Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Цели проекта
Отработка на федеральном и региональном уровнях основных элементов стратегии модернизации образования, реализация которых должна привести к повышению качества общего среднего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к образованию независимо от места жительства учащегося и его социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
Структура проекта
Проект состоит из двух основных компонентов: Федерального и Регионального, с распределением средств в размере 20% и 80% соответственно.
• Федеральный компонент Проекта предусматривает координацию всех разработок, ведущихся в проекте, а также управление проектом по всем заявленным в нем направления, что предполагает: создание и утверждение технических заданий; подготовку конкурсной документации на выбор организаций-исполнителей технических заданий; экспертизу разрабатываемых материалов; согласование технических и содержательных документов с Мировым банком, регионами и федеральным Министерством; корректировку проекта по ходу его реализации; проведение семинаров и конференций; осуществление грантовой Программы по распространению успешного опыта модернизации и структурной перестройки образования в другие регионы России (2 млн. долл. США) и прочие работы.
• В рамках Регионального компонента Проекта реализуются самостоятельные проекты в Самарской области (16,8 млн. дол. США), Чувашской Республике (9,68 млн. дол. США) и Воронежской области (7 млн. дол. США). Выбор трех регионов с разным уровнем экономического развития (регион-донор, дотационный регион и регион со средним уровнем развития) сделан для того, чтобы полученный в результате пилота опыт мог быть обобщен на федеральном уровне и распространен в другие субъекты РФ. Администрация каждого региона заключила свое Соглашение о суб-займе с Минфином и Минобразованием России на реализацию проекта в своем субъекте Федерации, гарантировав тем самым политическую и финансовую поддержку всем запланированным мероприятиям.
Основные направления проектной работы
1. Внедрение и развитие нормативного бюджетного финансирования в общеобразовательных учреждений предполагает финансирование учреждений образования в зависимости от общего количества учащихся, посещающих данные учреждения. При этом для разных групп (сельских, городских, специальных и пр.) образовательных учреждений устанавливаются коэффициенты, позволяющие также учесть специфику образовательных программ и наполняемость учреждений образования. Так, например, сельские малокомплектные школы имеют соответствующий повышающий коэффициент при выделении бюджетных ассигнований.
Вследствие принятия законодательных поправок о выделении субвенций на финансирование зарплаты учителей и учебных расходов со стороны регионов муниципалитетам, большинство регионов начинают переходить на нормативные основы финансирования образования. Проектом «Реформа системы образования» разрабатываются необходимые методические рекомендации.
2. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений как результат введения нормативного подушевого финансирования. Происходит укрупнение учреждений образования, создаются новые модели и типы школ (базовые школы на селе, сельские социокультурные комплексы, школы ступеней обучения в городах, сетевое взаимодействие образовательных учреждений).
Создание новых моделей и типов школ тщательно отслеживается. Существенно, что важно добиться не только справедливого распределения финансовых ресурсов, но также и повысить качество образования, увеличить доступность образовательных услуг. Важно отследить и минимизировать негативные социальные последствия, обеспечить проведение реструктуризации с максимальной выгодой для местного сообщества. На основе проделанной работы создается пакет рекомендаций по реструктуризации сети образовательных учреждений для всех регионов России.
Вследствие введения нормативного подушевого финансирования выравниваются условия деятельности образовательных учреждений: все школы имеют прозрачную систему получения финансовых ресурсов. Это также способствует развитию автономии школ, которые получают возможность с учетом собственных потребностей самостоятельно осуществлять составление и исполнение своих бюджетов на очередной финансовый год. Наиболее успешные учреждения образования получают возможность в конкурентной среде привлечь большее количество учеников, а значит, увеличить общий объем получаемых бюджетных ассигнований.
3. Совершенствование системы управления образованием на школьном, муниципальном и региональном уровне, которая становится более открытой, отвечающей потребностям разных слоев населения. В силу того, что задается прозрачный механизм распределения бюджетных средств, начинают развиваться механизмы внебюджетного финансирования, связи с общественностью, появляются институты общественного участия в управлении образованием (школьные советы, попечительские советы муниципального и регионального уровня, консультационные службы и пр.). В Проекте «Реформа системы образования» описываются и тиражируются способы создания, нормативного обеспечения и распространения новых моделей управления системой образования.
4. Мониторинг качества и статистики образования. В силу создания прозрачных финансово-экономических механизмов системы образования появляются основания для объективности принятия управленческих решений. Однако нужна современная система сбора, обработки статистических данных и проведения мониторинговых исследований. При создании такой системы учитываются как современные направления развития образовательных измерений, направленных на выявление способностей учащихся использовать полученные знания, так и новые эффективные подходы к сбору образовательной статистики. Работа ведется в тесном сотрудничестве региональных и федеральных аналитических служб.
5. Подготовка и переподготовка администраторов образования. Вводимые изменения требуют новой квалификации управленцев, для чего разрабатываются специальные программы и проводятся конференции и семинары. В настоящий момент уже созданы и готовы к распространению программы по реструктуризации городской сети школ, развитию общественного участия в управлении образованием, введению нормативного подушевого бюджетного финансирования. Проведена подготовка тьюторов для пилотных регионов проекта, способных обучать директоров школ и специалистов органов управления образованием. В ближайшем будущем есть намерения запустить программу по обучению сотрудников федеральных органов управления образованием.
6. Модернизация системы начального профессионального образования. Предусматривается введение нормативного подушевого финансирования и в учреждениях начального профессионального образования (НПО), что должно привести к изменению сети учреждений НПО и к изменению содержания работы профессиональных училищ. Создаются ресурсные центры, где сосредоточено современное учебное и производственное оборудование для подготовки студентов; меняется перечень специальностей, по которым ведется подготовка в учреждениях НПО.
Таким образом, в итоге реализации проекта «Реформа системы образования» должен быть создан необходимый потенциал реформирования организационно-управленческой системы общего образования как на федеральном уровне, так и в пилотных регионах, а именно:
• разработаны и апробированы новые модели управления школой, разнообразными образовательными центрами, включая ресурсные центры профессионального образования, целыми сетями образовательных учреждений;
• разработаны и внедрены необходимые нормативно-правовые документы;
• укреплен человеческий потенциал реформы, созданы заделы совершенствования всей системы повышения квалификации работников общего образования;
• усовершенствована материально-техническая база системы образования.
Мероприятия, намеченные для достижения поставленных задач, включают в себя как техническое содействие (консультационные услуги) по разработке новых технологий, подходов и методов (например, расчет норматива подушевого финансирования, разработка новых образовательных программ и курсов для НПО, разработка и внедрение новых программ и курсов переподготовки управленческих кадров для системы образования), так и материально-техническое обеспечение внедряемых технологий (оснащение базовых школ современным оборудованием, оснащение базовых ресурсных центров системы НПО для создания комплексных технологий обучения по профессиям, соответствующим потребностям современного рынка труда). Для распространения результатов проекта «Реформа системы образования» в мае 2004 года стартовала специальная грантовая программа для непилотных регионов. В ходе нее регионам будут предложены для распространения материалы, практические и нормативно-правовые наработки, созданные в рамках Проекта «Реформа системы образования».