Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
В день всероссийского форума, посвященного будущему образования, глава Минобра страны параллельно знакомился с его настоящим в масштабах отдельно взятого города и республики. За этот день А. Фурсенко успел оценить нанотехнологии в вузовском варианте. Записал в блокнот советы и предложения наших учителей. И даже стал героем школьного сериала.
Какой кризис опасней?
Знакомство с ЧГУ Фурсенко начал со стендов, посвященных научным разработкам вуза. И задержался у них надолго: доктор физико-математических наук окунулся в родную стихию. С большим вниманием он выслушал рассказ об уникальной углеводородной пленке – наноматериале, применяемом во многих отраслях, от электроники до медицины. Заинтересовали министра и достижения вуза в энергосберегающих технологиях, и медицинское ноу-хау – антиаллергенная пластмасса для зубных протезов. Некоторые из этих проектов для Фурсенко не стали новостью.
– Слышал о них от Анатолия Борисовича (Чубайса. – Прим. ред). – сообщил он. – И был впечатлен. А чуть позже министр уточнил, что экономический кризис вузам в чем-то даже пошел на пользу. Они стали активно внедрять те же энергосберегающие ресурсы, развивать малые предприятия. «В ЧГУ, – заметил Фурсенко, – с этим справляются хорошо. В ином случае меня сюда вряд ли пригласили бы».
По мнению министра, куда опасней для высшей школы другой кризис, демографический. «Приборы можно разработать, купить, достать. Готового студента не купишь и не завезешь, – говорил он на встрече с преподавателями ЧГУ. – Уже в этом году вузы – в основном негосударственные – потеряли от 15 до 50 процентов абитуриентов. А через два-три года число студентов в стране сократится вдвое. Единственный выход для вузов – активная профориентация. Надо идти в школы, в училища, убеждать ребят, чтобы пришли именно к вам, заинтересовывать их не только хорошим образованием, но и перспективами трудоустройства в тех же малых предприятиях при вузах.
В тему Фурсенко вспомнил и анекдот, рассказанный ему ректором МГУ: «Собирает Бог представителей трех конфессий, говорит им – вели вы себя плохо, поэтому через три недели будет новый потоп и уже не спасется никто. Что делать? Представители христиан и мусульман дружно решают молиться. А раввин собирает свою паству и сообщает: «У нас есть целых три недели, чтобы научиться жить под водой!» Так и у вузов, желающих выжить, резюмировал министр, есть еще время, чтобы адаптироваться к суровым условиям демографии.
Кино про министра
В чебоксарской гимназии № 5 жизнь продолжалась и в полпятого вечера. Плескались в бассейне юные пловцы; в кружке биологии гимназисты в малиновых жилетах изучали под микроскопом пробы почвы из Берендеевской рощи. «Только анализом экологии дело не ограничится, – сообщили ребята Фурсенко. – Будем проводить акции, чтобы привлечь внимание людей к проблемам окружающей среды, развесим в роще необычные плакаты». «Например, такой: «Люди, не будьте свиньями!» – тут же предложил свой вариант Президент Чувашии.
В медиацентре гимназии тем временем шла работа над очередным фильмом, посвященным знаменательным событиям второй четверти. Что станет его главным сюжетом, догадаться нетрудно: визит российского министра во всех деталях снимали на видеокамеру.
Член киногруппы Аня Архипова из 7 «с» сообщила Андрею Александровичу, что в гимназии ей очень нравится: «Здесь отличные возможности получить все, что ты хочешь, тебе всегда пойдут навстречу».
– А что именно ты захочешь? Может, шоколаду? Желания ведь разные бывают, – решил уточнить Фурсенко.
Сбить с курса семиклассницу министру не удалось.
– Я хочу взять в жизни хороший старт. Чтобы мной гордились родители, чтобы суметь многого добиться и приносить пользу людям, – бодро доложила гимназистка.
На прощание ребята презентовали министру диск со своими фильмами и пригласили на праздник гимназии, намеченный на следующую неделю.
– К вам приедешь, обратно и не вернуться, – улыбался Андрей Александрович, с некой настороженностью поглядывая в окно. Идущий густой пеленой снег обещал нелетные перспективы. А уже в пятницу главу российского образования ждали на научном форуме в Швейцарии. С погодой, заметим, Фурсенко все же повезло, в Москву он улетел вовремя.
Педагогические советы
На встрече с лучшими учителями республики Фурсенко услышал массу предложений и проектов. Приняты были не все. К примеру, предложение наложить запрет на доставку эсэмэсок во время единого экзамена министр отверг. «Смс-ки ведь могут быть разные. В том числе жизненно важные», – отметил он. И добавил, что по части контроля за ходом ЕГЭ не стоит ждать запретов только от федерального центра, регионы могут применить и свои рычаги. Особо строго, по словам министра, к проведению ЕГЭ в этом году подошли в Чечне: «Приехал в Грозный, вокруг школ – глушилки, в классах – камеры наблюдения. Как следствие – результаты экзамена в этой республике одни из самых слабых в стране. Но президент Чечни сказал мне, что пошел на это сознательно, хотел получить объективную картину знаний ребят».
Тему ЕГЭ продолжила учитель 18-й гимназии Новочебоксарска Людмила Турковская. Благодаря единому экзамену, сообщила она, ее выпускники поступают в лучшие вузы страны, а один из бывших учеников, окончивший МГУ, работает сейчас в пресс-службе Минобрнауки России. («Значит, мы у вас под контролем», – улыбнулся Фурсенко). «Теперь в Чувашии ЕГЭ сдают и учителя. Может, стоит внедрить эту практику и в стране? – предложила Турковская. – И так же, как сейчас для школьников, разработать одинаковые критерии оценки для всех учителей?»
В этом предложении есть рациональное зерно, заметил Фурсенко. Тем более, что сейчас в Минобрнауки готовится новое положение об аттестации педагогов. Но прежде чем внедрять равные критерии, нужно создать учителям равные условия для повышения квалификации. В частности, обеспечить им время для учебы, доступ к информационным ресурсам, дать возможность выбирать, где именно повышать свой потенциал. «Но если и при этом человек откажется расти, получать новые знания, – резюмировал Фурсенко, – то, наверное, он должен уйти из школы».
Контакт на будущее
Форум закончился – работа продолжится. Кто-то даже сказал, что не зря форум произошел от слова «ум». «Общаясь с преподавателями школ и вузов, я услышал очень много важных вещей, – сообщил Фурсенко на закрытии всероссийского совещания в Чебоксарах. – Эти предложения мы будем активно обсуждать в министерстве». В порядке эксперимента обсуждение самых важных проблем решено продолжить и на интернет-форумах.
Само совещание, кстати, тоже стало своеобразным экспериментом: впервые оно прошло не в Москве, а в регионе. Что именно в нашем – закономерно. «Нет такого эксперимента в образовании, в который Чувашия не включилась бы, – отметил Фурсенко. И добавил: – Практику проведения в регионах наших совещаний мы обязательно продолжим. Заявку на следующий форум уже подала Тверь».
Без комочка первый блин не обошелся. «Времени было маловато, не успели познакомиться с местным опытом. В следующий раз программу надо рассчитать хотя бы на два дня», – сетовали многие региональные министры. Впрочем, кто приехал раньше – успел увидеть, что хотел. Гости из Якутии, Сахалина и Свердловской области накануне совещания побывали в кооперативном институте. Представительницы Калининграда, гостившие в 5-й гимназии, пригласили к себе с визитом ее учителей. А замминистра образования Чечни записал контакты 59-й чебоксарской школы. «Меня очень заинтересовал опыт домашнего обучения ребят с ограниченными возможностями, – сообщил он корреспонденту «СЧ». – Детей-инвалидов в силу известных событий в нашей республике много. И такой опыт нам очень необходим».
Е. КАЗНИНА