I. Общая информация
1. Общее количество общеобразовательных школ - 11:
А) средних – 10, в т.ч.: 8 дневных общеобразовательных школ и 2 вечерние (сменные) школы,
Б) основных – 1,
В) в сравнении с 2003 годом сеть общеобразовательных школ сократилась на 1 учреждение.
Г) в 2004 году средняя общеобразовательная школа № 1 реорганизована путем присоединения к сош № 11, средняяя общеобразовательная школа № 8 реорганизована в основную (1 – 9 кл.).
Д) на текущий момент действуют 2 базовые школы: гимназия № 6, средняя общеобразовательная школа № 11; в 2006 году с введением профильного обучения планируется 3 базовые школы: гимназия № 6, средняя общеобразовательная школа № 9, средняя общеобразовательная школа № 11.
2. Строительство новых школ, улучшение базы:
А) сумма выделенных средств из республиканского и местного бюджетов по годам:
(тыс.руб.)
2002 г. 2003 г. 2004 г.
- пристрой на 250 ученических 11595,0 9058,0 3800,0
мест к школе № 9
- приобретение компьютеров 797,3 159,0 289,7
- приобретение спортивного - 209,0 152,5
инвентаря и оборудования
- приобретение учебников 133,7 51,4 285,6
Всего: 12526,0 9477,4 4527,8
3. Количество детей в школах:
А) на 01.09.2004 г. – 4109,
Б) на 01.09.2003 г. было 4460 детей (сокращение - на 351 человека),
В) до 2008 года количество учащихся сократится на 1205 чел. (25%).
4. Питание обучающихся:
А) на 01.09.2004 г. – 69%, из них 2,8% (127 чел.) за счет средств местного бюджета,
Б) на 01.09.2003 – 65%.
В) стоимость питания в день - 11 рублей.
5. Общее количество учителей:
А) на 01.09.2004 года – 328 чел.
Б) на 01.09.2003 г. было – 335 чел.
В) количество учеников, приходящихся на 1 учителя:
2004 – 2005 учебный год – 12 чел.
2003 – 2004 учебный год – 12 чел.
6. «Воспроизводство» учительских кадров:
А) молодых специалистов – 14 чел.
предпенсионного возраста – 2 чел.
Б) % соотношения учителей предпенсионного возраста к числу молодых специалистов - 14,3%.
7. Средняя «стоимость» одного ученика:
А) за 6 месяцев 2004 г. - 3762 руб., за год составит около 6000 руб. (2003 г.– 5064 руб.).
II. Информация по вопросам общего среднего образования:
1. Количество нетрадиционных, инновационных школ: – 2: гимназия № 6, Центр образования № 5;
2. Наличие в школах города:
А) дифференцированного обучения:
дифференцированным обучением в 2004 – 2005 учебном году охвачено 19,5% учащихся (в 2003 – 2004 учебном году – 12%);
Б) профориентационных классов:
- более 10 лет гимназия № 6 специализируется на двух профилях обучения: гуманитарном и техническом; в 2004 – 2005 учебном году в гимназии открыты классы экономического, гуманитарного, естественно-научного, технического профилей (охват - 83 учащихся 10 – 11 кл.);
- 73 учащихся 10 – 11 кл., 113 учащихся 9 кл. школы № 11 за счет школьного компонента приобретают профессии продавца, оператора ЭВМ на базе сельскохозяйственного техникума;
Итак: элементами предпрофильной подготовки охвачено 21,9% учащихся 9 кл., профильного обучения – 29,6% учащихся 10 – 11 кл.
3. Во всех школах города осуществляется раннее обучение иностранному языку через школьный компонент, кружковые занятия (охват учащихся составляет в 2004 г. – 88,5% (в 2003 г. – 74%, в 2002 г. – 60%)).
В городе действует факультатив по английскому языку для успешно обучающихся учащихся 10 – 11 кл., который ведет педагог из Великобритании Элисон Руфь Бекхаус.
4. Ранним обучением информатике охвачено в 2004 г. 39,9% учащихся (в 2003 г. 37%, в 2002 г. – 19%).
5. Анализ результатов ЕГЭ по качеству в сравнении с предыдущим годом:
241 выпускник 11 кл. общеобразовательных учреждений города Алатыря принял участие в обязательном едином государственном экзамене по математике и русскому языку.
Из года в год повышается качество знаний выпускников на ЕГЭ по математике. Так, в 2004 году из 241 учащегося выполнили тесты на «5» и «4» 71,4% (для сравнения: в 2003 году – 61,5%, в 2002 – 58,5%, в 2001 – 36%). Высокое качество знаний по математике продемонстрировали одиннадцатиклассники гимназии № 6 (86,8%), средней общеобразовательной школы № 12 (79,2%), средней общеобразовательной школы № 2 (78,9%), средней общеобразовательной школы № 8 (77,8%).
На ЕГЭ по русскому языку выполнили тесты на «5» и «4» 145 выпускников (60,2%). Качественную подготовку к ЕГЭ показали выпускники гимназии № 6 (качество знаний – 97%), средней общеобразовательной школы № 11 (качество знаний – 82%), средней общеобразовательной школы № 7 (качество знаний - 74%), средней общеобразовательной школы № 8 (качество знаний – 72%).
85 выпускников участвовали в едином государственном экзамене по английскому языку, обществознанию, химии, биологии, физике, истории, что составляет 35,3% (для сравнения: в 2003 г. – 63 выпускника (22,3%)).
На «5» и «4» сдали ЕГЭ по выбору 65 выпускников (76,5% ).
Таблица результатов ЕГЭ выпускников 11 кл. г.Алатырь
(по данным МО и МП ЧР)
Наименование предметов
|
Математика |
Русский язык |
Английский язык |
Биология |
История России |
Общество-знание |
Физика |
Химия |
1. Количество учащихся |
241 |
242 |
2 |
8 |
15 |
37 |
24 |
1 |
2. Средняя оценка |
3,87 |
3,71 |
4 |
4,25 |
4,33 |
4,11 |
3,75 |
4 |
3. Средний балл |
59,69 |
54,43 |
78,50 |
63,50 |
64,53 |
56,24 |
58,29 |
67,00 |
В) % поступаемости выпускников 11 кл. в ВУЗы в 2004 г. – 57% (2003 г. – 50,9%),
Д) количество незанятых выпускников 9 кл. в 2004 г. – 5 чел. (0,8%) (в 2003 г. – 1,3%);
100% выпускников 11 кл. охвачены учебной и трудовой деятельностью в 2004 году.
5. Обеспеченность учебниками:
в 2004 году на бюджетные средства для детей, нуждающихся в социальной защите, приобретено 1061 экз. на сумму 61359,20 руб.,
на внебюджетные средства – 3307 экз. на сумму 224338,72 руб.;
обеспеченность общая 75,9% (40977 экз.) (2003г. – 65,12% (37609экз.)), а именно
начальная школа 68,4 % (6741 экз.) (2003г. - 53,37% (6011экз.)),
основная 76,4 % (26783 экз.) (2003г. - 66,01% (24622 экз.)),
средняя 88,4 % (7453 экз.) (2003г. - 73,56% (6976 экз.)).
6. Участие во всероссийских, республиканских, городских олимпиадах, научных конференциях (учебная деятельность):
В городе с 2002 года действует программа «Одаренные дети».
- А) % детей, участвующих в городских предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах - 1506 чел. (33,8%), (в 2003 г. – 1308 чел. (29,3%)); в республиканских – 113 (2,5%) (в 2003 г. - 1,9%), в федеральных – 20 чел. (0,4%) (в 2003 г. - 0,3%);
Б) Результативность участия школьников города в предметных состязаниях федерального и республиканского уровней.
В 2004 г. 113 детей имели возможность демонстрировать знания, умения и навыки на республиканских олимпиадах, конференции – фестивале творчества школьников ЧР «Excelsior», республиканской конференции «Наука. Творчество. Развитие», республиканской научно – практической конференции по экологии, конкурсе творческих работ «Если бы я был президентом». 20 школьников получили дипломы победителей и призеров (для сравнения: в 2002 – 2003 учебном году 83 учащихся участвовали в различных республиканских предметных состязаниях).
Развивается научно-исследовательская деятельность. Высокую оценку на республиканских мероприятиях получают работы юных исследователей гимназии № 6 - в области фольклора и диалектологии, истории и культуры родного края, школы № 7 - в области экологии, школы № 3 в области языкознания, экономики, школы № 11 – в области права.
Расширяется география участия юных эрудитов в федеральных предметных мероприятиях: города Казань, Самара. Саранск, Москва и др. В 2004 году Демина Юлия, учащаяся 10 кл. сош № 7, заняла II место во Всероссийской олимпиаде по экологии, воспитанники ДДТ лидировали (I место) в VI Российской общественной научно-практической конференции «Молодежь и экология – 21 век». III место в Российской конференции заняли юные экологи сош № 7.
