Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2010.01.28 Царица “Муравейника” (Грани)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

“Человеком года” в номинации “Общественная инициатива-2009” названа руководитель Новочебоксарской молодежной экологической дружины “Муравейник” Татьяна СКВОРЦОВА. Со дня на день она ожидает прибавления семейства, поэтому отсвет материнства накладывал отпечаток и на ответы Татьяны, и на всю нашу беседу.

— Стремление жить насыщенной жизнью досталось вам от родителей?
— Скорее всего. Мама и сейчас отличается бойким характером. Рассказывала, как в детстве защищала всех девочек во дворе от нападок мальчишек. Папу можно назвать человеком творческим, он хорошо поет, некоторое время даже посещал  занятия хора.
Родилась и выросла я в Новочебоксарске. Родители работали на “Химпроме”, потому свое пионерское детство  я провела в детском оздоровительном лагере этого предприятия “Звездочка”. Уже тогда активно участвовала во всех концертах, акциях и мероприятиях. Думаю, это тоже сыграло роль в моей дальнейшей жизни.
— С такими талантами прямая дорога в театральный вуз...
— Не думаю. Сцена, актерство — это одно, а активная жизненная позиция, желание всегда быть в центре событий, делать что-то полезное — совсем другое.
Училась я в обычной школе № 6, она тогда еще не была гимназией. По окончании девяти классов по совету мамы в 1990 году подала документы в медицинское училище, спустя три года окончила его с красным дипломом. Так что первая моя профессия — медицинская сестра. Кстати, полученные навыки очень выручают во всевозможных экспедициях, походах, во время полевого лагеря “Школы дикой природы”, который обычно проходит на биостанции за Волгой.
В том же 93-м поступила на биолого-химический факультет (сейчас естествознания) ЧГПИ имени И.Яковлева. Вместе с однокурсницами решила — год проучусь и перейду на медфак, дальше изучать медицину. Однако окончила первый курс и... осталась тут же. Так и получила специальность учителя биологии и химии. Год преподавала эти предметы в родной шестой школе.
— А как оказались в Центре творчества?
— Пригласила Альбина Николаевна Эндюськина. Произошло это в 1999-м. Впрочем, ее я знала давно. Еще школьницей посещала кружок “Юный химик”, который она вела во Дворце пионеров. Студенткой участвовала в программе по изучению малых рек Чувашии. Альбина Николаевна тогда курировала группу “химиков”. Вообще, в походах и экспедициях я участвовала с первого курса вуза, когда начала посещать природо-исследовательский клуб “Караш” в Чебоксарах.
В конце девяностых в Новочебоксарске еще существовал учебно-производственный комбинат (УПК): старшеклассники школ города в определенные дни осваивали азы выбранной профессии. В Центре тогда в рамках УПК организовали курс “химик-эколог-лаборант”, его и доверили мне вести в первый год работы.
Кроме того, стала проводить занятия кружка “Юный химик”. С учениками 6-7 классов изучали азы, проводили элементарные опыты. Устраивали “настоящее” извержение вулкана, серебрили монетки. Простое любопытство зачастую перерастает в серьезное увлечение наукой, нужно лишь в самом начале поддержать интерес у ребят.
— На днях состоится тринадцатая по счету научно-практическая конференция “Наука. Творчество. Развитие”. Помните, как все начиналось?
— Первая конференция состоялась в 1998-м. Жаль, что идея проводить такой форум не пришла организаторам раньше. В моем детстве такой классной стартовой площадки для начинающих исследователей просто не было. Впрочем, сейчас мы, педагоги Центра, можем реализовать свои творческие идеи и замыслы с помощью детей, подвигая их на исследовательскую деятельность. Причем сама конференция — заключительный этап работы, начинается же все с выбора темы и сбора материала.
— Имеете в виду “Школу дикой природы”?
— В данном случае да. В нынешнем году на базе биостанции будет организован уже пятнадцатый по счету полевой лагерь “Школы дикой природы”. Я впервые приняла в нем участие в 2000 году. В состав кураторов тогда входили весьма известные в Новочебоксарске люди: педагог и эколог Андрей Ширшов, орнитолог Олег Глушенков, один из основателей “Школы” москвич Игорь Ганицкий. Побывав в лагере в качестве куратора, сделала для себя вывод: направление биологии и экологии ни за что не брошу, ведь тут работают такие замечательные люди.
— Главное в выездном лагере?
— Появляется возможность живого общения с окружающим миром. “Школа дикой природы” — совсем не то же самое, что
изучение биологии в учебном классе. Работа с юннатами также отличается от привычной: общение в основном индивидуальное. У каждого куратора в “Школе дикой природы” не более трех подопечных. А попадают сюда воспитанники ЦРТДиЮ, занимающиеся в кружках и объединениях по направлениям экологии, туризма и краеведения.   
Конечно, для ребят проходят общие лекции на биологические темы. Но при выполнении практического задания значительную часть времени ученик проводит вместе с педагогом. Вот как, например, проходит изучение лягушек пожарного прудика на биостанции.
Сначала ребенок читает литературу, узнает о том, как классифицировать земноводных. Знакомится с местами обитания различных видов, повадками лягушек, их рационом. Следующий этап — наблюдение. Вместе с наставником изучает поведение конкретных особей, записывает происходящее, фотографирует живые объекты. Далее задача усложняется, настает пора постановки экспериментов. Например, такого: узнать, какое расстояние проходит лягушка за час. Сделать это не так просто, нужно знать методику проведения опыта. Кстати, зачастую кураторы разрабатывают необходимые методики сами. И вот так, шаг за шагом юннат и его педагог движутся вперед.
Первые выводы подопечный делает здесь же, в лагере, выступает с докладом перед товарищами. Потом, в городе, он доработает свои материалы и представит работу на конференции.
— Что изучать интереснее: животных, птиц, растения?
— У нас действует такое правило: ребенок, который ездит в полевой лагерь не первый год, каждый раз выбирает новый объект для исследования. Например, в первую поездку это растения, во вторую — птицы, в третью — насекомые... И только затем определяются предпочтения исследователя.
Многое зависит от характера ребенка, его темперамента. Например, для изучения насекомых требуется терпение: смотреть в бинокуляр, читать определитель и отслеживать характерные признаки. Работа весьма кропотливая. Впрочем, усидчивость юному биологу нужна в любом случае. К примеру, птицы крупнее, бинокуляр здесь не нужен. Однако наблюдать за выведением птенцов — значит долго сидеть где-то поблизости от гнезда  с биноклем и блокнотом с ручкой.
В результате именно такая практика формирует характер будущего ученого-биолога. И даже если ребенок изберет другую сферу деятельности, приобретенные навыки окажутся полезными — они закладывают основы любой исследовательской деятельности. Всякая курсовая, дипломная работа в вузе строится на сборе и анализе информации. Во время защиты исследования  юннаты учатся точно формулировать мысли, отстаивать свою точку зрения.    
— Как появилась идея создать молодежную экологическую дружину “Муравейник”?
— Мысль объединить взрослых и детей, неравнодушных к состоянию окружающей среды, пришла в головы нескольким педагогам Центра творчества одновременно. Тогда, в 2003 году, в Центре работали такие творческие личности, как Вера Дергачева, Наталья Яшина, Вика Волкова. Старожилы вожатского движения вспоминают их добрым словом и по сей день.
Первая наша акция — по очистке от мусора Ельниковской рощи — широко освещалась в прессе, в “Гранях” этому событию была посвящена вся первая страница одного сентябрьского номера. В состав “Муравейника” вошли представители каждой школы, примерно по 15‑20 человек. Однако “большой сбор” объявляли редко, только во время таких вот масштабных коллективных дел. Рощу мы стали убирать два раза в год — весной и осенью.
Помимо этого начинания периодически вместе с ребятами мы брали мусорные пакеты и шли убирать окрестности пристани на Волге. Тихо, без фанфар очищали территорию, накопившийся мусор складировали в контейнеры. Позже эта акция получила название “Берега”.
— Почему назвали дружину “Муравейником”?
— Муравьи трудятся вместе, это “социальные” насекомые. Кроме того, могут поднять вес, превышающий их собственный. В целом же являются символом трудолюбия, и вообще существа симпатичные, что в сказках, что в баснях...
В начале 2004 года провели общее учредительное собрание, приняли решение о создании городской экологической дружины. Бессменным ее председателем стала я, первым заместителем председателя из числа школьников выбрали ученицу школы № 2 Наташу Петухову. Сейчас она учится на третьем курсе московского вуза.
— Трудно собрать вместе 300 человек?
— Нет, для большого общегородского дела несложно. Однако идея дружины не ограничивается проведением масштабных субботников. Гораздо чаще мы собирали по 20-30 активистов из всех школ, проводили с ними занятия в школе актива, организовывали мероприятия с тем, чтобы потом у себя в школе они использовали полученные знания.
Список дел “Муравейника” довольно большой. Например, кроме очистки территории рощи от мусора мы высаживаем на аллее кустарники. Осенью 2009 года посадили лиственницы, заложили мини-питомник дубков. Кстати, младшее звено “Муравейника” — воспитанники детского сада № 17, они и высадили желуди.
— Результаты усилий экологов из “Муравейника” заметны в Новочебоксарске?
— Экологическое сознание формируется не быстро. Смею надеяться, что, воздействуя на детей школьного и детсадовского возраста, мы приучаем не только их, но и родителей бережно относиться к окружающей природе.
— Ваш сын сможет бросить фантик мимо урны?
— Думаю, что нет. Диме сейчас десять лет, его уже можно назвать экологом со стажем. Вместе со мной после второго класса он ездил в “Школу дикой природы” и изучал водных насекомых Национального парка “Чаваш вармане” (Шемуршинский район). Работу защищал в Чебоксарах на финале регионального этапа V Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников, занял третье место. Вообще, интересы у него разносторонние. Увлекается футболом, в семь лет вместе с нами ходил в горный поход в Приэльбрусье.
— Несколько слов о главе семьи.
— Думаю, замечательный педагог, любитель природы, турист со стажем Андрей Викторович Ширшов в представлении не нуждается.

Андрей Сергеев.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика