Информация к выступлению министра образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванова
О выполнении целевых (контрольных) показателей в 2015 году (прогноз), предусмотренных в планах мероприятий «дорожных картах» в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ>>>
Увеличение оплаты труда отдельных категорий работников системы образования в соответствии с указами Президента Российской Федерации
По итогам 9 месяцев 2015 года целевые (контрольные) показатели (индикаторы) по заработной плате педагогических работников в Чувашской Республике по большинству категорий выполняются.
По оперативным данным за январь-сентябрь т.г.:
средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составила 17 632,5 руб. или 96,0 % от средней заработной платы в сфере общего образования за аналогичный период (план – 100%);
средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования составила 20 643,1 рубю - 99,0% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по первому варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии (21717,0 руб.) или 96,0% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по второму варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии, учтенному в расчетах по «дорожной карте» (22218,0 руб.) за аналогичный период (план – 100,0%);
средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей составила 18 047,7 руб. или 86,2% от средней заработной платы учителей в Чувашской Республике за аналогичный период (план – 81,0%);
средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения организаций начального и среднего профессионального образования составила 20 979,6 руб. - 100,6% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по первому варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии (21717,0 руб.) или 97,6% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по второму варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии, учтенному в расчетах по «дорожной карте» (22218,0 руб.) за аналогичный период (план – 94,5%);
средняя заработная плата преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования составила 26 607,35 руб. или 127,6% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по первому варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии (21717,0 руб.) или 123,7 % от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по второму варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии, учтенному в расчетах по «дорожной карте» (22 218,0 руб.) за аналогичный период (план – 122,0%);
средняя заработная плата научных сотрудников составила 27 982,2 руб. или 134,2% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по первому варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии (21717,0 руб.) или 130,1 % от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по второму варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии, учтенному в расчетах по «дорожной карте» (22 218,0 руб.) за аналогичный период (план – 128,5%);
средняя заработная плата педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составила 16 754,4 руб. или 80,3% от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по первому варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии (21717,0 руб.) или 77,9 % от прогнозируемой средней заработной платы в Чувашской Республике по второму варианту прогноза Минэкономразвития Чувашии, учтенному в расчетах по «дорожной карте» (22218,0 руб.) за аналогичный период (план – 90,5%).
Повышение эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования
Дошкольным образованием в Чувашской Республике охвачено 74234 ребенка, что составляет 79,4% детского населения в возрасте от 1 до 7 лет. За три предыдущих года в республике было создано более 16 тыс. дополнительных мест для организации дошкольного образования, что позволило увеличить охват дошкольным образованием на 11,6% (на начало 2012 г. – 67,8%). В текущем году введено 809 мест, до конца года планируется ввести ещё 1155 мест, тем самым достигнуть 100-процентного охвата услугами дошкольного образования детей в возрасте от трех до семи лет. Одновременно осуществляется работа по устройству в дошкольные организации детей более раннего возраста. В настоящее время в очереди на устройство в детские сады зарегистрировано более 10 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (11,4% детского населения в возрасте от 1 до 7 лет).
В целях рационального использования материально-технических ресурсов в республике начата работа по оптимизации сети дошкольных образовательных организаций. С учетом территориального расположения детских садов, их материально-технической базы, кадрового потенциала и экономической эффективности, с начала года 32 детских сада реорганизованы. Малокомплектные и близко расположенные друг к другу дошкольные образовательные организации объединены или присоединены к школам. В настоящее время в республике функционируют 373 дошкольных образовательных организаций, в которых работают 6372 педагога.
Повышение эффективности бюджетных расходов в сфере образования
Одним из основных показателей по обеспечению эффективности бюджетных расходов по отрасли «Образование» является соотношение численности обучающихся в расчете на 1 педагога (по уровням образования).
По предварительным данным, численность воспитанников в расчете на одного педагогического работника в 2015 году в учреждениях дошкольного образования составило 11,7 чел., что соответствует планируемым показателям в дорожной карте. Численность обучающихся в расчете на 1-го педагогического работника в 2015 году учреждениях общего образования составляет 12,3 чел., что выше планового значения дорожной карты (план – 12,1 чел.).
По показателю соотношения воспитанников и педагогических работников в учреждениях дошкольного образования высокие результаты у Алатырского (18,3), Аликовского (18,8), Вурнарского (18,4), Ибресинского (14,0), Комсомольского (15,0), Шемуршинского (15,2), Шумерлинского (13,1), Яльчикского (18,2) районов. Низкие значения данного показателя. В тоже время в 2015 году произошло ухудшение показателя по сравнению с 2014 годом: в Козловском (в 2015 г. - 10,4, в 2014 г. – 11,7); Красночетайском (в 2015 г. - 10,5, в 2014 г. – 11,7); Урмарском (в 2015 г. - 10,1, в 2014 г. – 12,4); Ядринском (в 2015 г. - 10,7, в 2014 г. – 13,2) районах, в городах Алатырь (в 2015 г. - 11,6, в 2014 г. – 12,5), Шумерля (в 2015 г. - 10,6, в 2014 г. – 10,7).
По показателю соотношения обучающихся и педагогических работников в учреждениях общего образования в целом наблюдаются высокие значения показателя в городах (в среднем 16,7), низкие – в муниципальных районах (в среднем 9,3), что связано с разной наполняемостью классов в городах и на селе.
Самые высокие значения показателей, при этом в 2015 году произошло его увеличение, в городах Канаш (18,3), Новочебоксарск (17,7) и Чебоксары (16,4).
Среди муниципальных районов низкое значение показателя характерно для Шумерлинского (6,3), Яльчикского (8,0), Алатырского (8,4), Аликовского, Канашского, Моргаушского, Порецкого районов – по 8,5.
Повышение эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей
По данным муниципальных районов и городских округов дополнительными общеобразовательными программами в 2014–2015 учебном году было охвачено 64,32% детей от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (не включая 18 лет) (2013/2014 учебный год – 59%).
В соответствии с «дорожной картой» запланированное значение вышеуказанного показателя на 2015 год составляет 62%. Таким образом, по итогам трех кварталов 2015 года план является выполненным.
В 2016 году долю численности обучающихся, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, планируется увеличить до 63% путем формирования у обучающихся мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту.