Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Дошкольный возраст является периодом наиболее стремительного физического и психического развития человека. Особенность этого периода в том, что он обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для дальнейшего развития в школе.
Реализация государственной политики в области образования, стратегических направлений развития системы образования последних лет оказали существенное влияние на развитие дошкольного образования в республике. Являясь первой ступенью системы образования, дошкольное образование стало составляющим компонентом социальной сферы. Целью системы дошкольного образования является сохранение и развитие гибкой, качественной, многофункциональной системы дошкольного образования, сохраняющей здоровье детей и отвечающей запросам родителей и государства.
Качественным показателем функционирующей в республике системы дошкольного образования является процент охвата детей дошкольными учреждениями - 67%, в городской местности - 81,4 %, в сельской –44,4%. Наилучший показатель в г.г. Новочебоксарск и Чебоксары – 87,5 и 80,7 процента соответственно.
С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5-3,5 процента.
Основными для дошкольного образования являются следующие показатели развития:
Сохранение и развитие сети дошкольных учреждений
Сегодня в республике программы дошкольного образования реализуются в 402 дошкольных образовательных учреждениях, 28 учреждениях «начальная школа - детский сад», 156 общеобразовательных школах.
Сохранение доступного для родителей уровня оплаты за услуги детского сада
Размер родительской платы за услуги дошкольных учреждений сегодня колеблется от 100 до 450 рублей в разных районах и городах в зависимости от затрат на содержание ребенка в детском саду. Это не превышает 20 процентов от стоимости содержания одного ребенка.
Обеспечение детей старшего дошкольного возраста 100 % охватом дошкольным образованием
В настоящее время более 80 процентов детей старшего дошкольного возраста посещают детские сады, в 2007 году планируется охватить различными формами дошкольного образования всех детей старше 5 лет. С нового учебного года 8 дошкольных образовательных учреждений республики приступили к реализации проекта Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики «Уверенный старт» в режиме эксперимента. С января 2007 года республика включается в федеральный эксперимент по апробации моделей и содержания предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста.
Создание в детских садах условий для укрепления здоровья детей, развития индивидуальных качеств ребенка, его активности, жизнерадостности, жизнестойкости.
Продолжается процесс обновления содержания дошкольного образования, более 30 процентов детских садов реализуют программы нового поколения ("Радуга", "Детство", "Развитие", «Школа - 2100» и др.), 70 процентов детских садов работают по республиканской «Программе воспитания ребенка-дошкольника», дополняя её содержание элементами из других программ, используя авторские технологии.
Все дошкольные образовательные учреждения имеют программы развития. Растет образовательный уровень педагогов. В 2000 г. с высшим образованием было 33,4 процента педагогов, в 2006 г. – 39,8 процента. Воспитанием и обучением детей занято 5739 педагогов.
Все активнее детские сады используют в своей работе компьютерные технологии. В 167 детских садах установлены 204 компьютера, которые в основном используется для делопроизводства. 39 дошкольных учреждений Ленинского района г.Чебоксары обеспечены программами электронного документооборота.
Наблюдается улучшение материально-технической базы детских садов, приобретается современное физкультурное оборудование, игрушки и т.д.
С января 2007 года будет введено нормативное бюджетное финансирование затрат на реализацию государственного образовательного стандарта в дошкольных образовательных учреждениях за счет средств республиканского бюджета.
Активное внедрение новых вариативных форм дошкольного образования.
Вариативные формы дошкольного образования активно внедряются в сельской местности, расширяется спектр предоставляемых образовательных услуг. Для детей, не посещающих детские сады, открыта 131 группа кратковременного пребывания, при 156 сельских школах открыты дошкольные группы.
В связи с тем, что более 30 процентов детей не имеют возможности посещать детские сады, значительно возрастает роль семьи в развитии ребенка. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах открыты консультационные пункты при дошкольных образовательных учреждениях и органах управления образованием.