Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Красноармейский район

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/
 

ДОКЛАД

начальника управления образования администрации

Красноармейского района Н.И.Антонова «Координация деятельности образовательных учреждений по созданию необходимых условий для духовно-нравственного воспитания и формирования здорового образа жизни».

 

       Современный мир все более осознает важность образования. В наши дни это не только процесс приобретения знаний, но и средство для решения задач экономического развития, увеличения доходов населения.

       В соответствии с Конституцией Чувашской Республики в целях реализации  текущих и перспективных задач социально-экономического развития Чувашии Президент Чувашской Республики Н.В.Федоров ежегодно обращается к Государственному Совету Республики, а через него ко всему народу Чувашии с Посланием, в котором определяются приоритеты в развитии экономики и социальной сферы. В очередном Послании под названием «Путь к благополучию – через духовность и здоровый образ жизни» дан критический анализ пройденного пути за 2003 год, вскрыты недостатки и поставлены по-настоящему масштабные, амбициозные цели – 2004 год объявлен Годом молодежи и здорового образа  жизни. В рамках года идет  реализация  стратегии действий всех  министерств и ведомств для организации эффективной работы по усилению пропаганды здорового образа жизни, духовно-нравственных ценностей, привлечению новых  идей  и инвестиций в воспитание молодого поколения. Речь идет в целом о значительном повышении уровня всеобщей культуры населения. Суть Послания Президента касается всех и каждого. Прежде всего оно должно стать программой действий всех образовательных учреждений,  широкой педагогической и родительской общественности.

      Деятельность системы образования в районе в 2003-2004 учебном году была направлена на решение целей и задач Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, Программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений до 2005 года, Программы развития образования в Красноармейском районе на 2001-2003 годы и на период до 2005 года.        Педагогический коллектив района работает над единой методической темой «Повышение качества образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий». В целях модернизации образования, внедрения инновационных технологий обучения система образования района участвует в 7 инвестиционных программах, обеспечивающих развитие образования:

n    Инвестиционная   программа  ЧР   по капитальному строительству;

n    Проект   оснащения    сельских  школ  федеральными   и     региональными комплектами учебников;

n    Программа Мирового Банка развития и реконструкции по реструктуризации системы образования;

n    Мегапроект  «Развитие образования в России»  (Школа – социокультурный центр села);

n    «Проект газификации сельской школы»;

n    Компьютеризация  сельских школ;

n    Бизнес – план «Школьный автобус». 

       Все, что происходит сегодня в системе образования, направлено на выполнение главной задачи, решаемой в ходе модернизации – повышение его качества и доступности. И это касается всех уровней образования.

       Важным звеном в системе образования является создание благоприятных условий для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

        Приоритетными задачами системы дошкольного образования в районе в 2004 году являются:

    - направление  деятельности   педагогических    коллективов    на    совершенствование форм  и методов организации учебно-воспитательного процесса,  ориентированных  на  личность;

    - внедрение новых форм  дошкольного образования;

    -реализация  новых  целевых  программ  современных  педагогических  технологий;

- целенаправленная  работа,  пропагандирующая  общественное  дошкольное  воспитание  в  разных  формах.

        На  1 сентября 2004 года в Красноармейском  районе  функционируют  11  дошкольных  образовательных  учреждений, в них  воспитывается  514 детей. Кроме того в 4  школах открыты 4 группы с кратковременным пребыванием детей, из них 3 группы по подготовке детей 5-6 лет к школе и 1 группа развития детей 3-7 лет, с общим охватом 67 детей (Алманчинская, Пикшикская, Янчеллинская СОШ, Шивбосинская ООШ).

       Дошкольное образование не является пока обязательным, поэтому невозможно предъявить жесткие требования к уровню готовности ребенка к школе. Детские сады посещают лишь 56,6% детей в возрасте от 1 до 7 лет. В итоге при поступлении в школу дети имеют неодинаковые стартовые возможности. Дети, не посещающие детские сады, приходят в школу неподготовленными в эмоциональном и личностном отношении, не имея практики общения со сверстниками.

       На современном этапе происходит  обновление содержания дошкольного образования. Большинство дошкольных учреждений  стараются  отойти  от традиционной системы воспитания  и ищут новые формы образовательного процесса. Так,  д/с «Сеспель» ведет  воспитательно-образовательный процесс по программе «Сообщество» с раннего детства.  В ДОУ «Колосок» созданы условия для предметно-развивающей среды с учетом современных  требований. 

       Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит  усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  и что именно родители ответственны за воспитание детей.

        С целью пропаганды  общественного дошкольного воспитания, укрепления связи с семьей в ДОУ «Сеспель» открыт консультационный центр.  Работники центра  посещают семьи, дети которых не охвачены дошкольным образованием, приглашают на родительские конференции, организуют консультации с приглашением ведущих  специалистов, психологов, логопеда, врачей и педагогов. Работает в консультационном центре «Клуб молодой семьи», главной задачей которого является формирование

коллектива родителей – единомышленников. В ДОУ «Чебурашка» с 2002 года открыта коррекционная группа для детей с недоразвитием речи. С такими детьми занятия проводят педагоги-психологи и  логопед.

                Продолжается  развитие  вариативной  сети  дошкольных  учреждений, позволяющие  обеспечить  право  выбора форм  и  направленности  дошкольного  образования  в  соответствии  с  личностными  особенностями  ребенка. Так,   детский сад  «Сеспель» оказывает платные дополнительные образовательные услуги – лечебную физкультуру (ЛФК) с охватом  87 детей,  16 детей обучаются  иностранным языкам.

             В последние годы  в районе  улучшились показатели здоровья детей, если в 2003 году одним ребенком  по болезни  пропущено в среднем–3,6 дня, то   в 2002 году – 4,5 дня, средняя посещаемость  детского сада одним ребенком составляет 140 дней против  135 дней в 2002 году.   В итоге в 2003 году на 10%   увеличилось поступление детей раннего возраста в дошкольные учреждения.  С целью обеспечения доступности дошкольных образовательных услуг для всех слоев населения в соответствии с Постановлением Главы администрации района от 25.11.02г. № 377 установлена плата родителей за содержание детей в детском саду.       Размер платы родителей за услуги детского сада составляет в среднем по  району 130 руб. в месяц, а в то же время в ведомственном  д/с «Колосок»  – 300руб.   Сохраняются социальные льготы для населения по родительской плате. Содержание 17 детей полностью оплачивают  органы самоуправления на местах, родителям 10 детей предоставлены льготы на 50%, 26 детей -  30%, 19 детей – 70%, 3 детей – 75%. Годовое финансирование ДОУ по бюджету на 2003 год составляет 3 млн. 871 тыс. руб., из них на организацию питания детей выделено 852 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом увеличение составило на  1,1% и  29% соответственно.

        В 2003 году в республиканском конкурсе «За здоровьем- в детский сад»  в  номинации «Лучший детский  сад» ДОУ «Колосок» занял первое место,  в  номинации «Лучший воспитатель  детского сада» воспитатель ДОУ «Сеспель» Соколова  О.П заняла  3  место. А в 2004 году в республиканской зональной игре-соревновании «Малышиада» д/с «Чебурашка» занял 2 место (зав. Федорова Е.И.).

Из 72 педагогов дошкольного образования 32% имеют высшее образование, 10,4% обучаются заочно в высших учебных заведениях. По итогам аттестации  1,4% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 18% - первую, 36% - вторую. В 2003-2004 учебном году  6 педагогов  прошли курсы повышения квалификации.  

      Анализ системы дошкольного образования в районе указывает на необходимость внедрения новых форм организации работы ДОУ, связанных с кратковременным пребыванием детей в образовательном учреждении. Материально-техническая база муниципальных ДОУ  требует значительного улучшения. 

         В  районе функционирует 16 общеобразовательных школ, все дети, достигшие школьного возраста, охвачены обучением. В последние годы в районе наметилась отчетливая тенденция к сокращению количества малочисленных начальных и основных школ. Это вызвано сокращением численности учащихся в школах: если в 1997 году обучалось 3724 учащихся, то в 2003 году – 2992 учащихся.    В соответствии с  Программой по реструктуризации школ в 2002-2003 учебном году Албахтинская основная школа реорганизована в начальную,  в 2003-2004  учебном  году     Кошкинская  ООШ  в  начальную, а Янгасинская ООШ объединена с Красноармейским центром образования. В связи с такой демографической ситуацией сокращения количества школ следует ожидать и дальше. Вместе с тем хочу высказать свою позицию: закрытие школ не должно происходить без решения собраний и сходов граждан. В ходе реструктуризации школ созданы 3 базовые школы (Большешатьминская СОШ, Траковская гимназия, Янчеллинская СОШ), которые будут оснащены современным учебным оборудованием и компьютерами. В этих школах должны работать высококвалифицированные педагогические работники, владеющие новейшими технологиями. Это должно позволить существенно повысить качество образования и конкурентоспособность наших школьников. В новом учебном году по дорогам нашего района 6 специально оборудованных  автобусов будут возить детей в школы и обратно.

