Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2010.10.28 Сколько надо любви и огня, чтобы слушали и помнили (Грани)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/
Словно нанизывая бусины на нитку, отмечал я интересные факты из жизни моей собеседницы. Начала она преподавать еще в середине пятидесятых годов прошлого века в Яндашевской средней школе.
У нее учились нынешние кандидаты наук, руководители больших и малых городских предприятий, и даже один настоящий полковник. Директор гимназии № 6 Вера Вавилова выбрала стезю филолога благодаря именно ее урокам русского языка и литературы. Впрочем, обо всем, что случилось в жизни отличника народного образования РФ, заслуженного учителя Чувашской Респуб­лики Дины Ивановны ПЕТРОВОЙ, по порядку и с самого начала.

— Детство мое прошло в Ишлейском районе (так тогда назывался нынешний Чебоксарский). Сначала в полной мере испытала то, что выпало на долю детей войны. Трудились в колхозе, пасли лошадей, таскали снопы к молотилке. Мне было лет восемь, когда на папу пришла похоронка, и мы с мамой остались вдвоем. Был еще один ребенок, но он умер во младенчестве.
Училась я в Ишлейской средней школе. Четыре километра от дома туда — четыре обратно, в любую погоду, несмотря на дождь и снег. Однажды по дороге на занятия путь преградили волки. Была зима, помню, ярко светила луна. Сели они чуть впереди и смотрят на меня. Через некоторое время поднялись и исчезли в темноте. Училась тогда, наверное, классе в шестом. Испугалась очень сильно, даже начала заикаться после этого. Однако со временем все прошло.
— После войны человек считался достаточно образованным, если оканчивал семилетку. Сколько лет учились вы?
— Все десять. Притом что образование считалось тогда роскошью и обучение в классах с восьмого по десятый было платным, как и первые два курса института.
Конечно, нам с мамой приходилось тяжело. Выращивали картошку, продавали ее в Чебоксарах на базаре, на вырученные деньги оплачивали учебу. Помню, моей любимой едой в те годы были пирожки с ливером. Когда поступила в институт, выручало донорство.
— Так хотели стать учительницей?
— Очень. Еще учась в школе, была вожатой в младшем классе. Тогда и решила: когда вырасту, стану учительницей... Или актрисой. Кстати, театр я обожала всегда. Играла в старших классах, потом будучи студенткой. Занятия в драмкружке у нас вел известный чувашский драматург Николай Терентьев (позже признанный народным писателем Чувашии, заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР, заслуженным работником культуры РСФСР. — Прим. авт.), наша труппа выступала и на сцене Чувашского драмтеатра. По окончании института мне предлагали даже работу в театре, но учительское во мне оказалось сильнее. Тем не менее, став педагогом, я всегда вела в школе драматический кружок.
— Как попали в Яндашево?
— Вышла замуж. Мой избранник был выпускником физико-математического факультета, старше меня на три года и уже работал учителем Яндашевской школы. В 1956 году сюда пришла и я. Первые годы снимали угол, потом купили свой дом. Сумма по тем временам огромная — десять тысяч рублей! Расплачивались за него мы больше пяти лет. Все это время трудились практически без отдыха. Летом ежегодно работала вожатой, старшей вожатой, начальником пионерских лагерей. Объездила за десять лет чуть ли не все окрестные пионерлагеря.
Помню, когда в поселке Ивановского кирпичного завода в 1960-м открылась вечерняя школа, меня позвали туда вести уроки русского языка и литературы. Я согласилась. Тогда пришлось преподавать в трех школах: с утра в восьмилетке в Анаткасах, прошагав три километра туда и три обратно, затем в Яндашеве, а вечером в поселке Ивановского завода (плюс еще четыре километра пути). Самым сильным желанием в то время было одно — выспаться.
Кстати, в летописи Новочебоксарска упущен, на мой взгляд, такой факт: до 1963 года, когда в Спутнике открылась средняя школа № 20 (ныне № 1), старшеклассники — дети первостроителей — ходили на занятия в девятый и десятый класс в нашу Яндашевскую школу. Сколько их было, сейчас уже не помню.
— Тяжело, наверное, преподавать взрослым учащимся вечерней школы?
— Многие, действительно, оказались старше меня. Однако уроки трудными не были. В те годы в вечерней училась самая активная и передовая молодежь. Те, кто по комсомольской путевке приехал на строительство химкомбината. Практически все обладали невероятным жизнелюбием и стремлением познать мир, добиться в нем успеха... Помню, как затаив дыхание, они слушали стихо­творения Пушкина и Лермонтова, просили меня почитать еще. После этого всю усталость как рукой снимало.
— Но вот настало время перебираться в город...
— В 1965 году всех учащихся и учителей 8-10 классов Яндашевской школы перевели в только что построенную школу № 29 Чебоксар (так тогда именовалась вторая новочебоксарская). С собой мы захватили оборудование для кабинетов химии, физики, два киноаппарата, магнитофон... Даже яблони, которые и по сей день растут на территории второй школы, пересажены из школьного сада в Яндашеве. Помог тогда с транспортом стройтрест № 4.
В Яндашеве семилетка еще оставалась, но все понимали, что это ненадолго, год-два, и все. Город постепенно поглощал деревню. Нашей семье вместо сельского дома (продавать его так и не разрешили) выделили квартиру в хрущевке.
— После того, как вас в 1979 году назначили директором школы № 2, учебное заведение выбилось в передовые...
— Владислав Гаврилович Надеждин (знаменитый на всю Россию педагог, директор школы, прославившийся внедрением передовых методов обучения и воспитания. — Прим. авт.) тогда работал заместителем председателя гор­исполкома. Он пришел ко мне и говорит: “Ну все, теперь вторая будет занимать все первые места...”. И как в воду глядел. Наверное, у меня характер такой — не люб­лю плестись в хвосте. Когда мы два или три раза подряд стали победителями ежегодного соцсоревнования, мне наше министерство поручило провести двухдневный семинар всесоюзного значения по технике безопасности (содержание мастерских, кабинетов физики, химии...). При­ехали руководители школ от Калининграда до Владивостока. Потом я услышала лишь положительные отзывы. Вот этим по праву горжусь.
— В 1983 году вы возглавили коллектив школы № 6, которая ранее под руководством Владислава Надеждина гремела на всю республику. Не было страшно?
— Сначала отказывалась от перевода, не понимала, в чем его смысл. Считала, нет разницы, какой школой руководить. И только потом узнала, что в тот год шестую не приняли к учебному году, хотя она и продолжала работать. Так что мне достался отнюдь не сладкий пряник.
К выполнению своих обязанностей я приступила в феврале 1983 года. Кстати, вскоре Владислав Гаврилович оставил должность заместителя председателя гор­исполкома и стал директором школы № 14. Я тогда подумала: “Елки-палки, уступать ему не собираюсь...”. И не уступила. Помню, шестая всегда наступала на пятки четырнадцатой, иногда и опережая ее, а в один год победителями соцсоревнования признали сразу две школы: шестую и четырнадцатую.
— Поделитесь, в чем заключается секрет побед?
— Директор обязательно должен разбираться в хозяйственных вопросах. Кроме того, надо уметь находить контакт с шефами, быть дипломатом, иначе учебное заведение не получит никакой помощи. Однако на первом месте — учебная работа. Директор должен быть сильным методистом. Я литератор, но грош цена мне как руководителю, если, присутствуя на уроке математики, не смогу разобраться, каков КПД урока, почему учитель в ходе занятия не достиг поставленной цели. Кроме того, директор обязан сам давать открытые уроки.
Знаете ли вы, что Достоевского сначала в советских школах не изучали. Почему, думаю, понятно. Его произведения учат терпению и всепрощению, а это противоречило теории революционного человека. Когда же в программу ввели произведения этого писателя, многие учителя боялись брать Достоевского. Тогда я все уроки по нему объ­явила открытыми. Ко мне приходили не только наши учителя, но и литераторы из других школ.
— Почему же в 1989 году оставили пост директора школы? Исчерпали свой потенциал?
— Вовсе нет. В школе мы открыли класс с химическим уклоном, готовилось положение об объявлении шестой “авторским” образовательным учреждением. Но... как и многие спорт­смены, решила уйти на пике формы.
Если же быть честной, стала замечать в себе некие перемены. Однажды шла по коридору, уроки окончены, дети играют. В углу собрались ребята, по виду ученики третьего или четвертого класса, и о чем-то спорят. Громко так, агрессивно. А я... сделала вид, что их не замечаю, прошла мимо. Усталая была. Зашла в свой кабинет, села в кресло и подумала: “Ну все, Петрова, пора уходить...”. Написала заявление об увольнении с поста директора, правда, преподавать в школе не перестала.
— Расскажите об истории с выборами в Верховный Совет Чувашской АССР.
— В начале 1990 года в Верховный Совет ЧАССР XII созыва баллотировался шеф моей школы гендиректор “Химпрома” Леонид Сергеевич Шевницын. Тогда уже по правилам в бюллетене следовало проставить не менее двух фамилий кандидатов. А никто соперничать с Шевницыным не хотел, так что второго кандидата все не находилось. Тогда в горкоме партии мне предложили выставить свою кандидатуру. На городском-то уровне я была депутатом дважды, однако и не думала о чем-то большем.
Так я стала кандидатом. Встречи с населением мы с Леонидом Сергеевичем проводили вместе. На них я честно говорила, что многие вопросы Шевницыну решить легче, чем мне. Это он руководитель крупного промышленного гиганта, а я всего лишь педагог. Поэтому голосуйте за него. Тем не менее за меня на несколько тысяч человек проголосовало больше.
— Леонид Сергеевич обиделся?
— По-моему, очень. Потом сказал: “Очень вы правильную тактику избрали, Дина Ивановна”. Кстати, позже я также была против избрания меня председателем комиссии по науке, информатизации и народному образованию. Однако избежать этого поста не удалось.
— В те годы учителям месяцами задерживали зарплату, в России начались забастовки...
— Не раз удалось добиться выдачи тринадцатой зарплаты новочебоксарским учителям, решить вопрос с выпиской “Учительской газеты” педагогам Новочебоксарска. А еще отстоять стоимость горячего питания для школьников в нашем городе, его тогда не повысили. В целом же те четыре года с 1991-го по 1994-й действительно выдались очень трудными, учителя бастовали по всей России, иногда казалось, что легче самой встать к стенке, чем вести переговоры, чего-то добиваться в качестве депутата.
— Сейчас вы возглавляете городской совет ветеранов-учителей. Чем он занимается?
— Во-первых, молодые пенсионеры помогают учителям готовиться к открытым урокам, мероприятиям, оказывают методическую помощь. Бывает, приходится давать советы по той или иной возникшей педагогической ситуации. У литераторов богатые библиотеки, обычно находящимися в них методическими пособиями и произведениями мировой и российской классики пополняют школьные биб­лиотеки. Кроме того, мы организуем для ветеранов педагогического труда культпоходы в театр, на концерты, поездки на экскурсии в Казань, Дивеево, Шереметевский замок...
— Среди ваших учеников очень много людей, добившихся в жизни успеха. Почему?
— Мы всегда сознательно ориентировали ребят на это. Помню, в первый же год существования школы № 2 на вечер встречи с выпускниками пригласили бывших учеников Яндашевской школы: директора электроаппаратного завода Константина Яковлева, кандидата исторических наук Петра Михайлова, генерала Советской Армии Алексея Маркова, артиста Чувашского драматического театра Николая Федорова. Ребята были поражены таким обилием “звездных” выпускников одной сельской школы, и, по-моему, не один в тот вечер поставил перед собой цель добиться успеха не меньшего, чем эти люди.
Андрей Сергеев.
        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика