Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Успех! Еще успех!
Во всероссийском конкурсе методических разработок по произведениям А.Солженицына, который проводился газетой “Литература” в 2008-2009 учебном году, С.Никорук стала победителем, ее разработки были опубликованы в одном из номеров названного издания.
Год спустя в республиканском конкурсе методических разработок мероприятия для старшеклассников “Выборы — это важно!” (организатор — Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики) она заняла первое место. Уже в 2010 году педагог удостоена дипломов третьей степени в республиканских конкурсах инновационных проектов “ИКТ в профессиональном творчестве работников образования” и на лучший элективный курс для профильного обучения “Будущее Чувашии в инновационном мышлении”. В нынешнем году учительница также одержала победу во всероссийском конкурсе методических разработок по произведениям А.Чехова, организованном газетой “Литература” совместно с Государственным литературно-мемориальным музеем-заповедником А.П.Чехова в Мелихове и Чеховской комиссией Российской академии наук.
У успешного педагога и воспитанники ей под стать. По итогам последних городских предметных олимпиад по истории и обществознанию четверо ее учеников заняли два первых, второе и третье места. На последней региональной научной конференции молодежи и школьников “Наука. Творчество. Развитие” ученик Светланы Николаевны Александр Соловьев (9-й класс) награжден дипломом первой степени, на всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” девятиклассница Евгения Городилова удостоена диплома.
Современный урок
“Рождение любого урока начинается с осознания его конечной цели — чего учитель хочет добиться, — рассказывает Светлана Никорук. — Затем следует установить средства и способы действий, которые помогут в ее достижении”.
“Возможность выбирать формы и методы, приемы преподавания, — продолжает она, — оборачивается для учителя необходимостью думать самому. В ходе применения новых технологий вместо заучивания готового материала учащиеся выполняют творческие задания. Иными словами, на современном уроке ученики из пассивных слушателей превращаются в активных участников процесса. Это вызывает у них интерес, школьники испытывают чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. Так формируется творческий подход к делу, для которого характерны обширность познаний, гибкость, критичность мышления”.
Читая Чехова
Расскажем об одной разработке учителя. Тема “Крестьянский вопрос в рассказе Чехова “Мужики” рекомендована автором к применению на уроках истории России в восьмом и десятом классах в рамках социально-экономического развития нашей страны по разделу “Культура России во второй половине XIX века”.
“Проблема положения земледельца в обществе всегда была актуальной для российской творческой интеллигенции, — пишет в пояснительной записке к уроку С.Никорук. — В XIX веке крестьянский вопрос поднимался в программах декабристов, спорах славянофилов и западников, в аграрных проектах всех императоров столетия, остро ставился в русской литературе. Вспомнить хотя бы “Записки охотника” И.Тургенева, “Кому на Руси жить хорошо” Н.Некрасова, “Власть земли” Г.Успенского...”. Рассказ А.Чехова “Мужики” учительница выбрала потому, что произведение “удивительно правдиво, трагично, оставляет неизгладимое впечатление. В нем показаны не только быт, нравы и мировоззрение крестьян, но и их социальная организация, труд, отношение чиновничества к крестьянам после отмены крепостного права”.
Однако не забудем, что речь идет об уроке истории, а не литературы. Для чего тогда на занятии нужен художественный текст? “Цель моей разработки, — сообщает автор, — проанализировать вместе с учениками рассказ А.Чехова как исторический источник по периоду пореформенной России (конец XIX в.) и на примере данного художественного произведения рассмотреть возможность познания исторической действительности средствами искусства (литературы)”. В ходе урока ученики должны выяснить мировоззрение и нравы мужиков, а также то, какими были социальная организация и труд крестьян после отмены крепостного права, как крестьяне относились к переменам, вызванным реформой 1861 года. Главное же — определить, с какой целью писатель обращается к историческому материалу и как широко он его использует в своем рассказе, сделать собственные выводы.
Как указывает С.Никорук, работа носит интегрированный характер — исследование построено на историческом и литературном материалах. На уроке используются технология “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, приемы “Кластер”, “Чтение с пометками”, “Маркировочная таблица”. Например, чтение с пометками подразумевает, что во время чтения учащийся ставит условные значки: “ü” — уже знал, “+” — новая информация, “-” — думал иначе, “?” — есть вопросы. Затем составляется таблица. Заключительным этапом анализа художественного произведения может стать написание эссе.
Андрей Сергеев.