ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ НА ОТКРЫТИИ XV РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ
…В настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста, стало приходить в храмы. По данным исследований, за последние два десятилетия верующий человек в России помолодел почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62-63 годам, то сейчас 44-45. Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян.
Но церковное возрождение отнюдь не является лёгким делом. Большинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого участия в церковной жизни…
Вот почему и священнослужителям, и мирянам надо расширять просветительскую деятельность. Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующий Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения: многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и хлебопашцами. Словом всеми, кто жаждет слова Истины.
В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения как никогда оказываются востребованными.
Образование во все времена было важной частью церковной и общественной жизни, поскольку от его состояния напрямую зависит будущее любой страны и её народа…
Встаёт вопрос, а для чего нужно учить? Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствует: «Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Отсюда главная задача образования - научить каждого человека следовать указаниям совести. Это даёт возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к созидательной, творческой деятельности.
К сожалению, современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях можно даже сказать - меркантильный характер. Более того, оно порой становится товаром с соответствующей ценой и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а воспитание, нравственное формирование человеческой личности часто считается делом, весьма отдаленно относящимся к школе. При этом молчаливо предполагается, что воспитание принадлежит исключительно сфере семейной.
Но может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думаем, что нет…
Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан, если с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и Интернета на них постоянно обрушивается поток негативной информации…
Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область «убеждений» и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением.
Применительно к теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу, мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя.
Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым по данным социологических исследований относятся в России православные.
Свидетельство Церкви осуществляется через её присутствие во всех сферах жизни общества. Церковь имеет попечение обо всём, что затрагивает душу человека, и именно поэтому она активно противостоит вражде и разделениям, осуждает преступность и безнравственность, поднимает свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекает молодое поколение.
И я всем сердцем верю, что Церковь, которая с честью преодолела трудности и трагедии ушедшего века, будет во все времена стоять непоколебимой твердыней.
12 человек из Алатыря: священники, педагоги, работники культуры – стали в этом году участниками XV Международных Рождественских чтений. За пятнадцать лет Рождественские чтения стали самым авторитетным гражданским форумом по сохранению духовно-нравственных основ нашего общества. Более 12 тысяч человек со всех регионов России в течение 6 дней обсуждали проблемы нравственного воспитания и духовного просвещения страны. Организаторы Рождественских чтений – Русская Православная Церковь, Российская Академия наук, Российская Академия образования, Министерство образования, Национальный фонд «Русская школа», ряд других общественных организаций. Участники чтений высказали решимость созидать единое культурное пространство страны, выстроенное на традиционных духовно-нравственных ценностях православной веры, независимой государственности и национальной культуры.
Благочинный Алатырского благочиния протоиерей Владимир ТЕПЛОВ.
Ежегодные Рождественские чтения в Москве – это возможность всенародного обсуждения таких насущных задач российской жизни, от решения которых зависит сегодня само существование государства, а именно, вопросов укрепления нравственных устоев семьи и общества, воспитания и образования подрастающего поколения в духе созидательного труда. На таких форумах становится ясно, что возрождение России возможно только с опорой на ее величайшее духовное наследие – православную веру.
Иерей Сергий ШАБАЙ.
XV Рождественские чтения – это грандиознейшее событие в моей жизни, изменившее привычный строй мыслей. Тысячи неравнодушных людей со всей России и ближнего Зарубежья, принявшие боль и крик Православной Церкви о потере нравственности как о главнейшей причине развала нашей страны – вот главное впечатление от этого форума. Огромный Кремлевский Дворец съездов был в эти дни наполнен духом Православия. И когда ученые, академики, священнослужители говорили не о православной стране, а о православной цивилизации, то сердце наполнялось радостью, что есть сила, противостоящая злу. А каждый из нас должен начать с себя: жить по-человечески, а значит – по-Божьему.
А. РЫБНИКОВ
(«Алатырские вести», Алатырь)