Зачем нужны уроки физкультуры? Вопрос, с одной стороны, риторический - о пользе физических упражнений знают все. И тем не менее каждый год ученики все чаще и чаще одаривают физруков сомнительными справками с приговором медиков «освобожден от физкультуры». Об отношениях школьников, а также их родителей к «урокам спорта» и о многом другом - наш разговор с преподавателем физкультуры чебоксарской школы № 20, заслуженным учителем Чувашии, руководителем сообщества учителей физкультуры г. Чебоксары Полиной Ливановой.
— Полина Зиновьевна, не секрет, что большинство учеников и их родителей считают уроки физкультуры даже не второстепенным предметом, а вообще приростком, не очень нужным учебному процессу. Ваше отношение к этому?
— Да, бытует мнение, что предмет «физическая культура» как бы на втором плане. Но нельзя забывать, что это полноценная учебная дисциплина, а не факультатив. Этот предмет - о-бу-ча-ю-щий! Так же, как остальные, он дает знания, умения и навыки, необходимые в жизни любому человеку, помогает всестороннему развитию школьника. Учитель физкультуры должен дать теоретические знания, научить технике любого упражнения, практически развивать физические качества ребенка.
— Сухая статистика говорит, что подавляющее большинство современных школьников - больные дети. Как вы работаете с такими?
- Проблема, действительно, есть. Нездоровые дети поступают к нам уже в 1-м классе. Имея огромный педагогический стаж (почти 40 лет), могу точно сказать - еще лет десять назад в 1-м классе больных ребятишек почти не было. Таких по состоянию здоровья относили к специальной Медицинской группе где-то в средних, старших классах. Ведь что происходит? Дети почти не двигаются - печально сказывается наступление века компьютерных технологий. А я, как учитель, обязана их обучать на уроке таким приемам, чтобы они могли еще и дома самостоятельно заниматься. Ведь двигательный режим ребенка предполагает хотя бы час физической активности в сутки. Если бы ребята и родители соблюдали этот режим, наверное, мы имели бы меньше больных детей. Помощь и контроль со стороны родителей в этом плане - сохранения здоровья - просто необходимы! А не только забота о пятерках и четверках. Приучать надо с малолетства к самым элементарным вещам - зарядке, играм на свежем воздухе, в секции спортивные записывать. Вот это будет дело.
- А сейчас какие-то нормы обязательные существуют - по числу прыжков, времени на стометровку и так далее? Ведь кто-то, хоть тресни, не способен их выполнить - сердце заходится, задыхается. Что ж теперь, из троек не вылезать?
- На каждом этапе развития общества были свои требования, в том числе в преподавании физической культуры. Вспомним, к примеру, 60-70-е годы, когда по всей стране население от семи и до семидесяти лет сдавало нормы ГТО. Каждый должен был на время пробежать, проплыть, отжаться, подтянуться. Но тогда здоровье у людей было намного крепче. А сегодня, как мы уже упомянули, дети ослаблены и требования к ним другие. Жестких нормативов нет. Но есть тесты. В начале учебного года мы проверяем уровень физической подготовки учеников, и каждый узнает свои сильные и слабые стороны, чтобы в течение года развивать их гармонично.
и учителя, идя на урок, уже знают, кому что надо подтянуть, кому какие упражнения делать, а кому не стоит. Словом, работаем индивидуально. Кому-то даже отдельно задания составляем. - Типичная история - ребенок вроде здоров, но что-то у него упорно не получается. По канату взобраться или через козла перепрыгнуть. Одноклассники, естественно, веселятся - дети жестоки. Как в таких случаях вы поступаете?
- В таких случаях я приглашаю позаниматься после уроков один на один. Но если уж совсем не получается, никогда не встаю в принципиальную позицию. Зачем? Ведь так психику ребенка подорвать можно. У нас в школе уже более 20 лет практикуется раздельное обучение мальчиков и девочек на уроках физкультуры. Это очень здорово. Так дети меньше стесняются, особенно в подростковом возрасте. И учителю составлять упражнения, учебную программу с учетом пола школьников намного легче. Да, мы пытались свой опыт передать другим, об этом и на совещаниях говорили. Но все зависит не только от учителей физкультуры, но и от администрации школы - более сложно составлять расписание, не все хотят напрягаться.
- Есть среди ваших учеников такие, кто не занимался в специальных секциях, но на школьных уроках вы смогли разглядеть в них способности к определенным видам спорта, и они достигли в них неких высот?
- Конечно, когда ребята приходят ко мне на урок (особенно впервые), я всегда за ними наблюдаю. И отмечаю, у кого какие таланты. Вот уже 12 лет в России и у нас в Чувашии проводятся предметные олимпиады по физической культуре, они помогают раскрыть способных детей в полной мере. С гордостью за своих воспитанников могу сказать, что за последние пять лет мною подготовлены 4 победителя российской олимпиады и 7 призеров. Я в свое время предложила им: «Будете заниматься?» Они не отказались. Тренировались и на уроках, и после них. И вот результат.
- Давайте имена победителей назовем.
- Это уже выпускники нашей школы Марьяна Михайлова (дважды лидер), Виктория Игнатьева, Дарья Соловьева. Даша сейчас студентка Высшей школы экономики в Москве, Марьяна тоже учится на экономиста. А Вика поступила на физкультурный факультет в Москве, хочет стать тренером по легкой атлетике. Хочу упомянуть и Аню Гурьеву, которая тоже идет по моим стопам и как раз сейчас проходит у меня педагогическую практику.
- А с родителями вы как работаете? Есть у вас какие-то особые формы убеждения в важности уроков физкультуры?
- С годами мы становимся мудрее. Если по молодости упорно стоишь на своем, бываешь более требовательным, го сейчас, напротив, стараешься найти компромисс, помочь и ребенку, и родителям. И, конечно, когда я принимаю новый класс, обязательно прихожу на первое родительское собрание и объясняю, какие у меня требования. Чтобы ум родителей они «вдруг» не стали неожиданностью. Это помогает мне миновать какие-то конфликты, которые могут возникнуть в ходе учебы. И не только мне. Команда физкультурников у нас сплоченная, с едиными требованиями, принципами, пониманием друг друга.
- Как вы вообще стали учителем физкультуры? Спортсменкой были в юности или, наоборот, пришли к этому из любви к педагогике?
- Когда я еще училась в 24-й школе Чебоксар, у меня были три любимых предмета - физкультура, пение и иностранный язык. Такой вот разброс. Думала - идти в пединститут на иностранный или физкультуру? Последняя перетянула. Может, потому что я дополнительно после уроков еще занималась легкой атлетикой. Закончила сначала Канашское педучилище, потом заочно педуниверситет. Работа с детьми мне очень нравится, иначе бы я давно сбежала. Ведь ежедневно идти на работу, которая тебе не нравится, - это, по-
моему, самое большое наказание для человека.
- У детей ваших как со спортом? Или сапожник без сапог?
- Все мои трое детей (сын Евгений, дочери Анна и Екатерина) с удовольствием ходили в спортивные секции, занимались плаванием, танцами. Мы с мужем - он, кстати, тоже учитель физкультуры - всегда следили за их физическим развитием. По нашим стопам никто из детей не пошел, но и по сегодняшний день они поддерживают физическую форму, в свободное время продолжают заниматься танцами, плаванием. Дочь Анна, в частности, увлекается линди-хопом и недавно заняла третье место в шоу-турнире среди городов России и Украины. Сейчас внук, школьник, продолжает семейные традиции.
- В вашем доме, наверное, только и разговоры что о работе?
- Да уж. Муж, Владимир Константинович Ливанов, работает сейчас в школе-интернате имени Лебедева. Когда-то трудились в школе № 20 вместе, и именно он заложил многое из того, на чем основывается нынешняя деятельность учителей физкультуры. Я вообще многому у него научилась. Этот человек безгранично предан своей работе и старается передать опыт другим учителям, читает лекции в институте образования. Он разработал новую, современную методику «Деятельностный подход в обучении», и по мере возможности я тоже стараюсь ее применять, хотя не все сразу получается.
- Достаточно ли для ребят, на ваш взгляд, двух-трех часов физкультуры в неделю?
- На самом деле три урока в неделю только у 10-11-х классов. Конечно, хотелось бы побольше, потому что это все-таки здоровье ребенка. Ведь в европейских странах по 7-12 уроков в неделю, там очень внимательно относятся к здоровью, особенно детскому. В прошлом году и Президент России сказал, что нужен третий урок во всех классах, и мы думали, что уже в этом учебном году его введут в учебный план. Но, увы, пока этот вопрос не решен.
- Хочу напоследок поинтересоваться, как вам удается так молодо и свежо выглядеть? Особый секрет?
- Нет, секрета нет, просто душа всегда должна быть молодой. Ну, конечно, и физически стараюсь себя поддерживать. Я, например, не считаю зазорным на уроке пробежаться вместе с ребятами, выполнять с ними упражнения. Лично над собою, своим телом от души занимаюсь на каникулах, особенно летом, когда много свободного времени, это доставляет огромное удовольствие. А еще в свободное время люблю ходить в театр: посмотреть хорошую постановку, балет, послушать хорошие голоса. Последнее, что я смотрела, - «Русский балет» под управлением Вячеслава Гордеева.
Беседовала 3. Шитлаева.