Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) в Чувашской Республике стал важнейшим инструментом управления результатами, который позволяет перевести внедрение инноваций в регулярный режим и способствует дальнейшим положительным системным эффектам.
Для проведения конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, в республике принята соответствующая нормативная правовая база.
Утверждены:
состав республиканской конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
положение и состав апелляционной комиссии;
показатели к критериям конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы;
состав общественных организаций, участвующих в экспертизе и другие нормативно-правовые и организационно-методические акты, с полным текстом которых можно ознакомиться на сайте Министерства.
ПНПО усиливает влияние государства в области образования за счет стимулирования и поддержки лучших школ и создает дополнительную мотивацию у педагогического сообщества, образовательных учреждений к достижению высоких результатов. За два года в конкурсных процедурах участвовало около 40 процентов школ республики. Государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 40 образовательных учреждений – гранты Президента Чувашии.
Республиканская система поддержки лидеров распространяется также на дошкольные учреждения и на учреждения начального профессионального образования.
ПНПО является мощным толчком для формирования нового представления о качестве образования за счет его открытой, прозрачной, критериальной внешней оценки. Проект дополнительно инициировал активность общественных формирований. Управляющие, попечительские советы школ уже на первом этапе стали активными соучастниками проекта – все претенденты на государственную поддержку в соответствии с критериями участия в конкурсе получили их поддержку. В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях Чувашии действуют управляющие (попечительские) советы. На втором этапе в качестве гражданских экспертных организаций в конкурсных процедурах участвовали более 10 общественных объединений. Экспертами выступили Республиканский союз попечителей образования, Совет ректоров учреждений высшего профессионального образования, Чувашская республиканская организация профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, общественная организация «Медицинская ассоциация Чувашской Республики», общественная организация «Ассоциация учителей Чувашской Республики», общественная организация «Чувашский республиканский совет женщин».
Сформировались стимулы для развития общественных формирований внутри самой системы: в 2006 году учителя-победители и руководители школ-победителей объединились в общественные организации «Ассоциация учителей Чувашской Республики», Совет директоров школ Чувашии. Общественные объединения лидеров образования стали центрами трансляции передового инновационного опыта, с их активным участием проводится работа по реорганизации муниципальных методических служб.
Реализация проекта способствовала значительному росту информационной культуры участников образовательного процесса. Для организации прозрачной процедуры конкурсного отбора организовано широкое информирование населения через разные каналы, включая и электронные СМИ. Проводились круглые столы, семинары для представителей общественно-профессионального сообщества, интервью руководства министерства; пресс-туры журналистов в инновационные образовательные учреждения, подготовлены очерки о лучших школах. На республиканском радио регулярно выходит передача «Мир образования», которая знакомит с опытом работы инновационных образовательных учреждений. По вопросам реализации национального проекта проведены две Интернет-конференции в режиме on-line, Дни общественной экспертизы с опросом более 5 тыс. жителей республики.
В ходе проведения различных мероприятий поступило более 16 тыс. откликов населения по реализации ПНПО. Мнения жителей республики, педагогического сообщества были учтены при отборе лучших школ, определения рейтинга победителей.
В рамках реализации ПНПО все школы республики подключены к широкополосному каналу Интернет, численность учащихся в расчете на 1 компьютер составляет 21, у всех средних школ есть собственные сайты, школы обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием. Созданы республиканский Центр дистанционного обучения, межшкольные методические центры. Существующая база используется в организации дистанционных форм непрерывного методического и организационного сопровождения педагогов и управленцев, проведения интеллектуальных игр и олимпиад. Оплата федеральным бюджетом широкополосного Интернета послужила эффективным ресурсом для современной организации труда педагога, управленца, учащегося, заложен фундамент для превращения его в постоянную потребность.
ПНПО предъявил другой уровень требований к образовательному менеджменту, смотивировав управленцев осваивать новые компетенции: проектный менеджмент, менеджмент инноваций, экспертная и информационно-аналитическая деятельность, организация конкурсов и закупок, взаимодействие с гражданскими институтами, СМИ и др. Руководителями образовательных учреждений своевременно и грамотно осваивались средства, используя при этом навыки взаимодействия с финансовыми структурами, приобретенные в результате внедрения подушевого нормативного финансирования и экономической самостоятельности. Все средства, выделенные школам, использованы по целевому назначению.