При всей новизне образовательной ситуации начала XXI века в ней легко обнаружить общие тенденции, существенно влияющие на ход и результаты воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Происходит глобализация факторов формирующих у человека отношение к окружающему миру, людям, самому себе. Два полюса этого фундаментального явления важны для воспитателя. С одной стороны в обществе формируются представления о всечеловеческих ценностях, связанные с проблемой выживания и общей ответственностью человечества за сохранение жизни на планете. С другой – наблюдается унификация (американизация, европеизация) жизни и поведения масс населения – что связано с ориентацией на психологию потребления, жесткую конкуренцию, насилие, криминал.
Усиление социального расслоения уже с юных лет требует от человека умения психологически и профессионально «удерживать или отвоевывать» свое социальное пространство, свой общественный статус, определяя индивидуализацию процесса выживания. Положение усугубляется тем, что СМИ осуществляют политическую и нравственную индоктринацию путем распространения зачастую худших образцов западного искусства, проповедуется магия, спиритизм, оккультизм, пропагандируется лозунг иезуитов «Цель оправдывает средства».
В этих условиях функция классного руководителя уникальна. Эта функция, среди остальных (информационной, коммуникативной, организационной и т.д.) определяется как посредничество в воспитании. Педагог в этой функции выступает как посредник между ребенком и всей человеческой культурой, помогая найти свое место в обществе и сложном мире. По мнению И.А. Колесниковой социально-историческая миссия воспитателя – смягчить встречу с противоречиями современного мира.
В кризисные эпохи для выяснения смысла жизни обычно обращаются к авторитету, учителю, наставнику, идолу, гуру, т.е. такому герою культуры, который способен дать образец жизнетворчества. В условиях ценностной дезориентации сила личного примера оказывается главным духовным и нравственным ориентиром.
В традициях православной русской культуры под учительством понимается не ремесло, а некое служение, исполнение культурной функции, связанное с персонификацией образца жизни, достойной подражания и личной демонстрацией культурных ценностей – это философско-культурологический подход. На духовном (ментальном) уровне, учительство воспринимается как особая миссия, специфическая деятельность, способствующая обретению смысла жизни и устройству внутреннего мира человека по образу и подобию Божьему. Высшим типом учителя на Руси становится святой, человек духовно преображенный, способный вникать в душу людей, предлагая им духовную помощь. Святые, не являясь продуктом какой-либо педагогической системы, олицетворяли народную педагогику преображения, в которой в процессе обучения воспроизводилась сама духовная среда, формировавшая ученика.
Однако, образ Учителя, его «профессия» и социальная роль всегда были адекватны состоянию мира и соответствуют ценностным устремлениям каждой определенной культурной эпохи. Уже в 1813 г., когда Министерство народного просвещения России специальным циркуляром установило разделение функций обучения и воспитания, была введена должность «комнатного надзирателя при пансионе». Надзиратель в течение суток находился с детьми (присутствовал на уроках, помогал выполнять домашние задания, организовывал досуг, следил за поведением) – на эту должность назначались высоконравственные лица, владевшие французским языком. Главная функция – воспитание верноподданных чувств, зашита авторитета самодержавия, борьбу со свободолюбивыми настроениями.
В 1835 г. введена должность классных надзирателей, в обязанности которых входило наблюдение за поведением учеников в школе, в быту, общественных местах. Они несли ответственность за политическое и религиозно-нравственное воспитание учащихся, выступая апологетами государственной идеологии.
В 1871 г. введена должность классного наставника, на эту должность назначались учителя, работающие в классе. Наставник осуществлял надзор за учащимися своего класса и отвечал за их поведение. Важнейшая обязанность классного наставника явилось осуществление связи учебного заведения с семьями учащихся, посещение уроков у учителей-предметников с целью перегрузки учащихся учебной домашней работой, контроль за их поведением, организация культурного досуга в период летних каникул, проведение экскурсий и т.д.
После Октября 1917 г. институт классных наставников был упразднен, т.к. руководители советского просвещения считали, что в обязанности каждого учителя должно входить как обучение, так и воспитание., но на практике это привело к резкому снижению воспитательной работы и в 1931 г. была введена должность групповода, а с 1934 г. – классного руководителя.
Рассматривая цели и сферы деятельности классного руководителя в различные периоды существования института классного руководства, следует учитывать, как минимум, две группы детерминант, влияющих на определение их функциональных обязанностей. Социальными детерминантами выступают общественные отношения, определяющие структуру системы образования, идеологическую направленность содержания образования, социальный состав и социальное положение субъектов образовательного процесса, уровень государственной и общественной востребованности образования, требования к учителю со стороны государства и общества. Культурными детерминантами является комплекс связей и отношений, которые определяются типом культуры, доминирующими культурными ценностями общества, их реализацией в образовании на трех уровнях проявления: индивидуально-личностном, общественно-педагогическом, социально-политическом.
Осознание педагогом социально-педагогической миссии, с нашей точки зрения, является дистинктивным признаком, характеризующим эволюцию ценностей системы образования, и определяет возможности (глубину, уровень) реформирования (модернизации) системы образования.
Признание факта изменения социокультурных функций классного руководителя, прогностический анализ его деятельности с точки зрения выполняемой им миссии важен для:
- определения нравственно-этических начал в деятельности учительства как социально-профессиональной группы;
- объяснения психологического механизма выбора новых смыслов в деятельности педагогов (особенно актуального в условиях реформ в образовании);
- создания оптимальных психологических условий освоения социальных, культурных, нравственных ценностей с детьми; важных в нравственном отношении в аксиологии личностно-ориентированной педагогики;
- обоснования гуманитарного контекста толкования важнейших педагогических категорий и понятий, которыми описывается культурно-мировоззренческая сущность профессиональной деятельности педагога,
- осмысления современного состояния образовательного пространства с философско-педагогических и историко-культурологических позиций.
В данном контексте историческая миссия классного руководителя рассматривается нами как духовное образование, отражающее социальное мировоззрение педагога, как совокупность взглядов, убеждений, ценностей и установок, определяющих способы профессиональной деятельности и общения, принципы бытия профессионального учительского сообщества.