Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Информация

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Информация

 

            Служба практической психологии образования (далее – СППО) организована в 1992 году и является частью многоуровневой системы профилактики. В состав службы входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов и видов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры/службы), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), подразделения с психологической направленностью ВУЗов, специалисты, занимающиеся управлением и обеспечением деятельности первичных служб практической психологии образования на муниципальном и республиканском уровне.

В Чувашской Республике в настоящее время функционируют 27 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центров/ служб), в 2000 г. - 10. В них работает 137 специалистов (руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды (дефектологи), методисты, врачи-психиатры и др.). Основными направлениями оказания помощи всем участникам образовательного процесса (детям, родителям и лицам их заменяющих, семьям, педагогам) в ППМС - центрах/службах являются: раннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; профилактика школьной дезадаптации; сопровождение детей группы риска;формирование здорового образа жизни; профилактика зависимостей.

На базе 9 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи  детям и подросткам работают телефоны «доверия». За 2009 – 2010 учебный год было принято  более 2500 звонков (945 в 2007 – 2008 уч.г., более 2000 в 2008 – 2009 уч.г.).

Одним из актуальных направлений деятельности СППО продолжает оставаться  создание психологически безопасной среды в образовательных учреждениях.

Инновационное обучение характеризуется организацией «социальной ситуации развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее, так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении». Поэтому в сложившейся неустойчивой ситуации неопределенности, непредсказуемости современное образование рассматривается как процесс саморазвития, самоопределения ребенка в личностном плане.

Для нормального развития ребенка необходимы спокойная и доброжелательная обстановка, внимательное отношение взрослых, предоставление самостоятельности и независимости, возможность общения с другими детьми. Потребность в защите и безопасности является базовой и доминирующей и должна быть более или менее удовлетворена для того, чтобы человек мог быть мотивированным потребностями личностного самосовершенствования.

К самым значимым патогенным факторам школьного обучения можно отнести следующие: нарушение значимых отношений учитель – ученик, чрезмерное переутомление, избыточность и хаотичность информации, нагрузка преимущественно на когнитивную сферу, коммуникативные трудности.

То есть психотравмирующей часто является сама система обучения. Создание педагогических технологий, ориентированных на воспитание прежде всего психически здоровых людей и рассматривающих личностное развитие как условие такого воспитания, - актуальная задача практической психологии образования. Не только организационная структура школы, введение новых учебных дисциплин, но сами системы обучения, их цели и идеалы, способы взаимоотношений учителя и учеников, учеников друг с другом должны быть направлены на повышение устойчивости ребенка к психологическим трудностям, должны позволять предупреждать психические нарушения, защищать от воздействий стресса.

Служба практической психологии как на уровне Российской Федерации, так и в Чувашии базируется на одном из основополагающих принципов: обеспечение развивающего характера образования, то есть создание условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие и полноценное развитие участников образовательного процесса.

Сетью образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрами/службами) ежегодно изучаются представления учащихся о психологически безопасной образовательной среде.

С 2005 г. в Центре психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары осуществляется проект «Безопасная школа для детей и взрослых». Цель данного проекта – создание условий для формирования умений компетентного выбора ненасильственных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса в школах Ленинского района г. Чебоксары, профилактика дидактогений в образовательном процессе, а также сопровождение субъектов учебно-воспитательной среды, направленное на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, способствование развитию психологической культуры субъектов учебно-воспитательного процесса, как основному условию, обеспечивающему психологическую безопасность образовательной среды, охрану и поддержание психического здоровья ее участников. Задачи, которые планируется решить в ходе реализации проекта:

- изучение свойств и особенностей образовательной среды с точки зрения ее направленности и возможностей;

- привнесение в образовательную среду школы психологического содержания, психологических технологий и средств;

- оказание адресной помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в развитии социально-психологической умелости (отработка умений партнерского, диалогического общения);

- проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми субъектами образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями;

- формирование логики безопасного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса;

- обучение приемам конструктивного решения проблем взаимодействия.

В 2005-2006 учебном году разрабатывалась концепция проекта и формировалась группа участников творческой группы. К концу 2006-2007 учебного года в рамках данного проекта были проведены занятия для проектных команд образовательных учреждений, публичные презентации продуктов проектных групп педагогов-психологов и заместителей директоров школ по воспитательной работе. К концу 2008-2009 учебного года были составлены дополнительные образовательные модульные программы и дорожные карты мероприятий проекта. В 2009-2010 учебном году пилотная реализация проекта была продолжена в нескольких школах г.Чебоксары.

В процессе подготовительных мероприятий по проекту «Безопасная школа для детей и взрослых», реализуемого Центром психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» в образовательных учреждениях г. Чебоксары было проведено анкетирование родителей. Ответы на все предлагаемые вопросы оценивались по 5-балльной шкале, где 1 балл – очень высокая опасность, а 5 баллов – очень низкая опасность.

К угрозам, вызывающим их наибольшее беспокойство, родители отнесли:

- психологические травмы от действий учителей;

- противоправные действия со стороны других школьников;

- информационную и дидактическую опасность.

   В настоящее время у педагогов, учащихся и  многих родителей возрастает потребность в психологических знаниях, об этом свидетельствуют встречи с родителями, педагогами и учениками.      Родители готовы учиться выстраивать правильные отношения с детьми, педагоги хотят знать о причинах отклонений в поведении детей, многие ученики желают быть успешными.  Поэтому специалистами центра большое внимание уделяется просветительской работе. За  учебный год просветительской работой охвачено 6125 человек, из них педагогов - 1098, учащихся - 2065, родителей -2962.

Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов -  важнейшая составляющая создания психологически безопасной образовательной среды. Педагогу современной школы необходимо уметь применять в своей практике деловые и ролевые игры, моделирование проблемных социальных ситуаций, тренинговые упражнения, методы творческого самовыражения и др., в которых ребенок занимает активную позицию, получает опыт взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, обретает возможность активного экспериментирования, осознания результатов собственной деятельности.

И может, тогда отпадет необходимость говорить о соблюдении правил техники психологической безопасности в образовательном учреждении, поскольку она будет гарантирована каждым педагогом.

 

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика