Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Информация по реализации направления 2 КПМО «Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)»
В Чувашской Республике нормативное подушевое финансирование в сфере общего образования введено еще в 2001 году. Это позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг и стало реальной гарантией финансового обеспечения каждого ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания.
Сегодня все 100% общеобразовательных школ республики получают финансирование на реализацию государственного стандарта общего образования на основе НПФ. Это потребовало и новых подходов к управлению, обязательного расширения финансово-хозяйственной самостоятельности школ.
Сегодня все школы республики имеют финансово-хозяйственную самостоятельность (имеют собственную бухгалтерию или обслуживаются в кустовой или централизованной бухгалтерии на основе договоров).
Норматив на реализацию государственного стандарта общего образования, помимо средств на заработную плату, включает средства на учебные расходы, то есть на материальное обеспечение образовательного процесса. По мере перехода на НПФ доля учебных расходов выросла в 2 раза и в 2007 году составляет 6,2%. При этом к 2009 году долю учебных расходов планируется довести до 10%, что позволит своевременно обновлять учебное оборудование и отразится на дальнейшем улучшении условий обучения.
Так как опыт нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений оказался позитивным, к настоящему времени нормативное финансирование введено в сфере начального профессионального (с 2006 г.) и дошкольного (с 2007 г.) образования.
С 2008 года планируется перевести на нормативное бюджетное финансирование школы-интернаты и детские дома, для чего в рамках КПМО в настоящее время ведется разработка проектов нормативно-правовых документов по обеспечению подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных школ-интернатов и детских домов.
Сегодня меняется само понимание принципов нормативного подушевого финансирования, так как существующая развернутая система поправочных коэффициентов, когда с учетом поправочного коэффициента некоторые общеобразовательные учреждения получают в расчете на одного учащегося значительно больше средств, чем другие, не позволяет в полной мере реализовывать принцип «деньги следуют за учеником». В идеале, норматив подушевого финансирования учебных расходов, то есть на заработную плату и обеспечение учебного процесса, должен быть одинаковым для всех, так как стандарт общего образования для всех един. Шаги к единому нормативу в республике делаются уже сейчас. Начиная с 2001 года, количество групп школ, к которым применяются разные коэффициенты по масштабу образовательного учреждения, значительно сократилось, в отдельную группу среди сельских школ выделены только начальные школы-детские сады. Существенно возросли и сами нормативы: если в 2007 году норматив на реализацию государственного стандарта общего образования в расчете на одного учащегося в городской местности составлял 5897,2 рубля, то в 2008 году – 8871,7 рубля, а в сельской местности соответственно 10113,7 рублей и 14508,5 рублей. Увеличивается количество учреждений, которые получают средства по нормативу с поправочным коэффициентом по масштабу образовательного учреждения, равным единице (2006 – 41,5%; 2007 г. – 46,5%). При этом очевидно, что полное выравнивание возможно лишь в том случае, если условия осуществления образовательного процесса будут схожими и в сельских, и в городских школах, в связи с чем особенное значение приобретает реализация четвертого направления КПМО - «Развитие сети общеобразовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства»