Без компьютера и Интернета жизнь школьника представить сегодня уже невозможно. Одним лишь поиском материала для уроков сидение у монитора, естественно, не ограничивается. И вот тут в плутаниях по Сети ребят подстерегают отнюдь не виртуальные опасности. Какие? На этот вопрос отвечает доцент кафедры новых информационных технологий Чувашского республиканского института образования Алексей Симолкин.
Галопом по Европам
– Наверное, самый большой плюс Интернета в том, что он содержит колоссальное количество разнообразнейшей информации. Причем любые сведения можно найти необыкновенно быстро. И в этом же (вот парадокс) его громаднейший минус.
Есть такое понятие – мониторная болезнь (речь идет как о компьютере, так и о телевизоре). Причина ее как раз в слишком большом потоке информации. Ведь когда мы, например, просто идем по улице, то предметы и людей рассматриваем медленно, вдумчиво. Или когда изредка ходим в кино, потом долго фильм обсуждаем. Таким образом наш мозг обрабатывает информацию в естественном для него темпе. А если ребенок, придя из школы, тут же включает телевизор и принимается смотреть сериал за сериалом без разбора или сидит часами за компьютером, он получает эмоциональный стресс. Потому что за минимальный отрезок времени получает максимальное количество информации. Поступая через нервные пути в мозг, она возбуждает участки его коры. Чем ее больше, тем дольше она обрабатывается. Если же мозгу времени катастрофически не хватает, он устает и «срывается», в нем получается большая «каша». Когда утомление переходит определенную черту, возникает мониторная болезнь. Однако это не самая большая опасность, ведь с ней можно бороться, просто-напросто ограничивая время пребывания ребенка у экрана.
Вот еще нюанс, связанный со скоростью подачи информации. Есть дети, у которых структура мозга такова, что информацию они воспринимают медленнее (хотя зачастую качественнее). Для них большой объем информации, подающийся быстро, – дополнительный стресс. Это обычно происходит, когда учитель демонстрирует что-то на экране и работа ведется сразу со всем классом. Ребенок не воспринимает ее быстро, нервничает – в итоге двойки, неуверенность в своих умственных силах и прочий негатив.
Охотники за детьми
– Всемирная паутина может быть опасна, как и реальный мир. В ней появились своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления.
К примеру, существуют различные сетевые хулиганы, которые выкладывают непотребную информацию – заведомо ложную или искаженную. Например, ребенок ищет сведения про праздник 23 февраля и натыкается на рассказ, что коммунисты все переврали, что не так все было, никакой победы над немцами не было. А в учебнике совсем по-другому. Чему верить? Вот здесь надо объяснить сыну или дочке, что мыслить надо всегда критически, поскольку опубликоваться в Сети может любой желающий.
Иного рода хулиганы (гриферы) – по сути та же дворовая шпана, которая получает удовольствие, хамя и грубя окружающим. Особенно это практикуется в компьютерных играх. Гриферы обычно издеваются над игроками, употребляют грязные, нецензурные выражения, жульничают и так далее. А ребенок выходит из себя, в ответ тоже какую-то свою негативную реакцию выдает, начинает ругаться.
Следущий источник опасности – сайты нежелательного содержания, порнографические, сектантские, суицидальной направленности. Причем некоторые такие сайты имеют располагающий вид, предлагают безобидные игровые занятия и дают ссылки на уважаемые сайты. Так что ухо надо держать востро. И всегда помнить, что есть опасность проникновения на порносайты, даже случайно. Эти сайты очень настойчивы и порой так привязываются, что компьютер приходится вычищать вручную. А людям, которые не умеют чистить, даже операционную систему заново устанавливать.
Не дружить, а чатиться
– Не давайте ребенку проводить слишком много времени в Сети, чтобы ему не угрожала еще и интернет-зависимость. Если не отслеживать, он готов целыми днями сидеть за компьютером. Конечно, это интереснее, чем учить уроки. Он может стать любым персонажем, героем, без оглядки всех подряд лупить, убивать и так далее. Поэтому все, что ему внушают в школе и дома, – не бей, не обижай, другие «не», – он не воспринимает всерьез, когда в Сети ему все позволено. И все больше случаев, когда подростки путают виртуальную жизнь с реальной и начинают вести себя так же бесконтрольно, как в игре.
Больше склонны к интернет-зависимости дети с проблемами. Ребенок, который плохо учится, которого заторкали в школе, не слишком уважают сверстники, стремится именно к виртуальному общению. Ведь в Сети он может выстроить мир, в котором ему комфортно, где он умница, храбрец или красавица, к примеру. В чате его никто не обзовет, а даже если обзовет, в ответ он спокойно может послать подальше. Без всяких проблем найти себе друга, а поссорился – удалил его, другого нашел. Не надо напрягаться, трудиться душой, переделывать что-то в себе, учиться находить общий язык с окружающими. Так легче, и дети, увы, склонны к легким путям.
Есть пример в одной из школ Чебоксар. Сентябрь-октябрь ученики этой школы усиленно сидели в Интернете и как бы подсели на него, живому общению стали определенно предпочитать виртуальное. Сейчас возникли трудности с проплатой, трафик ушел на учебные цели, и дети стали бузить, требовать Интернет. И самое интересное, наиболее активны дети именно из проблемных классов, те, кто хуже учится и тяжелее дружит. А потребность в общении-то остается.
И вот тут дети подвергаются опасности вступить в контакт со злоумышленниками. Анонимность общения в Интернете способствует завязыванию доверительных отношений. Преступники используют неопытность молодых людей, стараются привлечь их заботливостью, добротой, даже подарками. Между тем это, как правило, психопаты, извращенцы или просто аферисты, выманивающие сведения о благосостоянии семьи и ее распорядке.
Словом, Всемирная паутина может так ребенка опутать, что понадобится немало сил, чтобы его из этих сетей вызволить. Между тем принципиальное отличие опасностей Интернета от других в том, что если алкоголь, наркотики и тому подобное – вред абсолютный, избавление от которого сплошное благо, без компьютера в наше время обойтись сложно, если не невозможно. Остается одно – вовремя принимать меры.
З. Шитлаева