Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
к вопросу 1
Информация
об организации межведомственного взаимодействия
по раннему выявлению семейного неблагополучия
и профилактике социального сиротства
В Чувашской Республике ведется целенаправленная работа по реализации государственной политики в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), решению вопросов их социальной поддержки, развитию семейных форм устройства детей-сирот, профилактике социального сиротства, обеспечению благополучного и защищенного детства, созданию и законодательному закреплению целостной системы защиты прав и законных интересов детей.
Деятельность по раннему выявлению семейного неблагополучия организуется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. № 310 «Об утверждении правил формирования единой базы данных о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении».
В целях организации эффективной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и предрасположенными к социальному неблагополучию Минобразования Чувашии разработаны примерный алгоритм действий субъектов профилактики в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на стадии раннего неблагополучия, методические рекомендации по организации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия, фактов жестокого обращения с детьми и профилактике социального сиротства в Чувашской Республике.
По оперативным сведениям на 1 сентября 2016 года в республике проживает 3158 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 95,4 % воспитывается в семьях (аналогичный период прошлого года, далее – АППГ
– 94,7%).
Чувашия сделала приоритетом в вопросах профилактики социального сиротства организацию эффективной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Результаты свидетельствуют о качестве этой работы, за последние годы удалось значительно снизить количество вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2012 год – 547 детей; 2013 год – 390 детей; 2014 год – 378 детей). Однако, в 2016 году наблюдается увеличение количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 сентября
2016 г. в республике выявлено 253 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей (АППГ – 247 ребенка-сироты). Вызывает озабоченность большое количество выявленных детей по г. Чебоксары – 100 детей (АППГ – 74 ребенка-сироты); в Яльчикском – 10 детей (АППГ – 1 ребенок); в Алатырском – 8 детей (АППГ – 6 детей); в Красночетайском – 6 детей (АППГ – 4 детей) ; в Урмарском – 5 детей (АППГ – 0 детей); в Комсомольском – 3 ребенка (АППГ – 0 детей) районах.
Из числа вновь выявленных детей в республике - 66,4 % являются «социальными сиротами» (168 детей). В Марпосадском, Моргаушском, Шемуршинском, Янтиковском районах и г. Шумерля все выявленные дети являются «социальными сиротами». В связи с этим, необходимо в вышеназванных муниципалитетах, усилить раннюю профилактическую работу с семьями.
Основными причинами «социального сиротства» являются: лишение родительских прав у 80 детей (47,6%), нахождение родителей в местах лишения свободы – 32 ребенка (19,0%), отказ родителей от детей – 25 детей (14,9%), ограничение в родительских правах – у 15 детей (8,9%).
В республике активно развивается институт приемных семей. В целях недопущения возврата детей из замещающих семей организовано их комплексное психолого-педагогическое сопровождение, действует ассоциация замещающих родителей, функционируют Центры образования и комплексного сопровождения детей, работают школы приемных родителей.
Сокращение числа детей-сирот и увеличение доли детей, переданных на воспитание в семью, являются важнейшими задачами государственной семейной политики. В Алатырском, Марпосадском, Яльчикском в текущем году все дети из числа выявленных устроены на воспитание в семьи. Необходимо усилить работу по устройству детей в семьи в Ибресинском районе (87,5%), г. Новочебоксарск (83,3%), г. Чебоксары (82,0%).
Сложившаяся ситуация нацеливает на необходимостьвсемсубъектам профилактики муниципальных районов и городских округов усилить качество профилактики детского и семейного неблагополучия; своевременно организовать работу по индивидуальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении; продолжить активное межведомственное взаимодействие; не допускать увеличения доли детей, оставшихся без попечения родителей.