Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
В январе в Санкт-Петербурге был дан официальный старт Году учителя в России. Продолжением его стала педагогическая ассамблея, объединившая сотни учителей страны. И на официальной церемонии, и на ассамблее присутствовали наши педагоги. Поделиться впечатлениями мы попросили одного из участников событий.
Чем больше проходит времени после поездки в Санкт-Петербург, на открытие Года учителя, тем сложнее и в то же время проще рассказывать о ней. Стираются первые эмоции, остаются самые яркие впечатления и – темы для размышлений.
Без всякого пафоса был очень горд тем, что присутствовал при историческом моменте – официальном открытии Года учителя. Как все помнят, официальный старт ему дал Президент России Дмитрий Медведев. «Год учителя – не только дань уважения благородному учительскому труду, – отметил он. – 2010 год должен стать годом позитивных перемен в школе». Говорили на форуме и о кадровой поддержке школ. Министр образования и науки Андрей Фурсенко сообщил, что уже с этого года специальные гранты будут получать выпускники педагогических вузов, поехавшие работать в школы тех регионов, где не хватает учителей. Наверное, в их числе будут и наши молодые педагоги.
Еще одно яркое впечатление – выставка новейших образовательных технологий. На ней, например, можно было увидеть приборы, которые позволяют слепым ученикам обучаться наравне со зрячими. Заложенная в эти приборы программа способна читать и озвучивать или переводить на специальный дисплей Брайля любой напечатанный текст.
В герценовском университете нам показали аудитории, смонтированные под школьные классы будущего. Объяснили, что сейчас в таких классах практикуются студенты, а завтра будут учиться ребята в обычных школах. В одном из классов нам продемонстрировали цифровой музыкальный синтезатор – ученик играет на нем мелодию, и синтезатор тут же сам записывает ноты. Кстати, именно на таком инструменте главе государства, посетившему университет, было предложено взять несколько уроков музыки. Не скрою, про себя порадовался – в нашей школе, в кабинете музыки, такие синтезаторы уже стоят, и с их помощью ученики сегодня могут осваивать нотную грамоту.
Особое внимание обратил на стиль общения, в духе Петровских ассамблей. Без всякого намека на кастовость, которой порой грешат наши местные чиновники. Ректор, учитель, студент, профессор – независимо от чинов и званий на мероприятиях право голоса было у всех. Но и во время кофе-брейков не прекращалось общение. С особым интересом выбирался собеседник из другого региона, цель была одна: узнать, сравнить, почерпнуть опыт. К нашей делегации чаще других подходили люди из регионов, в которых не внедрялось КПМО, только начата работа по подушевому финансированию…
Отдельной темой для дискуссий стал проект профессионального кодекса учителя. Министр Фурсенко объяснил нам, для чего такой документ нужен. По его мнению, он поможет, что называется, провести чистку в учительских рядах, не допустить в школы непрофессионалов, не соответствующих высокому званию Российского учителя.
Целый раздел в кодексе посвящен «Личности учителя». «Преподаватель не должен заниматься противокультурной и аморальной деятельностью, – говорится в нем, – он должен соблюдать правила русского языка, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз, не терять чувства меры и самообладания» (правда, как именно будут определять, перегнул педагог палку или нет, не поясняется). Один из пунктов этого раздела, очевидно, вписали борцы с коррупцией: «Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство, с профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача».
Во взаимоотношениях с учениками преподаватель должен быть беспристрастным, не унижать достоинства детей, приняв «необоснованное оценочное решение, немедленно исправить ошибку». Для нарушителей предусмотрены и санкции: «нарушение положения кодекса учителя рассматривается педколлективом и администрацией общеобразовательного учреждения, а при необходимости более высокой профессиональной организацией». Честно говоря, чем-то это напоминает не столь давних времен партсобрание, когда провинившегося коммуниста начинали разбирать по косточкам, заводя личное дело.
Однако, по большому счету, все, о чем говорится в проекте кодекса, настоящий Учитель давно и без того знает и выполняет. А сами пункты его прописаны во многих документах – от Уголовного кодекса до трудового договора. На мой взгляд, учительский кодекс не должен быть рабочей инструкцией, в идеале – это текст, который останется на века. Как, например, клятва Гиппократа.
Но с кодексом или без него, всем нам предстоит работать дальше. При любом строе, при любом «-изме» – будь то социализм или капитализм, стране нужны образованные, воспитанные люди. Юристы говорят: незнание законов не освобождает от ответственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек. Незнание законов физики не освобождает от ответственности за «чернобыли». Незнание опасно, а значит, знание обязательно. Помогать добыть знания – наша миссия. Трудная, но, наверное, выполнимая.
И, может быть, вместо того чтобы вводить отбор по «Профессиональному кодексу» среди педагогов, надо приложить усилия к тому, чтобы мотивировать умных, грамотных и любящих детей молодых людей на поступление в пединституты? А в целом все просто – или ты Учитель, и этим все сказано, или ты – НЕ учитель, и в школе тебе делать нечего. Как говорится, «лишнее зачеркнуть»…
Р.S. Мало кто знает, что в 1900 году в журнале «Народное образование» был опубликован Краткий учительский катехизис («катехизис» – слово греческое, и означает оно наставление). Мне представляется, что документ начала прошлого века гораздо лучше, ближе сердцу, что ли… Там в качестве советов давались истины, о которых сегодня иные педагоги в погоне за своим «имиджем» просто забывают: «Всегда помни, что ты должен не высказывать свое красноречие, а суметь развязать язык у своих учеников. Выставляй не самого себя, но преподаваемый предмет. Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя…»
М. ШАДАЕВ,
директор школы № 3 г. Канаша.