Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2010.10.27 Тело надо держать в порядке (Советская Чувашия)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Зачем нужны уроки физкультуры? Вопрос, с одной стороны, риторический - о пользе физических упражнений знают все. И тем не менее каждый год ученики все чаще и чаще одаривают физруков сомнительными справками с приговором медиков «освобожден от физкультуры». Об отношениях школьников, а также их родителей к «урокам спорта» и о многом другом - наш разговор с преподавателем физкультуры чебок­сарской школы № 20, заслуженным учителем Чувашии, руководителем сообщества учителей физкультуры г. Чебоксары Полиной Ливановой.

— Полина Зиновьевна, не секрет, что большинство учеников и их родителей считают уроки физкультуры даже не вто­ростепенным предметом, а вообще при­ростком, не очень нужным учебному процессу. Ваше отношение к этому?

  Да, бытует мнение, что предмет «физическая культура» как бы на вто­ром плане. Но нельзя забывать, что это полноценная учебная дисциплина, а не факультатив. Этот предмет - о-бу-ча-ю-щий! Так же, как остальные, он дает знания, умения и навыки, необходи­мые в жизни любому человеку, помо­гает всестороннему развитию школь­ника. Учитель физкультуры должен дать теоретические знания, научить технике любого упражнения, практи­чески развивать физические качества ребенка.

   — Сухая статистика говорит, что подав­ляющее большинство современных школьников - больные дети. Как вы работаете с такими?

   - Проблема, действительно, есть. Нездоровые дети поступают к нам уже в 1-м классе. Имея огромный педагоги­ческий стаж (почти 40 лет), могу точно сказать - еще лет десять назад в 1-м классе больных ребятишек почти не было. Таких по состоянию здоровья относили к специальной Медицинской группе где-то в средних, старших клас­сах. Ведь что происходит? Дети почти не двигаются - печально сказывается наступление века компьютерных техно­логий. А я, как учитель, обязана их обучать на уроке таким приемам, чтобы они могли еще и дома самостоятельно заниматься. Ведь двигательный режим ребенка предполагает хотя бы час физи­ческой активности в сутки. Если бы ребята и родители соблюдали этот ре­жим, наверное, мы имели бы меньше больных детей. Помощь и контроль со стороны родителей в этом плане - со­хранения здоровья - просто необходи­мы! А не только забота о пятерках и четверках. Приучать надо с малолет­ства к самым элементарным вещам - зарядке, играм на свежем воздухе, в секции спортивные записывать. Вот это будет дело.

   - А сейчас какие-то нормы обязатель­ные существуют - по числу прыжков, времени на стометровку и так далее? Ведь кто-то, хоть тресни, не способен их выполнить - сердце заходится, задыхает­ся. Что ж теперь, из троек не вылезать?

   - На каждом этапе развития обще­ства были свои требования, в том числе в преподавании физической культуры. Вспомним, к примеру, 60-70-е годы, когда по всей стране население от семи и до семидесяти лет сдавало нормы ГТО. Каждый должен был на время пробе­жать, проплыть, отжаться, подтянуться. Но тогда здоровье у людей было намно­го крепче. А сегодня, как мы уже упо­мянули, дети ослаблены и требования к ним другие. Жестких нормативов нет. Но есть тесты. В начале учебного года мы проверяем уровень физической под­готовки учеников, и каждый узнает свои сильные и слабые стороны, чтобы в течение года развивать их гармонично.

и учителя, идя на урок, уже знают, кому что надо подтянуть, кому какие упражнения делать, а кому не стоит. Словом, работаем индивидуально. Кому-то даже отдельно задания составляем. - Типичная история - ребенок вроде здоров, но что-то у него упорно не полу­чается. По канату взобраться или через козла перепрыгнуть. Одноклассники, ес­тественно, веселятся - дети жестоки. Как в таких случаях вы поступаете?

   - В таких случаях я приглашаю по­заниматься после уроков один на один. Но если уж совсем не получается, ни­когда не встаю в принципиальную пози­цию. Зачем? Ведь так психику ребенка подорвать можно. У нас в школе уже более 20 лет практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек на уро­ках физкультуры. Это очень здорово. Так дети меньше стесняются, особенно в подростковом возрасте. И учителю составлять упражнения, учебную про­грамму с учетом пола школьников на­много легче. Да, мы пытались свой опыт передать другим, об этом и на совеща­ниях говорили. Но все зависит не толь­ко от учителей физкультуры, но и от администрации школы - более сложно составлять расписание, не все хотят напрягаться.

   - Есть среди ваших учеников такие, кто не занимался в специальных секциях, но на школьных уроках вы смогли разгля­деть в них способности к определенным видам спорта, и они достигли в них неких высот?

