Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Основные направления научной деятельности Г. Н. Волкова

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

В прошедшие 45 лет научной деятельности Г.Н.Волкова определились следующие направления:
Первое - исследования чувашской народной педагогической мудрости. Профессор является основателем нового научного направления - этнопедагогики. Труды новатора в науке «Чувашская народная педагогика» (Чебоксары, 1958). «Этнопедагогика чувашского народа» (Чебоксары, 1966), «Этнопедагогика» (Чебоксары. 1974). «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании» (Чебоксары, 1961), «Трудовые традиции чувашского народа» (Чебоксары, 1970), «Педагогика жизни» (Чебоксары, 1989) получили в стране признание научной и педагогической общественности, они положили начало многим исследованиям в области этнопедагогики в ряде областей и республик России и стран СНГ. Рецензируя книгу «Этнопедагогика чувашского народа», академик В.М.Коротов в журнале «Народное образование» (1967, №8) писал: «Закрываешь эту книгу с чувством восхищения перед неиссякаемым гением народа и уважения к ее автору, принявшему на себя труд собрать и объединить теряющиеся во "многих источниках мысли и добрые традиции чувашского народа, связанные с воспитанием молодого поколения».
Народный поэт Чувашии Педер Хузангай назвал «Этнопедагогику чувашского народа», написанную Г.Н.Волковым, «энциклопедией народной жизни и народной мудрости». Что касается монографии «Этнопедагогика», следует отметить, что в ней ученый объектом изучения сделал духовную общность народов, традиции дружбы народов в сфере воспитания и впервые в педагогике представил наиболее концентрированно педагогические аспекты единства и духовного родства, содружества народов, раскрыв это на обширном теоретическом и фактическом материале. В работе дана глубокая научная трактовка программы национального воспитания многих народов в умственном, эстетическом, трудовом, физическом и нравственном отношении. Анализируя богатый педагогический опыт народов СССР, автор делает обоснованный вывод, что в педагогических культурах наций и народностей много общего, раскрывает сущность проблемы духовного развития в многонациональном государстве. Межнациональная гармония, духовно-нравственная интеграция народов являются ведущей идеей монографии.
За книгу «Этнопедагогика чувашского народа» Г.Н.Волков удостоен ученой степени доктора педагогических наук и премии АПН СССР им.К. Д.Ушинского.
Второе - исследования, проблем педагогического образования. Ученым поставлен целый ряд оригинальных проблем в этой области, в том числе впервые выдвинута идея педагогических задач. В связи с этим нельзя не назвать статью Г.Н.Волкова «Педагогические задачи», опубликованную в журнале «Народное образование» (1952, №10) и вызвавшую большой интерес педагогической общественности. В свое время имели успех статьи, опубликованные в журнале «Советская педагогика»: «Подготовка будущих учителей к работе с родителями», «Подготовка студентов к творческому применению наследия А.С.Макаренко».
Третье - проблемы мажора в педагогике. Они получили отражение в работах профессора «Первые радости» (Народное образование, 1964, №5), «Проблема мажора в педагогике» (Педагогические семинары, 1965), «Педагогика детской радости» (Народное образование, 1967, №10), «Радость есть сильный импульс» (Лерерцайтунг, 1982, 26 ноября), выдержаны в духе концепции: радость познания, радость общения, радость коллективной жизни и др.
Четвертое - историко-педагогические изыскания. Ученым внесен огромный вклад в исследование педагогического наследия чувашских просветителей и педагогов С.М.Михайлова, И.Я.Яковлева, К.В.Иванова, М.Сеспеля. написаны работы по истории народного образования Чувашии и Татарии, о выдающихся русских советских и зарубежных педагогах и др. Им заложены научные основы яковлевоведения. Г.Н.Волков первым из чувашских ученых-педагогов вышел на международную арену, тем самым поднял авторитет вклада и чувашских ученых в мировую педагогику. Комениологические исследования Г.Н.Волкова получили признание в Чехословакии: удостоен медали Я.А.Коменского. Статьи ученого об И.Я.Яковлеве, Я.А.Коменском, К.Д.Ушинском и др. были опубликованы в ряде стран Европы. Тезисы его научных докладов по истории педагогики опубликованы в Цюрихе, Барселоне. Амстердаме и др.
Пятое - исследования по вопросам трудового обучения учащихся. Бесценны работы ученого «Воспитание любви к сельскохозяйственному труду» (Чебоксары. 1956). «Политехническое обучение в сельской школе» (Чебоксары. 1957). В работах много личного: автор свою трудовую деятельность в родном колхозе им. В.И.Ленина начал в десятилетнем возрасте, был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Шестое - педагогические аспекты проблемы освоения космоса (космопедагогика). Эти проблемы рассматриваются в статьях: Космос и дети // Семья и школа, 1962, №7; Космос и педагогика // Советская Чувашия, 1964. 14 января: Вселенная и воспитание // Учительская газета, 1969,12 апреля (в соавторстве с А. Г. Николаевым).
Седьмое - воспитывающее обучение в национальной школе. Педагог посвятил ряд работ проблемам патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Отметим лишь некоторые из них: Дружба народов и коммунистическое воспитание учащихся национальных школ //Русский и народные языки в школах народов РСФСР. Вып. V. Л., 1976; Интернациональное воспитание в условиях расцвета наций и народностей СССР // Советская педагогика, 1977, №8; Интернациональное и национальное в воспитании // Нове життя, 1971, 9 июля и др.
Круг научных интересов академика Г.Н.Волкова далеко не ограничивается указанными проблемами. Ряд его работ посвящен вопросам современного урока, нестереотипной (новаторской) трактовки неуспеваемости и др. Так, например, статья «Кто он. неуспевающий ученик» изучалась и обсуждалась в педагогических коллективах по всей стране, ей было посвящено занятие в системе политпросвещения Министерства просвещения РСФСР, которым руководил министр Г.П.Веселов.
Г.Н.Волков не только одаренный ученый-педагог, но и талантливый писатель, критик, этнограф, фольклорист, переводчик. Его книги «Педагогика жизни» (Чебоксары. 1989), «Обыкновенное дело педагога» (1993), как и работы А.С.Макаренко «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» являются не только педагогическим трактатом, но и художественным произведением педагога-писателя. В них содержится педагогическая заповедь ученого: будь добр, честен, справедлив, верен слову, люби родителей, труд, родной народ, язык родной, свою великую Родину.
 Академик Г.Н.Волкав - большой организатор. По его инициативе в ЧГПИ создан музей И.Я.Яковлева. Он является научным консультантом единственного в мире музея народной педагогики в Оросу (Якутия).
Будучи ведущим специалистом в области этнопедагогики, он участвует в работе многих международных, региональных научных мероприятий. В десятках Диссертационных советах он выступает в качестве оппонента по защите докторских и кандидатских диссертаций. Как авторитетный специалист Г.Н.Волков входит в состав четырех Диссертационных советов по докторским диссертациям, трех - по кандидатским. С 1967 г. осуществляет руководство аспирантами, под его руководством защищено более 80 докторских и кандидатских диссертаций. Ученый поддерживает тесную связь с педагогами Чувашии. Человек большого душевного обаяния, неутомимой энергии, отзывчивый и чуткий к людям, он снискал любовь и уважение среди многочисленного учительства и научной общественности не только ЧР, но и всей страны.

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика