Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Первые поздравления по случаю присуждения гранта Президента России директор шумерлинской гимназии № 8 Л. Долгова получила от корреспондентов «Советской Чувашии». До последнего момента она не знала, кому достанется долгожданный миллион рублей. Новость ошарашила. «Теперь надо созывать педсовет, всех обрадовать, — взволнованным голосом сказала Лилия Васильевна. — Будем думать, на что потратить».
Задачка не из легких. По условиям гранта субсидию можно использовать на улучшение материально-технической базы, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров. Но сейчас в гимназии в первую очередь обновления требует кабинет физики — там давно устарели лабораторное оборудование, мебель. Директор мечтает также обустроить мастерскую для мальчиков. Надо купить мультимедийные аппараты, чтобы учителя могли проводить уроки с помощью компьютерных технологий. А еще… «Задумок много, — смеется Л. Долгова. — Хотя, наверное, даже на перечисленное миллиона и не хватит».
И все-таки главное для коллектива не деньги. По данным рейтинга, который был составлен в ходе экспертиз, гимназия Шумерли стала лучшей в республике. Она набрала высший балл из ста возможных — 83,88, опередив даже престижные столичные учебные заведения. Вот это признание!
Свои заявки на соискание гранта от главы государства выдвинули свыше 200 школ республики. Это каждая четвертая. Экспертизу проводили общественные организации: Республиканский союз попечителей образования во главе с управляющим Чувашским отделением Сберегательного банка России В. Александровым, совет ректоров высшего профессионального образования, Торгово-промышленная палата, молодежная организация «Статус» и многие другие. Многостраничные папки с описаниями деятельности и достижений школ изучали работники министерства, федеральный инспектор по Чувашии Д. Донсков, председатель республиканского Союза журналистов В. Комиссаров, члены Государственного Совета. Свои исследования параллельно проводили добровольцы, которые опрашивали простых жителей, собирали их мнения.
После первой «чистки» в списке осталось 93 школы, из которых нужно было выделить 33 — такую квоту определило федеральное министерство для нашей республики. И вот они названы. Члены рабочей группы во главе с министром образования Г. Черновой приятно удивились — оценки всех участников этой многомесячной проверки практически сошлись. Лучшими оказались те общеобразовательные заведения, которые, впрочем, всегда были на виду. Именно в них педагоги придумывали для ребят различные здоровьесберегающие, компьютерные и прочие инновационные технологии.
Так и сложился рейтинг. Для еще большей объективности его было решено разделить на сельский и городской. По миллиону получат 16 городских школ и 17 из районов. (Полный список грантополучателей печатается на третьей странице).
Не скроем, некоторые эксперты несколько были шокированы результатами. В перечне «миллионеров» они не увидели, например, известную на всю республику Ходарскую гимназию Шумерлинского района, Ядринскую национальную гимназию-интернат, чебоксарскую школу №?59. Вовсе не было в списках и учебных заведений Канаша, Мариинского Посада, Алатыря, Козловки. Ничего не поделаешь — борьба есть борьба. Видимо, к работе аутсайдеров еще есть замечания.
Особенно обидно, наверное, руководству Большечурашевской средней школы Ядринского района. Всего восемь сотых балла не хватило ей, чтобы дотянуться до миллиона. Но без гранта она все же не осталась. По решению рабочей группы по реализации нацпроекта «Образование», следующие по списку в рейтинге 10 городских и 10 сельских школ получат материальную поддержку от Президента Чувашии. Им достанется по 200 тысяч рублей. И главное — у них, как и у всех школ, не вошедших в счастливое число «33», будет право участвовать в отборе «миллионеров» в следующем году. А нынешние обладатели федеральных денег не смогут претендовать на государственную субсидию в течение трех лет.
Теперь дело за малым. Директорам школ в самое ближайшее время нужно оформить заявки на получение оборудования или повышение квалификации учителей. Ведь «живых» денег бюджет выделять не будет.
Между тем борьба за миллион подтолкнула нынешних руководителей учебных заведений на разные размышления. Кто-то в очередной раз махнул рукой и в сердцах сказал «ну как всегда, в первых рядах одни гимназии и лицеи», а в ком-то проснулся стимул, наоборот, подтягиваться до лучших. Но все воочию убедились — современная школа уже не может существовать сама по себе, она работает в рыночных условиях, где конкуренция неизбежна. В успех и признание нужно вложить много труда и желания. И те, кто действительно старался сделать школу инновационной, получил за заслуги.
И. СОЛОВЬЕВА