Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2007.12.06 Зарплатная революция (Советская Чувашия)

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

ПЕРЕМЕНЫ В ОПЛАТЕ ТРУДА, НАЧАВШИЕСЯ ЭТОЙ ОСЕНЬЮ В ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ, МНОГИЕ ЭКСПЕРТЫ НАЗЫВАЮТ РЕВОЛЮЦИЕЙ. И УТОЧНЯЮТ — БАРХАТНОЙ. ПОТОМУ ЧТО МЕНЯЛИ НЕ ВСЕ И НЕ СРАЗУ. ПОЛНОСТЬЮ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ — НЕ ЗА ЧАСЫ, ЗА РАБОТУ В ЦЕЛОМ — ПЕРЕШЛИ ПОКА ТОЛЬКО ТРИДЦАТЬ ШКОЛ. ЗАТО АБСОЛЮТНО ВО ВСЕХ ШКОЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ВВЕЛИ СТИМУЛИРУЮЩИЕ НАДБАВКИ ЗА КАЧЕСТВО И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ. ДЛЯ ВСЕХ, ОТ ДИРЕКТОРА ДО ТЕХНИЧКИ. «НА СТИМУЛИРОВАНИЕ» В НЫНЕШНЕМ ГОДУ ДОЛЖНО БЫЛО ПОЙТИ 10 ПРОЦЕНТОВ ОТ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА. КАК ЭТИ ДЕНЬГИ ДЕЛИТЬ, КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ В ШКОЛАХ, СУДИЛИ И СПОРИЛИ ВЕСЬ АВГУСТ. И СЕНТЯБРЬ. «В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА МЫ ОРГАНИЗОВАЛИ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ. ЗАОДНО И САМИ УЧИЛИСЬ, — ГОВОРИТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ ВАЛЕРИЙ УСТЯК. — НАЧИ­НАЛИ ВЕДЬ ПРАКТИЧЕСКИ С НУЛЯ, НИКАКИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ НЕ БЫЛО. В РЯДЕ ШКОЛ, КСТАТИ, ХОТЕЛИ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ПРОСТО: ПОДЕЛИТЬ НАДБАВКИ ПОРОВНУ. НО МЫ ЭТОТ ВАРИАНТ СРАЗУ ОТКЛОНИЛИ. ВЕДЬ ТОГДА НОВАЯ СИСТЕМА ПРОСТО БЫ НЕ ИМЕЛА СМЫСЛА».

ПОСТЕПЕННО ПРОЦЕСС ПОШЕЛ. В ОКТЯБРЕ НАДБАВКИ ВМЕСТЕ С СЕНТЯБРЬСКОЙ ЗАРПЛАТОЙ НАЧАЛИ ВЫДАВАТЬ В РАЙОНАХ. А В НОЯБРЕ — ИВ ШКОЛАХ СТОЛИЦЫ.

СОЦСОРЕВНОВАНИЕ В ШКОЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Одними из первых с ариф­метикой надбавок разобрались в Большечурашевской школе Ядринского района. Директор Владимир Черлаков признается: «Нам было проще. В начале 90-х в школе ввели своеобразное соцсоревнование для педагогов. Каждый месяц подсчитывали бал­лы, по итогам полугодия платили премии лучшим учителям. Потом начались проблемы с финансиро­ванием, и инициативу забросили. Но опыт пригодился».

На примере большечурашевцев посмотрим, что делили и как. В сентябре школьный фонд оплаты труда составил 250 ты­сяч рублей в месяц (благодаря повышению зарплаты вырос он, по сравнению с маем, на 50 с лишним тысяч). 10 процентов от

фонда — это 25 тысяч в месяц. А работают в школе более 50 человек. Отдельно для нескольких групп — учителя, администрация, техперсонал—были разработаны критерии оценок, с баллами. У учителей, к примеру, критериев оказалось 17 — в зачет шли успеваемость учеников, новые педагогические разработки, знание компьютерных технологий и т.д. Определили и стоимость одного балла — 102 рубля.

Сначала сами себя оценили учителя — по каждому из 17 пунктов. После этого «рейтинги» обсудили на управляющем совете школы, в состав которого входят семь родителей, четыре работни­ка школы, три старшеклассника и глава местного поселения. «Оценки» на совете чуть-чуть подкорректировали: решили, что кто-то свои достижения  слегка

преувеличил, кто-то, наоборот, поскромничал. После чего вышел директорский приказ о выплатах. Минимальная надбавка для пе­дагога, работающего на полную ставку, составила в итоге 400 рублей. Максимум — две тыся­чи— получил учитель биологии Николай Рахкошкин. А общая, вместе с надбавкой, зарплата вышла у него порядка десяти тысяч. Кстати, супруга Николая Георгиевича тоже работает в этой школе. И тоже получила непло­хую надбавку. Дополнительным деньгам Рахкошкины применение уже нашли—на семейном совете решено было купить лазерный принтер.

ПОЧЕМ БАЛЛ ДЛЯ ПЕДАГОГА

Примерно   по   такой   схеме распределяли   надбавки   и в других школах. Но с простором для творчества. В чебоксарской школе №47, к примеру, в отдель­ную группу выделили и учите­лей младших классов. Каждая школа сама определяла шкалу критериев, стоимость балла. И «цена» везде получилась разной, от 100 с лишним рублей до 19 с половиной.

Разброс по стимулирующим надбавкам тоже вышел заметный. Кто из учителей получил 200-250 рублей, кто — тысячу-полторы. Абсолютный максимум, более трех тысяч рублей, заработали два педагога из Шумерли и Канаша.

Не всегда, конечно, процесс шел мирно и гладко. Не все школьные труженики остались довольны результатами оцен­ки своего труда. А некоторые чебоксарские   учителя   наотрез отказались от самоанализа. Из принципа — некорректно, мол, са­мому себе баллы выставлять...

ОЦЕНИТ ЛИ УЧЕНИК УЧИТЕЛЯ?

Как всякий эксперимент, пер­вый опыт с новой системой зар­платы показал и слабые звенья. Выяснилось, например, что в финансовых вопросах некоторые главы школ плавают, как двоеч­ники на экзамене. «Спросишь у иного директора про фонд оплаты труда, про надбавки и выплаты. А он в ответ: «Подождите, я сейчас бухгалтера позову», — говорит заместитель министра образования Светлана Петрова. — Но ведь директор школы сейчас — не старший учитель. Он в первую очередь менеджер, экономист. И эти цифры знать обязан».

Еще до начала эксперимента организаторы его выдвинули условие — распределять над­бавки непременно с участием общественности. Формально его выполнили: к сентябрю во всех школах появились управляющие или попечительские советы. Од­нако создать и работать — две большие разницы. Порой родители - «управители» в школьные рейтинги особо вникать и не стремились — некогда. И в школу забегали только на минутку, чтобы оставить «автограф» в про­токоле управляющего совета.

К составлению учительских рейтингов в общей своей массе остались непричастны и ученики. По одной причине — их никто и не спрашивал. Конечно, вряд ли Вовочка из 5 «Б» сможет объ­ективно оценить педагогические достижения математички Марии Ивановны. Но есть ведь и воспитательный процесс, где важно доверие к учителю, общая атмос­фера в классе. И тут мнение шко­ляров, наверное, пригодилось бы. Один из педагогов со стажем по этому поводу привел в пример опыт Англии. Уже много лет британские школы рассылают по семьям учеников свои оценочные анкеты, и заполняют их вместе дети и родители. Может, такие анкеты для всей семьи со временем появятся и у нас.

СТИМУЛ ЗА РЕЗУЛЬТАТ

При распределении «школьных стимулов» четко высветилась одна закономерность. Самые высокие баллы и, соответствен­но, надбавки достались уже известным лидерам — обладате­лям путинских премий, грантов Президента Чувашии.

Кто-то скажет: несправедливо получается, одним все, другим— почти ничего. «Но я думаю, под­ход этот правильный, — рассуж­дает Владимир Черлаков. — За основную работу учителю идет зарплата. А надбавки — это уже за ее результат. И потом, кто в дальнейшем мешает человеку проявить себя? Ведь распределять надбавки в школах будут каждые полгода. Вот пример — вместе с педагогами простимулировали мы и техперсонал. Суммы вышли небольшие, от 3 до 0,5 балла. Но эффект уже есть. Недавно на перемене смотрю — технички перила тряпочкой протирают. Раньше такого от них не дож­даться было. А главное — и многие учителя подтянулись. Так что в январе, когда снова начнем распределять надбавки, будет что пересматривать».

Е. КАЗНИНА.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика