Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Информация
С 22 июня по 5 июля 2016 года археологи ЧГИГН (Н.С. и А.Ю. Березины. Н.С. Мясников, Е.П. Михайлов), совместно с археологической практикой ЧГПУ им. И.Я. Яковлева проводили исследования на уникальном объекте культурного наследия – древней стоянке эпохи мезолита (VIII-IX тыс. л.н.) – Мукшум-XVIII. В работах также приняла участие заведующая отделом первобытной археологии Института археологии им. А.Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан М.Ш. Галимова (г. Казань).
Так называемый п-ов Мукшум с прилегающими островами в Чебоксарском Заволжье (15 км западнее пос. Первомайский) представляет собой настоящий археологический заповедник. Здесь на небольшой площади расположена группа из 31 (!) разновременных археологических памятников от эпохи мезолита до средних веков. Все стоянки приурочены к берегам бывшей р. Чёрная, впадавшей в Волгу до затопления Чебоксарского водохранилища.
В 2016 году раскопом было изучено одно жилище эпохи мезолита. Это первая столь древняя постройка на Мукшумских стоянках, изученная полностью. Она представляла собой полуземлянку округлой формы с каркасной конструкцией и шалашевидным перекрытием. В ходе раскопок были зафиксированы различные конструктивные элементы постройки: столбовые, хозяйственные и отопительные ямы, вход-выход. По всей вероятности, это было зимнее жилище, функционирующее один сезон, без явных следов ремонта. Получена представительная коллекция (более 8 тыс. единиц) каменных изделий (микропластины, свёрла, резцы, ножи, скребки, скобели, топоры, тёсла, нуклеусы и отбойники, амулет с просверленным отверстием и др.), которая позволит проследить особенности технологии древнего человека, определить культурную специфику памятника. Изученные фрагменты обожжённых костей, которые были получены путем просеивания культурного слоя через сито, позволят определить объекты охоты и рыбалки древнего населения.
С 6 по 22 июля 2016 года ЧАЭ ЧГИГН (Н.С. Мясников, Е.П. Михайлов) совместно с отрядом из МГПИ им. М.Е. Евсевьева и МГУ им. Н.И. Огарева (В.В. Гришаков и О.В. Седышев) продолжили изучение Сендимиркинского грунтового могильника в Вурнарском районе Чувашской Республики. Раскоп этого года самым результативным за все годы исследований (с 2012 г.). Вскрыто 17 новых погребений (общее их количество на сегодняшний день 63), образующих новую обособленную группу-ряд. Завершало этот ряд огромная погребальная камера размерами 6х2 м. Наконец-то на некрополе обнаружены мужские погребения, содержащие воинский инвентарь – кинжалы, наконечники копий и стрел, а также конское снаряжение. Интересны новые параллели в культуре населения, оставившего Сендимиркинский могильник с наиболее ярким памятником римского времени в регионе – Андреевским курганом I-II в. н.э. – это и ножны для клинкового оружия из красной кожи, и навершие кинжала в виде «рожек», и височные подвески с каплевидным грузиком на конце. Яркими находками сезона 2016 года стали также берестяной туес с халцедоновой и бронзовой бусинами внутри, лучковая римская фибула, обломок сарматского зеркала с солярным орнаментом, остатки конских нагаек. Памятник еще не исчерпан и раскопки продолжаться в следующем году.
С 18 по 28 сентября 2016 года ЧАЭ ЧГИГН (Н.С. Березина, А.Ю. Березин, Е.П. Михайлов, Н.С. Мясников) совместно со студентами-волонтерами ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева (Д.Ю. Ефремова) начали изучение уникального средневекового селища, расположенного недалеко от д. Сюрбей-Токаево в Комсомольском районе Чувашской Республики. Данный памятник был обнаружен в ходе разведочных работ 2015 года, проводимых совместно с экспедицией Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (М.Ш. Галимова) и более 10 лет подвергается незаконным грабительским раскопкам. В прошлом году на его территории, серди оставленных грабителями находок, были обнаружены детали замков, ключи, ножи, фрагменты кос и серпов, сошник, сковороды и другие предметы. По открытым данным, полученным из сети Интернет, здесь были найдены и поистине уникальные находки (русские монеты удельного времени, перстни, крестики, иконки, печать, зеркало). Селище является самым крупным неукрепленным поселением золотоордынского времени в Чувашии вообще (тянется вдоль р. Мал. Кубня более чем на 800 м), его культурный слой хорошо сохранился, не подвергаясь разрушению в последующее время.
В 2016 году на данном объекте было заложено три раскопа общей площадью 142 кв. м. Два первых раскопа были обнаружены на самом поселении, а третий раскоп на могильнике на другом берегу реки. На селище были изучены часть загона для скота и срубный дом с печным отоплением. Хорошая сохранность позволила проследить размеры, конструктивные особенности, форму дома (ок. 4х4,5 м. срубной конструкции с углубленными в землю сенями-тамбуром с глинобитным полом), детали печи (срубный прямоугольный опечек, обмазанный глиной с овальной припечной ямой) и даже конструкцию пола жилища (с переводинами и половыми досками). Рядом с домом обнаружены важные датирующие находки среди которых ордынский серебряный дирхем второй половины XIVв. Изученное жилище является одним из немногих примеров хорошо реконструируемых построек данного времени на сельских памятниках Среднего Поволжья. При раскопках был получен обильный материал, характеризующий быт и культуру местного населения – детали железных замков, ключей, ножей, шильев, игл и иных инструментов, котлов, ременная гарнитура, бронзовый перстень, фрагменты керамической посуды, кости животных.
Небольшой разведочный раскоп на могильнике выявил два погребения, вероятно синхронных поселению. Костяки были ориентированы головой на запад, уложены на спину с расположением рук на животе и погребены в очень неглубоких (до 60-70 см) могильных ямах, выкопанных по размерам умерших (сужающихся в ногах) без гробов и без погребального инвентаря. Данный обряд сочетает в себе христианские и мусульманские черты и пока не находит прямых аналогий. Несомненно, необходимо скорейшее продолжение изучения этого уникального памятника, что позволит приблизиться к решению вопросов заселения Чувашского края в позднее средневековье и этногенеза чувашского народа.