Министерство образования и науки России присвоило в этом году пятнадцати творческим детским коллективам Чувашии звание “Образцовый детский коллектив”. Среди получивших свидетельство образцового изостудия “Батик” Центра развития творчества детей и юношества им. А.Андрианова, которая была создана по инициативе Светланы Шерибзяновой. Моя собеседница — человек очень светлый и располагающий к себе.
***
С.Шерибзянова окончила Чувашский государственный педагогический университет им. И.Яковлева. В ЦРТДиЮ работает с 1996 года. Педагог дополнительного образования имеет высшую квалификационную категорию. В 2002 году стала лауреатом республиканской выставки произведений прикладного искусства работников образования и учащихся Чувашской Республики и отмечена дипломом II степени в номинации “Живопись”. На республиканской выставке-конкурсе “Картины вышитые-2007 — “Мое отечество” картина “Утро” стала победителем в номинации “Лучшая картина выставки”. Работы педагога ежегодно выставляются в Художественном музее Новочебоксарска. В 2006 году состоялась персональная выставка “Вальс цветов”.
***
— Светлана Борисовна, вы больше педагог или художник?
— Прежде всего человек... Думаю, и первое, и второе должно идти вместе. Я с удовольствием работаю с детьми, переживаю за них, если у них что-то не ладится. Больно смотреть на неполные семьи: то папы нет, то мамы. А то оба есть, но работают в Москве. Иной раз кажется, что мир рушится.
Кроме умения рисовать стараюсь дать что-то еще, ведь ребенка надо выслушать и понять, это для него важнее. Смотришь, девочка пришла в боевой раскраске, тут не порицать надо, а понимать, что для нее косметика — защита и способ самовыражения, у нее душа, может, кричит и плачет. Походит на занятия месяца три-четыре, смотришь, начинает меняться, бижутерии и косметики становится меньше. Она осознает, что ей ничего никому не надо доказывать, ее никто не осудит и не оттолкнет. Педагог — это ведь не профессия...
— …состояние души? А художник — это профессия?
— Тоже нет. Это образ жизни, так же как и педагог. Понимаете, из этого выйти невозможно, все время что-то в тебе рождается, в том числе и стихи.
— Вы и стихи пишете?
— Это похоже на рисование, рождается и пишется само. Можешь ночью встать и записать.
Симфония небесных красок
Пусть льется радостью на вас,
И боль отчаянья, и скука
Уйдут сейчас, уйдут сейчас.
Мир, полный чудным вдохновеньем,
Прольется светом в сердце вам,
И возрожденье человека
Начнется там, начнется там...
— Всегда хотели стать художником?
— Окончила художественную школу, а хотела стать врачом, даже отучилась год в университете на медицинском, но потом появился ребенок, надо было заниматься им. В роли врача чувствовала бы себя хорошо, да и профессия моя сродни медицинской — души лечу.
Когда сын пошел в первый класс, поступила в пединститут. На четвертом курсе родила дочку. Но еще до поступления в педагогический работала в частной мастерской, выполняла роспись по дереву. Было тяжело — рука все время на весу, пишешь на объемной форме, прошла хорошую школу.
В ЦРТДиЮ работу начала педагогом дополнительного образования, потом учила росписи по дереву, а после декрета принялась за батик. Это новый вид изобразительного искусства для нашего региона, и готовых учебных программ не было. Собирала по крупицам материал о росписи по шелку. Поначалу не было инструментов, сама изготавливала краски, варила нужный состав, заказывала трубочки у стеклодувов.
— Что отличает творческого человека от всех остальных?
— Его не сдерживают парадигмы. В плане работы не умею повторять за кем-то, совершенно не способна быть сканером. Для меня тяжкий труд (как, думаю, и для всякого творческого человека) — писать отчеты, но приходится это делать, тем более что устраиваю презентации, провожу семинары и даю мастер-классы. Свой опыт надо передавать. Приезжают педагоги иногда с детьми. После мастер-классов подходили, благодарили. Взрослые от детского, казалось бы, труда получают удовольствие.
— Мне всегда интересно: являются ли творческие задатки приобретенными или передаются по наследству?
— Папа занимался фотографией и резьбой по дереву, хорошо рисует. Он и сейчас без дела не сидит: изготавливает столики, скамейки, точит для них причудливые ножки.
— Вы тоже, кажется, фотографируете?
— Мне это нужно для работы. Картинку, поделку фотографирую поэтапно, когда составляю уроки с мультимедийной презентацией или даю мастер-классы. Открытые уроки провожу постоянно.
— Кого и чему обучаете?
— Провела мастер-класс “Объемная новогодняя игрушка” для вожатых школ города и педагогов-организаторов комнат школьника, мастер-класс по батику для педагогов школ, по соленому тесту для учителей технологии, “Холодный батик” и “Свободная роспись” для учащихся художественной школы, “Подводный мир в батике” для педагогов изо, “Подарок за пять минут” для учащихся города Климовска, мастер-класс для классных руководителей “Декупаж” и для педагогов Ибресинского дома творчества — “Изготовление рамки”. Помогаю педагогам дополнительного образования Йошкар-Олы, Чебоксар и Мариинского Посада. Разработала собственную авторскую программу, и в 2005 году она рекомендована к использованию в образовательном процессе.
— Она авторская, потому что таких больше нет?
— Программа может носить название авторской, когда при ее написании не использовалась ни одна типовая. Например, мы расписываем ткани способом холодный батик в несколько этапов, соединяем разные виды батика (свободная роспись и холодный батик, узелковый батик и холодный батик, горячий батик с элементами холодного). Сочетаем батик с другими видами прикладного искусства (искусственные цветы, бисероплетение, вязание, вышивка, макраме), используем батик, соленое тесто и природные материалы (раковины, камушки, засушенные растения и насекомые), расписываем одежду и элементы одежды (платки, шарфы и палантины) с изучением рисунка, цветовой гаммы, использованных разными народами в разные культурные эпохи, применяем батик в интерьере.
— Сейчас много всего и в Интернете.
— Это-то и страшно. Думать не надо, скачал — и все. Стараюсь на своих семинарах заставлять людей думать, ведь педагоги — это люди, которые влияют на будущее страны. Одна после такой встречи говорит: “Вечно после вас голова болит”, а я отвечаю: “Наверное, думает, ведь темы не простые”.
— Есть какие-то профессиональные задумки?
— Их очень много. К Рождеству хочется провести семинар “Евангелие в картинках”. Планирую подготовить очередную персональную выставку. Хочется также написать проект мастер-классов по прикладному творчеству для педагогов.
— А в студии чем с детьми занимаетесь?
— В первый год обучения изучаем технологии в батике: холодный, горячий, узелковый батик, соляная техника, роспись восковыми карандашами, цветным контуром, смешанная техника. Во второй — различные направления в дизайне, декоративное оформление изделий, роспись шарфов, платков и палантинов. На третий год — занятия в творческой мастерской. Осваиваем роспись интерьера (занавеси, панно, покрывала), расписываем наборы или комплекты для дома, офиса, рабочего места.
— Наверное, приходят и неспособные к рисованию?
— Неспособных нет! Если человек не умеет рисовать, значит, в какой-то момент ему подрезали крылья, сказали: “Так рисовать нельзя”. Появляется ненужный страх.
Вот девочка такую красивую рыбу нарисовала, а дома ей: “Таких не бывает!” Она чуть не плачет, а я говорю: “Такие бывают, на дне океана еще и поярче есть”. Главное, в чем стараюсь их убедить, что они ничего не могут испортить, потому что все можно исправить. Как в батике, так и в жизни. И страх уходит.
— Вы учите детей, являясь методистом, работаете с педагогами, а на собственное творчество — живопись — время остается?
— Картины пишу, расписываю платки, шарфы, палантины. Писать надо постоянно, рука не должна это забывать. Мне свои работы, как правило, не нравятся, так что есть к чему стремиться.
— Дети унаследовали мамино стремление создавать что-то новое, то есть творческие ли они люди?
— Сын, Самат, увлекался рэпом, этот его путь прошла с ним вместе. В то время для России это было очень необычно. Сейчас ему 22, собирается жениться. Окончил химтехникум, занимается отделкой квартир, подходит к своему делу основательно, с выдумкой. У него в комнате на потолке текстурная роспись, в центре — будто солнышко, а сам потолок двухуровневый.
У Самата развито чувство цвета, композиции. А вот Лиля (ей двенадцать скоро) — чистый живописец. Занимается у меня в студии. В нынешнем году заняла первое место во всероссийском конкурсе детского творчества по пожарной безопасности “Пожарный доброволец: вчера, сегодня, завтра”.
— Как рано обнаружились ее способности?
— Практически с рождения. Сидит полугодовалая на руках — тянется ко всему красивому, а невзрачное трогать не будет. До садика, бывало, час идем — остановится, небо разглядывает. К музыке неравнодушна, занимается в школе искусств на эстрадном отделении. А поступать собирается на иняз в ЧГПУ, уже определилась, у нее языковые способности.
— Сто раз еще передумает.
— У нее свобода выбора, стараюсь на нее не давить. Дочка очень общительна, ей все интересно, она экстраверт — открыта для людей. Конечно, беспокоит то, что мир несовершенен, и при ее доверчивости ей могут сделать больно.
Хочется, чтобы и у мужа, и у детей был надежный тыл, чтобы дома было спокойно, ведь начало всего — в семье. Не будет крепка она, разрушится все.
— Расскажите о семье.
— В следующем году отметим серебряную свадьбу. Мой супруг, Альсим Шейхуллович, водитель, работал в шестой автобазе, сейчас дальнобойщик. Дома, конечно, бывает редко, но за один вечер в неделю успевает сделать все! Да еще оставит распоряжения на следующую. Он объездил всю Россию, ведет здоровый образ жизни и собирается жить до ста двадцати.
— Как отдыхаете?
— Лучший отдых — смена деятельности. Умею шить, вязать, вышивать, плести в технике макраме. Очень люблю заниматься садоводством. Выращиваю цветы, овощи, ягоды. На земле отдыхаю душой.
Ольга Рябова.