   - Конечно, когда ребята приходят ко мне на урок (особенно впервые), я все­гда за ними наблюдаю. И отмечаю, у кого какие таланты. Вот уже 12 лет в России и у нас в Чувашии проводятся предметные олимпиады по физической культуре, они помогают раскрыть спо­собных детей в полной мере. С гордо­стью за своих воспитанников могу ска­зать, что за последние пять лет мною подготовлены 4 победителя российской олимпиады и 7 призеров. Я в свое время предложила им: «Будете заниматься?» Они не отказались. Тренировались и на уроках, и после них. И вот результат.

   - Давайте имена победителей назовем.

   - Это уже выпускники нашей школы Марьяна Михайлова (дважды лидер), Виктория Игнатьева, Дарья Соловьева. Даша сейчас студентка Высшей школы экономики в Москве, Марьяна тоже учится на экономиста. А Вика поступи­ла на физкультурный факультет в Мос­кве, хочет стать тренером по легкой атлетике. Хочу упомянуть и Аню Гурь­еву, которая тоже идет по моим стопам и как раз сейчас проходит у меня педа­гогическую практику.

   - А с родителями вы как работаете? Есть у вас какие-то особые формы убеж­дения в важности уроков физкультуры?

   - С годами мы становимся мудрее. Если по молодости упорно стоишь на своем, бываешь более требовательным, го сейчас, напротив, стараешься найти компромисс, помочь и ребенку, и роди­телям. И, конечно, когда я принимаю новый класс, обязательно прихожу на первое родительское собрание и объясняю, какие у меня требования. Чтобы ум родителей они «вдруг» не стали неожиданностью. Это помогает мне миновать какие-то конфликты, которые могут возникнуть в ходе учебы. И не только мне. Команда физкультурников у нас сплоченная, с едиными требова­ниями, принципами, пониманием друг друга.

   - Как вы вообще стали учителем физкультуры? Спортсменкой были в юности или, наоборот, пришли к этому из любви к педагогике?

   - Когда я еще училась в 24-й школе Чебоксар, у меня были три любимых предмета - физкультура, пение и ино­странный язык. Такой вот разброс. Думала - идти в пединститут на инос­транный или физкультуру? Последняя перетянула. Может, потому что я до­полнительно после уроков еще занима­лась легкой атлетикой. Закончила сна­чала Канашское педучилище, потом заочно педуниверситет. Работа с детьми мне очень нравится, иначе бы я давно сбежала. Ведь ежедневно идти на рабо­ту, которая тебе не нравится, - это, по-

моему, самое большое наказание для человека.

   - У детей ваших как со спортом? Или сапожник без сапог?

    - Все мои трое детей (сын Евгений, дочери Анна и Екатерина) с удоволь­ствием ходили в спортивные секции, занимались плаванием, танцами. Мы с мужем - он, кстати, тоже учитель физ­культуры - всегда следили за их физи­ческим развитием. По нашим стопам никто из детей не пошел, но и по сегод­няшний день они поддерживают физи­ческую форму, в свободное время про­должают заниматься танцами, плавани­ем. Дочь Анна, в частности, увлекается линди-хопом и недавно заняла третье место в шоу-турнире среди городов России и Украины. Сейчас внук, школь­ник, продолжает семейные традиции.

   - В вашем доме, наверное, только и разговоры что о работе?

   - Да уж. Муж, Владимир Константи­нович Ливанов, работает сейчас в шко­ле-интернате имени Лебедева. Когда-то трудились в школе № 20 вместе, и именно он заложил многое из того, на чем основывается нынешняя деятель­ность учителей физкультуры. Я вообще многому у него научилась. Этот чело­век безгранично предан своей работе и старается передать опыт другим учите­лям, читает лекции в институте образо­вания. Он разработал новую, современ­ную методику «Деятельностный подход в обучении», и по мере возможности я тоже стараюсь ее применять, хотя не все сразу получается.

    - Достаточно ли для ребят, на ваш взгляд, двух-трех часов физкультуры в неделю?

   -  На самом деле три урока в неделю только у  10-11-х классов. Конечно, хотелось бы побольше, потому что это все-таки здоровье ребенка. Ведь в евро­пейских странах по 7-12 уроков в не­делю, там очень внимательно относятся к здоровью, особенно детскому. В прош­лом году и Президент России сказал, что нужен третий урок во всех классах, и мы думали, что уже в этом учебном году его введут в учебный план. Но, увы, пока этот вопрос не решен.

    - Хочу напоследок поинтересоваться, как вам удается так молодо и свежо выглядеть? Особый секрет?

    -  Нет, секрета нет, просто душа всегда должна быть молодой. Ну, конеч­но, и физически стараюсь себя поддер­живать. Я, например, не считаю зазор­ным на уроке пробежаться вместе с ребятами, выполнять с ними упражне­ния. Лично над собою, своим телом от души занимаюсь на каникулах, особен­но летом, когда много свободного вре­мени, это доставляет огромное удоволь­ствие. А еще в свободное время люблю ходить в театр: посмотреть хорошую постановку, балет, послушать хорошие голоса. Последнее, что я смотрела,   - «Русский балет» под управлением Вя­чеслава Гордеева.

Беседовала  3.  Шитлаева.

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика