное оборудование, программное обеспечение, учебники и  методические пособия.
 В целях координации усилий органов исполнительной власти всех уровней и работодателей по  дальнейшей модернизации системы начального профессионального образования и превращения ее в ресурс социально-экономического развития республики разработан проект Республиканской программы действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования до 2010 года.
 С 2006 года предусматривается переход профессиональных училищ на новый механизм финансирования с учетом  результативности их деятельности.
 Суть стратегии реструктуризации региональной системы НПО в Чувашии заключается в выработке оптимальных путей реализации принципа «обучение через всю жизнь».

Уважаемые коллеги!
Все  прошедшие годы  перед системой образования  Чувашии  стояли сложные, нацеленные на перспективу и, на первый взгляд,  трудновыполнимые задачи. Тем не менее, за это время мы реальными результатами доказали, что  педагогическое сообщество, республика в целом, способны к преобразованиям, направленным на  кардинальные изменения  в социально-экономической жизни республики, подготовку  к активно меняющейся жизни  высокообразованных,  инициативных людей со свободным демократическим,  информационно-технологическим мышлением.

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика