Образование не только предмет особой заботы в социальной сфере - это важнейший инвестиционный процесс, это вложения в будущее республики. Ибо образованный человек становится важнейшим фактором экономического развития, образование - стратегическим ресурсом страны.
***
…В школе необходимо усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешность социализации учащихся и их включение в рыночные трудовые отношения, решать вопросы всеобщей компьютерной грамотности, изучения иностранных языков, профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки молодежи.
Упор должен быть сделан не столько на знания, они сейчас быстро стареют, сколько на навыки, особенно коммуникативные.
***
У нас есть сельские школы, где стоимость обучения одного учащегося в год достигает 6 тысяч, в то время как на городского школьника тратится 2 тысячи рублей. А можно ли говорить, что они получают образование одинакового качества? В результате появляется невидимый барьер между городом и селом, сельские учащиеся имеют меньше возможностей, нежели городские. Парадокс: тратим больше, а результат ниже. Мы не имеем права оставлять сельского школьника в таком положении. В наших условиях самый выгодный и результативный путь - школы укрупнять, детей возить в соседние деревни, где школа лучше.
***
В не меньшей степени нуждается в реструктуризации и профессиональное образование. Вопрос в том: насколько профессии, получаемые в этих образовательных учреждениях, востребованы на рынке труда сегодня и, что важнее, завтра? … Мы возлагаем большие надежды на Программу развития профессионального образования, считая, что только гибкая многоуровневая система непрерывного профессионального образования позволит не пропасть в рыночной экономике каждому отдельному человеку и обеспечить поступательное движение экономики республики в целом.
***
Заботясь о развитии образования, все эти годы особое внимание уделяется вопросам качества школьного, впрочем, не только школьного, образования. Есть успехи, несомненно, по целому ряду направлений, включая очень актуальные вопросы правового, экономического образования, граждановедения и многие другие.
Только один пример - год назад мною подписан Указ об именных стипендиях школьникам, каждый из которых представляет Чувашию на Всероссийском и Международном уровнях, еще ранее - о поддержке талантливых студентов вузов и техникумов республики. И это лишь верхушка айсберга, видимая часть огромной работы, проводимой в последние годы по поддержке одаренных детей. Наряду с конкурсами, соревнованиями спортсменов, артистов становятся традиционными состязания в интеллектуальной сфере, и мы должны это всячески приветствовать и поощрять. Хорошо бы каждому ребенку дать возможность проявить свое "я" в разных соревнованиях, в общении со сверстниками достигать определенных вершин, т.е. воспитывать стремление к успеху. Именно это качество является определяющим в дальнейшей социальной адаптации, или, как говорят педагоги, - "внутренней мотивацией" к высокопрофессиональной деятельности… На днях подписан Указ - о премиях в области образования. Отныне 28 учителям общеобразовательных учреждений ежегодно будет присуждаться премия за высокие результаты профессиональной деятельности.
***
Существует еще один принципиально важный вопрос, без решения которого нет смысла говорить об образовании XXI века. Речь идет об информационных и коммуникационных технологиях. В современном обществе информация становится более ценным товаром, чем материальные ресурсы. Поэтому владение методами сбора, хранения, обработки информации является столь же необходимым, как умение читать и писать. Сейчас необходимо активнее использовать компьютерную технику для формирования нового, "информационного" мировоззрения. Иначе отстанем, отстанем безнадежно. Усиливается интеграция на всех уровнях, без компьютерных технологий немыслимо развитие любого производства, необходимо глобальное мышление, знание и понимание процессов. Это качественно новый этап сущности образования - как школьного, так и профессионального…
Сегодня, выдавая государственный аттестат об окончании школы, мы на самом деле не имеем государственной оценки знаний школьников. Создание объективной и достоверной системы оценки качества знаний в виде единого государственного экзамена послужит основой для сохранения и развития единства образовательного пространства России. Начатый в 2001 году федеральный эксперимент как раз и направлен на постепенное формирование системы оценки качества знаний выпускников. Подчеркиваю - постепенное. Спешить здесь нельзя. Необходимо в течение двух, трехлетнего эксперимента отработать механизмы, гарантирующие объективность оценки знания учащихся, права личности и автономию учебных заведений. Как показывает опыт, повлиять на создающуюся систему проще всего именно на этапе ее становления.
***
…Если мы хотим в России развития гражданского общества, повышения ответственности и самостоятельности, …необходимо целенаправленно, шаг за шагом, создавать механизм государственно-общественного управления системой образования. Не перекладывать весь груз ответственности за свое будущее и жизнь детей на некое мифическое "государство", а объединять в сложном взаимодействующем механизме силы и средства всех - от родителей до работодателей. Задача развития социального партнерства должна стать одной из центральных в становлении современной системы управления образованием.
***
Следующая задача, напрямую связанная с управлением, - создание эффективного организационно-экономического механизма, рациональное использование имеющихся ресурсов. Основные идеи этого механизма: нормативно-подушевое финансирование каждого учащегося, максимальная финансовая самостоятельность образовательных учреждений и прозрачность всех финансовых потоков, включая внебюджетные. Общество должно видеть, на что тратятся его средства.
…Должны быть четко определены обязательства всех сторон в образовательном процессе. Школа, вуз, техникум должны перейти на контрактные отношения и с государством, и с другими заказчиками образовательных услуг. Все обязательства сторон должны быть четко фиксированы, в том числе и в сфере финансовых отношений. В среднем образовании государство должно перейти на финансирование школы по нормативам в расчете на одного ученика, чтобы легко и быстро все могли понять, как это делается, и проверить. И родители будут знать, сколько денег получила школа, если они платят, то за что. И попечительские советы в школах должны быть для этой цели: не для того, чтобы у директора проверить, правильно ли пять копеек потрачено, а чтобы привлекать внимание родителей, общества к нуждам школы, вместе искать средства, контролировать их расходованеи. Между прочим, те, кто дополнительно вложит деньги в школу, и качество образования с нее начнут спрашивать. В противном случае все наше государственно-общественное управление останется на песке, у него должна появиться реальная экономическая основа.
Приняты нормативные акты:
-
Указ Президента Чувашской Республики «О Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года»
-
Концепция государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике»