Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Обычно учителя, волнуясь, провожают учеников на экзамен. Тут же вышло наоборот. Ребята из ядринской школы №2 весь день переживали за свою учительницу Нину Агееву, сдающую в Чебоксарах ЕГЭ по русскому языку. Сама их наставница перед экзаменом призналась: «Да, волнение есть. Но больше, пожалуй, азарта — интересно пройти тот же путь, что и ребята накануне экзамена.
Разделить судьбу учеников предстоит в этом году большинству педагогов, сдающих «экзамен» на категорию. Ведь аттестация учителей проходит теперь по новым правилам. Всем педагогам надо будет сдать «зачет» по освоению компьютерных технологий, а учителям-предметникам — и ЕГЭ по своей школьной науке.
На пресс-конференции перед первым учительским ЕГЭ министр образования Галина Чернова отметила, что этот экзамен — очередной шаг в реализации комплексного проекта модернизации отрасли. «В последние годы для школ было сделано очень много с точки зрения материальной, — подчеркнула она. — Большие деньги вложены в их техническое оснащение, в новые компьютеры, современные учебные кабинеты. Но если главное звено — учитель — не будет соответствовать времени, от затрат должного эффекта не будет». Именно поэтому в оценке педагогического труда намечен важный переход от количества к качеству, от выплат за часы — к оплате за знания и итоги работы. На это нацелена и новая система оплаты труда учителей, и новые правила аттестации. Кстати, последнее новшество, судя по всему, педагогов не испугало: по словам Г. Черновой, желающих аттестоваться в этом году оказалось в полтора раза больше, чем в прошлом.
Но, заметила министр, сейчас и цена вопроса выросла. Новая система оплаты труда, на которую пока перешли только в 30 школах, через два года будет обязательной для всех. А при ней разница в категории заметно скажется на зарплате. Уже сейчас в «экспериментальных» школах при прочих равных условиях учитель с высшей категорией получает на пять тысяч больше коллеги с первой категорией. Так что стимулы есть. И желание совершенствоваться у педагогов тоже есть. Но с лидеров, как известно, и спрос выше.
Кстати, утверждение ЕГЭ как этапа учительской аттестации, по словам Черновой, прошло не без споров. Упоминался, в частности, и психологический момент — не так просто взрослому человеку сдавать экзамен как школьнику. Хотя прецедент был. Министр вспомнила, как два года назад сама писала тесты ЕГЭ по русскому языку — в совместном эксперименте Минобразования и «Советской Чувашии»: «И волнение определенное было, и вопросы в тестах попадались непростые, из тех, что в свое время в школе не проходили». Кстати, один из участников эксперимента, солидный ответственный работник, тогда, перенервничав, чуть было не сбежал с экзамена...
Казалось бы, учителям, каждый день рассказывающим ученикам про падежи и склонения, нечего переживать за успех дела. Но и профессионалы в «великом и могучем» тоже волновались. Учительница чебоксарской школы № 10 Ирина Евсеева, державшая экзамен в родных стенах, накануне экзаменовки проштудировала все брошюры, накопленные с начала ЕГЭ, с 2001 года. «Ученики за единый экзамен получили только хорошие оценки, — пояснила она, — стыдно будет сдать меньше, чем на пятерку». Ее коллега Инесса Щепетова из 4-й гимназии перед экзаменом взялась за «библию» всех преподавателей русского языка—справочник Розенталя. Третья учительница на всякий случай сравнила экзаменуемого учителя с футбольным тренером, которому, может, и не обязательно лично голы забивать. Главное — чтобы подопечные не промахнулись.
Наблюдая перед экзаменом за педагогами, можно было предположить, кто чему учит ребят. И как учит. «А можно мне часть «С» не решать — я же только на вторую категорию иду?» — нервно допытывалась одна из учительниц. Примостившаяся в уголке стайка немолодых «русичек» тем временем старательно переписывала с помятого тетрадного листочка ответы на часть «А». Непонятно, где учительницы добыли эти ответы, но старались, в общем-то, зря. «Тестов один к одному, как на школьном ЕГЭ, в этот день не было — перед экзаменом задания «слепили» из нескольких вариантов», — пояснила директор Центра новых образовательных технологий Галина Арзамасцева.
В целом на первом учительском ЕГЭ все, пожалуй, шло как в жизни, как на обычных школьных экзаменах. Их ведь сдают и отличники, и ребята, что в знаниях не очень сильны. Точно так же и ЕГЭ, и аттестация в целом, и новая система оплаты труда четко выявят лидеров и отстающих среди учителей. И, будем надеяться, заставят последних наверстать упущенное. Кстати, вместе с учителями на «качественную» оплату труда переходят сейчас и врачи. А в целом было бы замечательно, если б зарплату за качество работы, а не за отбытые на службе часы получали все. От дворников до чиновников.
Е. КАЗНИНА.