В первом полугодии 2004 года городская программа «Одаренные дети» профинансирована из местного бюджета на 105 тыс.рублей.
В соответствии с Положением о порядке премирования одаренных детей и образовательных учреждений, утвержденным распоряжением главы администрации города № 111 от 21.05.2002 г., на городском празднике «Альянс эрудитов» общеобразовательным учреждениям – призерам, учащимся – победителям и призерам вручены грамоты и денежные премии на сумму 14 тыс. рублей.
С 2000 года город активно включается в Международный математический турнир городов России, Международную математическую игру «Кенгуру», Международную лингвистическую игру «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
в 2003 – 2004 учебном году в международных играх «Русский медвежонок» (лингвистика) и «Кенгуру» (математика) приняло участие 750 школьников.
7. В 2003 году средняя школа № 11 стала победителем республиканского конкурса «Лучшая школа года – 2003» в номинации «Школа открытий», представив на конкурс проект «Школа – правовое пространство».
8. Расширение информационно – технической базы:
А) в общеобразовательных учреждениях 85 современных компьютеров. 1 компьютер приходится на 48 учащихся;
Б) все 10 школ подключены к электронной почте и сети Интернет;
В) на уроках информатики, физики, химии, математики, английского языка, биологии, русского языка используется программное обеспечение, компьютерные (мультимедиа) учебники; ежегодно проводятся школьные и городские олимпиады по информатике; действуют платные курсы компьютерной грамотности для учащихся в Центре образования № 5, средней общеобразовательной школе № 2;
Г) 97 учителей (29,5%) активно пользуются информационно-технической базой.
9. Развитие направления физкультуры и спорта:
А) состояние материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях:
Сош № 1 – спортзал (1) и спортгородок,
Сош № 2 - спортзал (1),
Сош № 3 - спортзал (1),
ЦО № 5 - спортзал (1) и полоса препятствий,
Гимназия № 6 – спортзал (2), спортгородок, бассейн,
Сош № 7 - спортзал (2), спортгородок,
Сош № 8 - спортзал (1), спортгородок,
Сош № 9 - спортзал (2),
Сош № 11 - спортзал (1),
Сош № 12 - спортзал (1), спортгородок.
Необходимо приобрести для постановки образования по физической культуре на более качественный уровень:
1. мат (размеры 2м х 1 м) – 65 шт.
2. мяч баскетбольный – 220 шт.
3. мяч волейбольный – 100 шт.
4. мяч футбольный – 60 шт.
5. комплект лыж в составе: пара лыж, универсальные крепления, палки – 200 наборов.
В 2004 г. в школы поступили спортивное оборудование и инвентарь на сумму 280,0 тыс.руб. за счет средств федерального и местного бюджетов.
Б) уроки физической культуры ведут 20 преподавателей, из них 15 человек имеет высшее образование, 5 - среднее специальное. 8 человек имеют I категорию, 5 – II категорию. Школы обеспечены педагогическими кадрами.
Во всех школах города введен третий час физкультуры, который используется на развитие двигательной активности учащихся. Он проводится как в традиционной форме, так и в форме общей физической подготовки (сош № 11), подвижных игр (сош № 3, 12), уроков ритмики, хореографии (сош № 3, 7, 11, 12, гимназии № 6), плавания (сош № 1, 11, гимназия № 6).
Распределение подростков по группам занятий ФЗК:
основная – 594 – 68,5%
подготовительная – 182 – 21%
специальная – 91 – 10,5%.
III. Организация воспитательного процесса
А. Дополнительные образовательные услуги.
1. Количество общеобразовательных школ, предоставляющих дополнительные услуги:
А) общий охват детей системой дополнительного образования в школах – 1816 чел.,
Б) общее количество дневных общеобразовательных школ – 9,
В) перечень предоставляемых дополнительных услуг: кружки и клубы технического, экологического, туристско-краеведческого, декоративно-прикладного, патриотического, спортивного направлений, художественного творчества;
Г) % охвата детей, получающих эти услуги, - 40,7%.
2. Количество специальных учреждений дополнительного образования:
А) общее количество, направления:
4 учреждения: Дом детского творчества, Станция юных техников, ДЮСШ № 1 (спортивная гимнастика, баскетбол), ДЮСШ № 2 (плавание).
Б) % детей, посещающих эти учреждения, – 53% (2317 учащихся).
3. Участие в крупнейших российских и республиканских мероприятиях, являющихся итогом деятельности в направлении воспитания и дополнительного образования:
А) общее количество мероприятий – 13,
Б) охват детей – участников – 102 чел.,
В) результативность:
лауреаты республиканского фестиваля «Костры Сеспеля» (III место), призеры республиканской биологической олимпиады учреждений дополнительного образования (II место), республиканского фотоконкурса среди СЮТ (I место), республиканских соревнований по судомоделизму (II место), XXXVI Республиканской игры «Орленок» (II место);
победители (I место) Чемпионата ЧР по плаванию, победители (I место) в индивидуальном зачете на Первенстве ЧР среди школьников по плаванию, призеры (II место) на Чемпионате ЧР по спортивной гимнастике в командном зачете.
4. Наличие общественных детских объединений, движений:
А) количество организаций – 9,
Б) общий охват детей – 30%,
В) в 2002 – 2003 учебном году было 8 детских общественных объединений с общим охватом 27% детей.
5. Анализ работы по организации летнего труда и отдыха и занятости детей и подростков:
- в летний период 2004 г. пришкольными лагерями труда и отдыха и трудовыми объединениями охвачено 2957 чел., что составляет 66,3% (в 2003 – 65%);
- в период летних каникул через Центр занятости населения временно было трудоустроено в образовательных учреждениях и на предприятиях города 250 школьников.
Б. Профилактика правонарушений
Разработана городская программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2003 – 2006 годы».
В общеобразовательных учреждениях имеется банк данных о неблагополучных семьях, ведется учет учащихся, склонных к правонарушениям. Школы имеют тесный контакт с инспекцией по делам несовершеннолетних. В планы работы включен раздел «Правовое воспитание». Систематически педагоги посещают неблагополучные семьи. Ежегодно проводится акция «Молодежь против наркотиков», Месячник правовых знаний. Трудные подростки вовлекаются в спортивные секции. В летний период им оказывается содействие в трудоустройстве. Вопросы профилактики правонарушений рассматриваются на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, семинарах классных руководителей, родительских собраниях.
Однако по итогам 7 месяцев 2004 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число преступлений, совершенных школьниками, увеличилось на 58%.
IV. Дошкольное образование
1. Общее число ДОУ (юридических лиц), которые:
А) имеют лицензию – 10,
Б) прошли аттестацию – в 2002 г. 10 детских садов,
В) прошли государственную аккредитацию - 10
Г) детских садов на «стадии закрытия» - нет.
2. Охват детей дошкольным образованием:
А) общее количество детей от 1 г. до 6,5 лет ,
в городе – 2144
в ДОУ – 1330,
Б) возрастной состав в %:
в городе охвачено %
детей от 1 г. до 3 л. 1056 326 30, 8
от 3 до 6,5 лет 1088 1004 92, 5
В) охват детей дошкольным образованием на 01.09.2004 г. – 62 % (на 01.01.2004 г. – 65 %) Количество детей сократилось ввиду того, что первоклассники переведены в школы.
3. Организация новых форм дошкольного образования:
А) количество новых направлений – нет;
Б) количество дополнительных новых форм - в детских садах №6, 8, 13, 15 группами с гибким режимом пребывания было охвачено 20 детей, впоследствии все они перешли в группы полного дня.
В) ведётся работа по организации дополнительных образовательных услуг: в стадии комплектования находятся кружки: по обучению чувашскому языку, раннему обучению чтению по системе Зайцева, раннему обучению английскому языку, плаванию и т.д..
4. Финансирование дошкольного образования:
А) стоимость содержания 1 ребенка за 8 месяцев 2004 г.– 7.584 руб. (из бюджета – 6.643 руб., родительские средства – 941руб.), за 12 мес.2004 г. прогнозируется, что стоимость содержания 1 ребёнка составит 11.376 руб.(из бюджета –9.965 руб., родительские средства – 1411 руб.)
(За 12 мес. 2003 г. –10.962 руб. (из бюджета- 10.962 руб., родительские средства – 1097 руб.)
Б) размер родительской платы - 180 руб. в месяц, что составляет 20 % от стоимости содержания ребёнка в детском саду.
В) льготы по оплате за услуги в ДОУ: пользуются льготами по оплате – 40 чел. (32 чел. – 50%, 8 чел. – посещают бесплатно).
Начальник ГУО и МП М.В.Марискин