В этом году сдавать Единый государственный экзамен придется всем российским выпускникам школ, однако по каким предметам проводить ЕГЭ - решать регионам. Кроме того, с этого года у каждого выпускника будет индивидуальный вариант ЕГЭ. О новых правилах проведения госэкзамена в интервью каналу "Вести" рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов.
- В этом году единый госэкзамен в школах будет проходить еще на экспериментальной основе. И только в 2009 году он станет обязательной формой оценки знаний школьников. Сколько регионов страны будут участвовать в проведении ЕГЭ в этом году?
- Все. В каждом регионе будет проходить единый экзамен. Но у разных регионов - по разной схеме, по разным предметам.
- А чем будет определяться выбор предметов?
- Во-первых, это определяет уровень готовности региона. Во-вторых, какие предметы вузы в этом регионе используют как вступительные испытания.
- Появятся ли в этом году какие-то новшества в порядке проведения единого госэкзамена?
- Главное новшество - так называемая система "плюс один" сохранится только по трем предметам: русский язык, литература и математика. Что это означает: раньше "двойка" по ЕГЭ не лишала аттестата по любому предмету. В этом году эта практика "плюс один", когда за ЕГЭ ставится "двойка", а в аттестат все равно пойдет "тройка", сохранится по тем трем предметам, которые я называл. По остальным предметам, если ученик получил две "двойки", то он не получит аттестат. Придется получать справку и сдавать через год. Одна "двойка" пересдается в этом году, так же, как и раньше. Что это может означать для детей, которые, честно говоря, не учились в старшей школе. Это означает, что они должны выбирать только те предметы, по которым они уверены, что получат "тройку". И не все предметы в форме ЕГЭ у нас проходят. Есть мировая художественная культура, есть основы безопасности жизнедеятельности, в конце концов, есть физическая культура. Поэтому этим детям нужно все-таки подумать, где они получат удовлетворительные оценки и не потеряют аттестат.
- Что предусматривает система общественного наблюдения за организацией единого госэкзамена? Кто, что и как имеет право контролировать?
- Мы уже много лет используем систему общественных наблюдателей. В ряде регионов это представители родительских комитетов. В ряде регионов журналисты очень активно участвуют. Что контролируется? Процедура проведения. Нет ли озабоченных родителей, которые помогают своим детям. Нет ли учителей, которые из любви к деньгам или любви к детям помогают детям выполнять задания. Записаться в общественные наблюдатели можно в органах управления образованием. Одно условие - твой ребенок не должен сдавать выпускной экзамен в этом пункте проведения единого госэкзамена.
- Еще не все вузы страны принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ. В каких университетах школьников ждут дополнительные испытания? И какие образовательные учреждения России сохранят право проводить обычные экзамены и после 2009 года?
- Учитывают результаты ЕГЭ все вузы России, даже Московский государственный университет в этом году учитывает результаты единого экзамена. Но ряд вузов силовых ведомств в силу особенности набора своего контингента будет иметь свою схему участия в едином государственном экзамене. Это связано с тем, что у них раньше начинается вступительная кампания, потому что им нужно знать некоторую дополнительную информацию о своих абитуриентах. Дополнительные испытания в 2009 году сохранятся либо в вузах культуры, искусства и так далее, либо в вузах силовых министерств, ведомств, где требуется дополнительная информация, а так же у тех вузов и по тем специальностям, где очень высокий конкурс элиты. Они, конечно, чтобы отобрать лучших из лучших, будут получать право на дополнительные испытания.
- Например, какие вузы вы могли бы здесь назвать?
- Ну, я думаю, что будут иметь такое право МГУ, Физтех, Высшая школа экономики, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет. А вот что будет с содер жанием дополнительных испытаний и на какие специальности - по этому поводу ведутся дискуссии. Требование у нас одно - чтобы эти дополнительные испытания не превратились в кормежку для подготовительных курсов этих высших учебных заведений. Чтобы ребенок вне зависимости от места жительства мог подготовиться к ним.
- А как сейчас выглядит статистика апелляций по результатам ЕГЭ? По каким предметам больше всего возникает споров и как они разрешаются?
- Несколько процентов по каждому предмету. Это в десятки раз больше, чем по школам. И в разы меньше, чем при традиционных вступительных испытаниях в вузах. То есть они есть, но их меньше, чем в высшей школе, и больше, чем в средней школе. Больше всего апелляций, конечно, вызываю гуманитарные предметы. Удовлетворяется, примерно, десятая часть апелляций. Это несколько сотен школьников по России.
- Что предпринимается сегодня для защиты системы тестов от фальсификации и утечки информации об ответах?
- Вы вспоминаете случай, который был в прошлом году в Ленинградской области, когда один из выпускников школы каким-то образом получил экзаменационный материал, решил и вывесил в Интернете часть заданий? То, что кто-то где-то может достать экзаменационные материалы исключить в нашей стране нельзя. Но дело в том, что даже если он разместит их в Интернете, это никому не поможет. У каждого экзаменационного материала будет свой индивидуальный номер. Если в прошлом году мы работали по вариантам, и все дети, кому попался такой вариант, могли опираться на эти результаты, то теперь индивидуальный номер, нет вариантов. Поэтому красть бессмысленно. Это, знаете, как при поступлении в вузы. У тебя лежит 100 билетов, один из них пропал. Но остались другие билеты.
- Изначально ЕГЭ задумывался в том числе и как инструмент борьбы с коррупцией в вузах. Но не приведет ли он к росту коррупции в школах?
- В настоящее время коррупция в вузах при вступительных испытаниях в регионах, которые переходят в штатный режим единого госэкзамена, уменьшается. Это говорят и данные при вступительных испытаниях. Это говорят и данные МВД. И это говорят опросы родителей - сколько они потратились на поступление в вуз. Что касается коррупции в школах, давайте различим явную и скрытую форму коррупции. Хорошие оценки всегда чего-то стоили, к сожалению, для очень большого числа выпускников. И ситуация с медалистами, которая хорошо известна, показывает, что прямая или косвенная коррупция по поводу золотых медалей была. А будет ли она увеличиваться - не думаю. Но проблема есть. И мы каждый год фиксируем пункты проведения единого экзамена, где результаты выше средних по данному субъекту федерации. Каждый раз проводятся дополнительные исследования. Что мы делаем: мы аннулируем результаты, и дети сдают экзамен в резервный день. В этом плане, да, есть, безусловно, факты коррупции и при сдаче единого госэкзамена. Но способов отследить и получить сигнал, что там место подозрительное, у нас, благодаря современным информационным технологиям, на порядок больше. Мы тут же проводим служебное расследование, что же там происходило. И, к сожалению, в ряде случаев мы вынуждены и аннулировать результаты, и проводить служебное расследование со взрослыми, которые были замешаны в этой ситуации. Это борьба двух сторон.
- И есть возможность победить в этой борьбе?
- Проблема коррупции не решена ни в одной стране мира. Вопрос в размахе коррупции. И у нас есть полная уверенность, что мы вместе с заинтересованными органами исполнительной власти, вместе с соответствующими органами, которые занимаются проблемой борьбы с коррупцией, уменьшим размер коррупции при выпуске из школы и поступлении в вузы. У нас есть все основания надеяться на это.
© Вести.Ru