              Ускорение темпов развития общества, экономики, рост конкуренции требует формирования современной личности с новым мышлением. Реализация данной задачи невозможна без обновления и совершенствования структуры и содержания образования. Необходимо усиление роли учебных дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся – экономики, права, русского, родного и иностранных языков, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, переход к профильному обучению в старших классах, внедрение здоровьесберегающих  и информационных технологий, дифференциация и индивидуализация образования, введение вариативных образовательных программ.

         В системе общего среднего образования остается актуальной задача повышения его качества. Среди основных способов ее решения – организация профильного обучения и углубленного изучения отдельных предметов.  В 2003-2004 учебном году в 3 школах открыты 26 классов естественно научного, педагогического, фермерского и других профилей с охватом 564 учащихся, что составляет 18,8%.    Разработанная Министерством образования  Российской Федерации концепция предпрофильного  обучения  будет способствовать созданию условий для развития профильного обучения в старших классах. Действующий Базисный учебный план также позволяет организовать профильное обучение в старших классах за счет времени, отведенного на школьный компонент.  В 2003-2004 учебном году  5 школ района  (Траковская гимназия, Красноармейская СОШ № 2, Центр образования, Исаковская СОШ, Яманакская ООШ) участвовали  в эксперименте по предпрофильной подготовке. Главная цель эксперимента заключается в выявлении путей достижения нового качества образования, таких результатов, которые обеспечат выпускникам школ возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях рыночной экономики. В этом учебном году все школы будут участвовать в эксперименте. С этой целью созданы 3 кустовые базовые школы (Большешатьминская СОШ, КСОШ№2, Янчеллинская СОШ) для проведения итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

           Позитивная динамика отмечается и в отношении показателей качества обучения. Практически стабилизировалось за последние годы количество учащихся, награжденных золотыми и серебряными медалями. В 2004 году 7 учащихся награждены золотой медалью, 18 – серебряной, что составляет 8%, а в прошлом году – 7% (Траковская гимназия- 3 золотых, 12 серебряных медалей), КСОШ №2(4 золотых, 5 серебряных), Пикшикская СОШ- 1 серебряная). Из 276 выпускников 2003 года 86% поступило учиться в различные учебные заведения, в т.ч. в вузы –  38%, а в 2004 году в вузы поступило до 40% выпускников.

        Немаловажную роль в повышении качества общего среднего образования играют ежегодно проводимые в районе предметные олимпиады.   В 2003-2004 учебном году проведены олимпиады по 14 предметам, в них приняло участие 587 учащихся. Хорошие знания на олимпиадах показали учащиеся Красноармейской СОШ № 2, Траковской гимназии, Убеевской, Пикшикской,  Исаковской, Янчеллинской средних школ. По итогам республиканских олимпиад   4 ученика являются призерами: Прокопьева Елена (Траковская гимназия) 3 место по немецкому языку (Иванова М.И.) и Никифоров Алексей (Траковская гимназия) 3 место по истории (Трофимов А.З.), Ефимов Александр (КСОШ №2), вышедший во второй тур, показал хорошие знания среди сельских школьников по информатике;  в республиканской интеллектуальной игре младших школьников по литературному чтению ученик 4 класса Красноармейской СОШ №2 Фризен Михаил занял 2 место (Иванова Е.В.), а команда учащихся 3 класса этой же школы - 3 место (Григорьева Л.К.).  За последние 3 года повысилась успеваемость учащихся с 99,2 до 99,5%, качество обучения с 35 до 42%, качество обучения выпускников 11-х классов с 44 до 49%.  За последние годы в районе 4 именных стипендиата  Президента Чувашской Республики (Феофанова И. –Янгасинская ООШ (2000г.), Александрова Л. – Убеевская СОШ (2001г.), Аркадьев В. –КСОШ №2,(2002г.), Григорьева Н. – Караевская СОШ (2003г.),  а в 2003 году Никифоров А. (Траковская гимназия) и Борисова Н. (КСОШ №2) удостоены специальной стипендии Президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность.

       Несмотря на то, что район  уже 4-й год участвует в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, по-видимому, еще не все поняли его необходимость. Хочу подчеркнуть: Единый государственный экзамен – одно из важнейших направлений в модернизации системы российского образования. Он призван на практике разрешить проблемы оценки качества школьного образования и повысить доступность высшего образования для всех школьников. Так, результаты ЕГЭ по математике за последние 4 года выглядят следующим образом:

 

 

2001 год

«5» - 4,35%

«4» – 34,74%

«3» –50,3%

«2» – 10,7%

 

2002 год

«5» –4,98%

«4» – 46,18%

«3» - 44,52%

«2» – 4,32%

 

2003 год

«5» –7 %

«4» – 47,4%

«3» - 39,6%

«2» - 5,9 %

2004 год

«5»- 13,5%

«4» - 43,6%

«3» - 32%

«2» - 10,8%

 Итоги ЕГЭ по математике и русскому языку показывают, что по сравнению с прошлым годом, увеличилось количество выпускников, получивших «4» и «5»: с 54% до 57% по математике и русскому языку (Траковская гимназия, КСОШ №2, Большешатьминская СОШ, Исаковская СОШ, Пикшикская СОШ, Убеевская СОШ, Янчеллинская СОШ), но в то же время увеличилось и количество «2»: с 5,9% до 10,8% по математике и  с 4,8% до 7,7% по русскому языку ( Караевская СОШ, Именевская СОШ, Чадукасинская СОШ, Центр образования). 7 выпускников набрали на ЕГЭ от 90 до 95 баллов (Траковская гимназия, КСОШ №2), но максимальное количество 100 баллов не получил ни один выпускник. Поэтому как на уровне района, так и на уровне каждой общеобразовательной школы задача повышения качества общего среднего образования не теряет своей актуальности.

          В основе жизни общества лежит трудовая деятельность; готовя молодежь     к самостоятельной жизни, следует приобщать ее к труду; следовательно, школа должна быть трудовой по своей воспитательной сущности и социальному  предназначению.

          Учащиеся 10-11 классов обучаются в Центре образования по 5 профилям: водитель автотранспортных средств категории «А», «В», «С», тракторист-машинист категории  «В» , «С» , «F»,  продавец продовольственных товаров, повар-кулинар, швея-мотористка. За последние 3 года до 50% выпускников сдают квалификационные экзамены по профильной подготовке, в т.ч. 40-45 учащихся получают удостоверение водителя , 25-28 – тракториста, 30-32 – швеи-мотористки, 25-28 –  повара, 16-18 – продавца. К сожалению, в последние годы наметилась тенденция сокращения количества обучающихся по профилям трудовой подготовки в центре образования. Так, в 2003-2004 учебном году учащиеся 10-11 классов 7 школ не обучались в центре образования (Большешатьминская, Исаковская, Пикшикская, Убеевская, Янчеллинская средние, Красноармейская СОШ №2 и Траковская гимназия). В Центре образования есть все необходимые условия для организации профессиональной подготовки учащихся – старшеклассников. Руководителям Центра образования, общеобразовательных учреждений необходимо усилить связь с учреждениями профессионального образования республики с целью подготовки высококвалифицированных кадров. 

           За летний период 2004 года в районе функционировало 13 пришкольных лагерей и 12 лагерей труда и отдыха с охватом 936 учащихся, 8 учебно-производственных бригад с охватом 314 учащихся. На питание учащихся выделены денежные средства в количестве 106,6 тыс. рублей.  Через Центр занятости населения  организованы экологические бригады с охватом 756 подростков, через  социальное  страхование  320  учащихся. Также организованы профильные лагеря (охват 65 детей): для детей с девиантным  поведением (состоящих на учете в КДН) и спортивно-оздоровительный лагерь.

          Информатизация  образования является одним из основных направлений развития образования. В соответствии с Программой развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года за счет многоканального финансирования в школы поставлено 58 компьютеров на общую сумму 1млн.599 тыс. руб. 8 средних школ подключены к всемирной сети Интернет.  Так, 58 %  учителей Траковской гимназии и Красноармейской СОШ №2 владеют информационно-коммуникационными технологиями на уровне пользователя и самостоятельно проводят компьютерные уроки. И все же обеспеченность школ современными компьютерами остается невысокой. Так, одним компьютером в нашем районе должны пользоваться 52 учащихся, а если туда включить и учителей, получится  62 .  Процесс введения новых информационных  технологий в образовательный процесс сдерживается и в связи с  неподготовленностью педагогических кадров, что в свою очередь требует еще более активного совершенствования содержания и форм повышения квалификации педагогических работников.

               Одним из приоритетных направлений модернизации начального образования стало введение информатики  и иностранного языка. Это востребовано жизнью. В 10 школах района ведется раннее обучение учащихся иностранному языку и 4 школах – информатике. Введение этих предметов в начальной школе позволит  обеспечить более высокий уровень их освоения учащимися    на основной ступени. В общеобразовательных школах  до 46% учащихся изучают английский язык,   48% -немецкий. С 1993 г.  преподавание  в Траковской чувашско-немецкой гимназии  ведется  по программам углубленного  изучения  немецкого языка, авторами  которых являются  учителя гимназии. В учебный план гимназических классов  включены новые учебные  предметы «Основы перевода» (9-11 кл.) «Немецкая философия» (11 кл.), «Страноведение» (11 кл.), налажены внешние связи гимназии с коллегами из  г. Регенсбурга земли Баварии (Германия). Тесные внешние связи  гимназии с немцами  стимулируют  осознанное  изучение  немецкого языка и приобщение к мировой культуре.

       В центре внимания управления образования находится вопрос развития двуязычия, изучение истории и культуры родного края. Изучение чувашского и русского языка во всех школах в качестве государственного языка республики положило начало широкому двуязычию среди населения, способствовало укреплению атмосферы взаимного уважения и дружбы между представителями, проживающих в районе народов.  Учительница чувашского языка и литературы Центра образования, Заслуженный учитель ЧР  Соловьева А.Г. разработала программу по  чувашской литературе и культуре родного края и  11 сценариев для внеклассной работы, которые одобрены республиканским институтом образования и рекомендованы для использования в практической деятельности учителям республики.  Во многих школах культура родного края преподается интегрированно с такими предметами как, чувашская литература, история, география, для этого оборудованы и оформлены 7 кабинетов культуры родного края, 9 школьных музеев. Необходимо стремиться к тому, чтобы предмет культура родного края вели специалисты как самостоятельный предмет.  Наши учащиеся должны знать этнокультурные наследия и особенности духовной жизни чувашского и других народов, проживающих в районе и республике.  В 2005 году приближаются юбилейные даты – 70-летие образования района и 60-летие победы в Великой отечественной войне. Образовательным учреждениям необходимо  разработать программу и план мероприятий по достойной встрече этих праздников.

     Учреждения образования периодически пополняются учебниками, научно-методической и художественной литературой. В этом году на приобретение учебников израсходовано 270 тыс. руб., в т.ч. 826 учебников на сумму 99 тыс.руб. для детей, нуждающихся в социальной поддержке, за счет родительских средств поступило 1782 учебника на сумму 132 тыс.руб. С 2000 года централизованно начала поступать методическая литература. Каждая школа получила «Библиотеку отечественной классической художественной литературы» в 100 томах на сумму 48 тыс.руб. Одной из главных задач школьных библиотек является учить читать, воспитывать творческого читателя. Библиотекари школ это хорошо понимают. Многие школьные библиотеки работают в тесном контакте с учителями-предметниками, классными руководителями, с сельской библиотекой, с родителями учащихся, проводят интересные и увлекательные мероприятия. Ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященный важнейшим датам, не проходят без участия в них библиотек. Это и выставки, и обзоры литературы, устные журналы, читательские конференции, круглые столы и т.д.  Заслуживают внимания работы, представленные из Убеевской СОШ (библиотекарь Петрова С.В.), Красноармейской СОШ № 2 (Петрова З.И.), Исаковской СОШ (Ильина Л.Г.), Пикшикской СОШ (Петрова Р.М.), Траковской гимназии (Гаврилова А.К.)  на республиканский конкурс «БиблиОбраз» на лучшую школьную библиотеку. Победитель республиканского конкурса   библиотекарь Убеевской СОШ (Петрова С.В.) в 2003 году участвовала во Всероссийском конкурсе «БиблиОбраз». По итогам конкурса  школьной библиотеке присужден грант на сумму 600 тыс.руб.         Сегодня школьные библиотеки должны не только обеспечивать текущий учебный процесс и руководить чтением школьников, но и стать информационными центрами для детей и педагогов. В 2004 году в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой информационной среды» и «Компьютеризация сельских школ-2004» школьные библиотеки получат 6  компьютеров, оснащенных прикладными программными продуктами – электронными учебными изданиями. В то же время анализ состояния фондов школьных библиотек показывает, что состояние библиотечных фондов находится в критическом положении: вся детская литература физически изношена, также требует обновления литература для старшеклассников.   

         Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое  сводится не только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с духовно-нравственным воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Хочу напомнить замечательные слова классика научной педагогики А.С.Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

       В настоящее время в районе реализуется несколько комплексных программ воспитания детей и подростков: «Программа развития воспитания в системе образования Красноармейского района на 2004-2007 годы», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав», «Формирование установок толерантного сознания в Красноармейском районе». Активное участие мы принимаем в республиканских и федеральных социальных программах, в частности, в президентской программе «Дети России», «Дети Чувашии» и ее составляющих: «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды». В Траковской гимназии разработана и успешно внедряется программа нравственного воспитания: «Камал» (1-4 кл.), «Древо жизни» (5-6кл.), «Культура общения» (7кл.), «Этикет» (8кл.), «Я и коллектив» (9кл.), «Толерантность» (10-11кл.). В КСОШ №2 реализация  программы «Стать человеком» осуществляется в подпрограммах: «Наш мир-игра»  (1-4кл.), «Сотвори себя сам» (5-8кл.), «Я внутри себя» (9-11кл.).

      Большое внимание уделяется в районе развитию дополнительного образования детей, в учреждениях  дополнительного образования по различным направлениям деятельности занимается до 75% учащихся.

      Отход от типовых программ Дома детского и юношеского творчества в  сторону модифицированных, обучение по программам, рассчитанным на 2-3 года, индивидуализация обучения – вот тот малый перечень изменений, давших свои  положительные результаты: 26 призовых мест  на республиканских мероприятиях. В этом большая заслуга педагогов дополнительного образования Кусковой И.В. (учебное объединение «Юный эколог»), Евграфовой В.Н. ( «Мягкая игрушка»), Михайловой З.П. («Камал»), Антоновой И.Н. («Клуб любителей родного края»), Евграфова П.А. («Резьба по дереву»), Ивановой В.П. («Школьное лесничество»). Благодаря специфической черте дополнительного образования – избирательности и  добровольности участия обучающихся в мероприятиях на основе их профессионального  самоопределения – количество обучающихся в образовательных учреждениях района, не являющихся воспитанниками учебных объединений и тем не менее принимающих участие в мероприятиях, проводимых по направлениям деятельности учебных объединений, с каждым годом  возрастает. Их деятельность – работа на результат -  обозначилось 10 призовыми местами на республиканских мероприятиях  благодаря педагогам Фоминой В.А. (Пикшикская СОШ), Александровой Е.П. (Чадукасинская СОШ), Васильевой В.В. (Убеевская СОШ), Кузьминой Ю.Е. (Траковская гимназия), Никитиной В.П. (Убеевская СОШ). Работу по выявлению и поддержке наиболее одаренных, талантливых детей необходимо продолжать. Целенаправленно должны действовать как учреждения дополнительного образования, так и общеобразовательные школы. Сегодня и родителям, и детям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей будущей профессии.

        Заметные шаги в своем становлении делает и районная детско-юношеская общественная организация «Ростки Яковлева». Первичная организация Красноармейской СОШ № 2 (рук. Кускова И.В., Емельянова С.И.), приняв участие в проводимом Комитетом ЧР по делам молодежи конкурсе на лучшую детско-юношескую общественную организацию, заняла  второе место и, выйдя в финал, приняла участие  на межрегиональном фестивале детских общественных объединений и организаций Поволжья, где удостоилась  1 места в номинации «Лучшая школьная организация». А первичная организация Траковской чувашско-немецкой гимназии (рук. Спасова В.П. и Кузнецова Т.А.) приняла участие на республиканской выставке-презентации «Образование и карьера», посвященной 155-летию со дня рождения чувашского просветителя И.Я.Яковлева.   Детские общественные объединения были и остаются   лидерами в самых различных видах  деятельности. Социальный потенциал детских общественных объединений не вполне востребован современным обществом. В последнее время все чаще родители, учителя, депутаты в спорах о будущем детей начинают рассматривать общественные объединения как школу лучших человеческих качеств. И это не может не радовать.

      Наши дети будут здоровы и счастливы тогда, когда все они станут заниматься физической культурой, любить спорт, ощущать радость движения.       Целью физического воспитания в школе является содействие  всестороннему развитию, направленному на  формирование здорового образа жизни. Установка на всестороннее  развитие личности предполагает овладение школьниками  основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Большую роль в этом могут сыграть проводимые в школах  тестирование физической подготовленности учащихся и «Президентские состязания» учителей и учащихся. Следует грамотно и рационально распорядиться третьим часом физкультуры, введенном в школьное расписание с 2002 года. В республиканских «Президентских состязаниях» в 2003 году учащиеся  Янчеллинской СОШ (учитель Григорьева Г.И.) заняли 3 место, а в 2004 году учащиеся  Т раковской гимназии (учитель Сидоров А.И.) заняли 5 место. В спартакиаде школьников на кубок Президента Чувашской Республики в 2003 году команда района заняла 3 место ( среди сельских школьников 1 место), а в 2004 году – 4 место (среди сельских школьников 2 место). Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В 2003-2004 учебном году в спортивные секции и кружки вовлечены 1449 учащихся (48%). В районе хорошо развиты вольная борьба, легкая атлетика, зимний  полиатлон и  футбол. По итогам районных спортивных соревнований Красноармейская  СОШ № 2, Караевская СОШ, Траковская гимназия и Исаковская СОШ занимают лидирующую позицию.  На первенстве Европы по спортивной ходьбе среди юношей Григорьев Алексей (тренер Григорьев А.Н.) в 2004 году занял 1 место,  на первенстве России среди девушек по вольной борьбе Осипова Ольга (Красноармейская СОШ № 2, тренер Григорьев В.Н.) заняла 3 место, а футболисты, участвуя на Кубке Чувашской Республики среди юношей, заняли 1 место (тренеры Антонов Н.С., Павлов В.И.). Участвуя на республиканских и всероссийских спортивных соревнованиях учащиеся района заняли в 2003-2004 учебном году 34 призовых места. По итогам Всероссийского смотра-конкурса сельских спортивных школ Детско-юношеская спортивная школа района заняла 3 место (директор Григорьев В.Я.).

       В этом учебном году Красноармейский район станет местом проведения более 5 Всероссийских и республиканских соревнований, к этому времени уже проведены 4 соревнования. Организация таких турниров в районе способствует активной пропаганде здорового образа жизни.

      Сегодня к услугам школьников и населения района 117 спортсооружений, 18 спортивных залов, 2 тира и достаточное количество спортивных снарядов и инвентаря. В 2003 году школы района получили спортивное оборудование  на сумму 125 тыс.руб., а в 2004 году планируется еще на 120 тыс.руб.  В Послании Президента Чувашской Республики сказано: «Но ведь для начала своего оздоровления и стадион-то не нужен. Можно начать с утренней зарядки, вечерней пробежки. Почему вся Европа, вся Америка бегает ежедневно, создавая культ здорового образа жизни, а мы – нет?»  Действительно, организация утренней гимнастики, подвижных перемен, физкультминуток имеет большое значение в формировании физического и умственного развития детей. К сожалению, не во всех образовательных учреждениях это принимают как должное.   

       Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание  ценностных ориентаций на физическое и духовное  совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

           Проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья. Это четко  оговорено в пункте 51 «Закона об образовании».

     Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих  технологий в учебный процесс. КСОШ №2 и Убеевская СОШ  являются экспериментальной площадкой по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий.   Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с  экологическими и социально-экономическими кризисами в стране. Вместе с тем, на здоровье школьников оказывает влияние  и комплекс так называемых внутришкольных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке. Приведение этих условий в соответствие с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определенного уровня  валеологической грамотности учащихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни. 

     Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности  и жестокости в обществе. В районе немало делается для того, чтобы организовать досуг детей, дать им  необходимые знания в области прав и обязанностей несовершеннолетних. Так, совместно с отделом внутренних дел, райбольницей, прокуратурой, комиссией по делам несовершеннолетних администрации района  ежегодно проводятся месячники  правовых знаний, оборонно-массовой и спортивной работы, борьбы с пожарами от детской шалости с огнем, акции «Милиция и дети», «Закон и ты»,  в ходе которых    проведены встречи с детьми, педагогами, родителями, круглые столы с представителями общественности.

