Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Почти каждое утро ученики 10-й школы начинают с необычной пятиминутки. К ним на связь (есть свой радиоузел) выходит директор школы. «Поводов много. Делюсь новостями, что-то объясняю, поздравляю победителей олимпиад, рассказываю о планах школы, иногда даже классные часы в эфире проводим. Детям нравится», – говорит Светлана Кумалькова.
По мнению Светланы Владимировны, такие радиопередачи сближают коллектив. К тому же удобно вводить в курс дела всех одновременно. «У нас постоянно проводятся мероприятия, регулярно что-нибудь эдакое придумываем. Ученики уже стонут, мол, ну когда поживем спокойно», - рассказывает директор. Ребята, конечно, шутят. Еще бы! Многие школьники помнят, как в прошлом году отправились в село Шоршелы, на родину Андрияна Николаева. Не отдельными классами, а всей школой. И впечатлений от такой экскурсии было море. Кстати, с легкой руки этого учебного заведения чебоксарским детям открылся путь в Государственную Думу РФ – именно учащиеся школы, носящей имя космонавта № 3, первыми прошлись по ее залам, встретились с важными чиновниками и даже пообедали в госдумовской столовой. Между прочим, оказалось, их, школьная, ничем не хуже.
– У нас интересная жизнь, хотя мы вроде особо и не «светимся». Обычная базовая школа, - скромничает Светлана Владимировна. И совершенно напрасно. В 2005 году директору довелось участвовать в городском конкурсе – выбирали лучшего педагога. Неожиданно заняла первое место. «Выдвинула свою кандидатуру просто для того, чтобы впоследствии помогать своим коллегам. Ну, наверное, еще хотела доказать, что и педагог может быть хорошим руководителем», – утверждает Светлана Кумалькова.
Быть «на уровне» подстегивает не только национальный проект «Образование». Десять лет назад была принята программа Президента Чувашии под названием «Новая школа». Уже тогда были заложены основные идеи и направления модернизации образования Чувашии. Наверное, поэтому специалисты Министерства образования республики отмечают, что особых трудностей в реализации сегодняшнего приоритетного проекта не возникало. Наши школы были готовы к большим переменам.
А если быть точнее, то многие нововведения давно воплотились в жизнь. Взять хотя бы подушевое нормативное бюджетное финансирование, на которое местное образование перешло еще в 2001 году. Теперь общеобразовательные заведения стали, как это принято говорить, экономически самостоятельнее, научились формировать свои бюджеты. Что, в свою очередь, привело к конкуренции: чем больше школа привлечет учеников, тем больше у нее денег. А чем школа может привлечь потенциальных воспитанников? Естественно, качественным образованием.
– Многие столичные заведения являются площадками для апробации каких-либо современных моделей образования (как федеральных, так и международных). Мы выбрали «универсальную школу». Кто хочет получить больше знаний, для тех организуются специальные курсы. Проще говоря, каждому воспитаннику – по потребностям, – рассказывает Светлана Кумалькова. – Школа должна быть прежде всего демократичной.
Сегодня столичные школы можно условно разделить на несколько категорий: ресурсные центры, базовые и общеобразовательные. «Звания» присваивались школам не просто так, а за определенные наработки, опытность педагогического коллектива, наличие современного оборудования. Кстати, если говорить об оборудовании, нельзя не упомянуть о школьной компьютеризации. «В городе нет ни одного общеобразовательного заведения, где бы не было хотя бы по одному компьютерному классу, а в некоторых по два. Теперь даже некоторые директоры не расстаются с ноутбуками», – не без гордости говорит начальник отдела образования администрации Ленинского района Виктор Алексеев.
Долгое время одной из основных проблем считалась школьная мебель. Старую пора было списывать, а приобретение новой удобной, как всегда, упиралось в нехватку финансов. Современными партами сегодня оснащены все кабинеты первоклассников. Еще один немаловажный момент – школы продолжают обзаводиться современными спортивными площадками (тоже, кстати, по городской программе). А в рамках республиканской программы представителям районных отделов образования были вручены ключи от четырех микроавтобусов.
Сегодня все школы подводят итоги президентской программы «Новая школа». Педагогические коллективы отчитываются о своей деятельности перед общественностью, родителями и коллегами. А школы, ставшие победителями национального проекта «Образование», проводят еще и специальные Дни открытых дверей для тех учебных заведений, которые тоже желают получить на дальнейшее развитие миллион рублей. С 1 февраля в рамках проекта «Учитель – учителю» молодые педагоги пройдут стажировку у коллег, победивших в конкурсе лучших учителей.
Словом, творческий процесс модернизации наших школ вспять уже не повернуть.
Ольга ЯНВАРСКАЯ.
(«Чебоксарские новости», Чебоксары)