       На учете в КДН администрации района состоит 21 несовершеннолетний, из них 14 учащихся школ,  6 учащихся совершили преступление (Алманчинская СОШ, Центр образования, КСОШ №2, Траковская гимназия). В течение 2003-2004 учебного года 4 учащихся решением комиссии по делам несовершеннолетних исключены из школ по причине большого количества пропусков уроков без уважительных причин (Центр образования, Алманчинская СОШ, Именевская СОШ, Пикшикская СОШ). В результате проверки, проведенной  совместно с прокуратурой района  выявлены существенные недостатки в профилактической работе с детьми,  склонными к совершению правонарушений в Большешатьминской, Пикшикской, Исаковской, Янчеллинской  средних общеобразовательных школах. В районе всего на учете состоят 65 семей, находящихся в социально-опасном положении, в большинстве из которых родители злоупотребляют спиртными напитками и негативно влияют на детей.  В таких семьях мало сердечности, тепла. В них царит культ сигарет, пива, алкоголя, зависти. А ведь привычки, заложенные в молодости, остаются на всю жизнь. В 2003-2004 учебном году был проведен социологический опрос среди учащихся по проблемам наркомании, курения и алкоголизма (участвовали учащиеся 9-11 классов 5 школ района). По итогам опроса 15% подростков впервые попробовали алкогольные напитки в 11-12 лет, 52% - курят (по республике – 70%). Дети воспитываются прежде всего в семье. Здесь человек получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как вести себя в различных ситуациях. Сегодня семья испытывает большие трудности в воспитании детей. Тем не менее она остается ведущим социальным институтом в духовном  формировании и развитии личности.      К сожалению, в районе растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в управлении образования на учете состоят 48 подопечных детей (в прошлом году – 45). Управление образования вносит посильный вклад в оказании помощи таким семьям. Все опекаемые дети получают пенсии и пособия по линии соцобеспечения, а 28 – получают пособие из управления образования (в прошлом году – 22). В 2004 году постановлением главы администрации района от 02.02.2004г. № 23 размер выплаты пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей увеличен на  10 %. За истекшее время в районе созданы 2 приемные семьи: на территории Шивбосинской  и Красноармейской сельских администраций, это новая форма устройства детей-сирот, которая нашла уже своих сторонников.

 Руководителям образовательных учреждений необходимо взять под особый контроль вопросы взаимодействия с семьей, оказывать ей поддержку, вести педагогическое просвещение родителей. Только объединенными усилиями семьи и школы мы сможем обеспечить правильное воспитание детей. Образовательные учреждения должны стать координационными, методическими, информационными центрами по разностороннему воспитанию и развитию детей в семье. Практика показывает: чем лучше школа выполняет эти функции, тем  больше ее авторитет и влияние в обществе. 

      Модернизация образования требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. С целью оказания помощи детям с трудностями в обучении и развитии при Центре диагностики и консультирования действует районный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). Возможные отклонения в развитии, трудности в общении, социальной адаптации детей выявляются при обследовании перед поступлением в школу. В 2004 году было обследованы 217 детей. Из них готовы к школьному обучению 68%, дети со средней готовностью к школе – 12%, с низкой – 4%, 2% детей рекомендована консультация детского невропатолога.   Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включать в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

     При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими, с самим собой.

           Методическая работа в учреждениях образования организована через деятельность методобъединений, творческих групп, школ передового опыта. В районе действуют 11 районных методобъединений, 7 межшкольных методобъединений по различным специальностям, творческая группа начальных классов, чувашского языка и литературы, работают 2 опорные школы: Траковская гимназия, Красноармейская СОШ № 2 и ДОУ.

            По итогам республиканского смотра-конкурса «Школа года» школы нашего района в последние годы неоднократно занимали призовые места: Красноармейская СОШ №2, Убеевская СОШ, Пикшикская СОШ, Траковская гимнази, Янгасинская ООШ, Исаковская СОШ, а в 2003 году в номинации «Школа хранительница села»  Именевская СОШ заняла Ш место.        Победитель республиканского смотра-конкурса «Лучшее подсобное хозяйство-2002» Исаковская средняя общеобразовательная школа в 2004 году является  дипломантом Второго Международного  конкурса им. А.С. Макаренко (4 место).

           Для работы по духовно-нравственному воспитанию и формированию здорового образа жизни педагогический коллектив района имеет большой потенциал.  Из  423 работающих педагогов и воспитателей 3 имеют  почетное звание «Заслуженный учитель РФ», 13 – «Заслуженный учитель ЧР», 52 награждены значком     «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общего образования РФ».  По итогам аттестации до 80% педагогических работников имеют квалификационные категории. В 2003 году   6 педагогам присвоена высшая, 44 – первая, 24 – вторая квалификационная категория, курсы повышения квалификации прошли 58 чел.

           Думаю, что с таким педагогическим составом мы выполним  задачи, стоящие перед образованием района  и, как сказал Президент в своем Послании, достигнем «нашей цели – сделать Родину- Чувашию - по-настоящему цивилизованным и культурным, высокообразованным  регионом»

        

Уважаемые коллеги! В системе образования заложено наше будущее. Завтрашний день будет таким, каким сегодня его увидят наши дети.

 

Желаю вам оптимизма, энергии и удачи!

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика