Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2006.04.24 «Комсомольская правда», Негосударственные вузы: что ждет студента завтра

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Участники «Круглого стола» в «Комсомолке» выясняли, какие перспективы есть у высшего образования в России

Выпускники ведущих российских университетов (особенно ребята, окончившие естественно-научные факультеты) стройными косяками улетают на Запад. Казалось бы, это ли не признание уровня отечественной высшей школы?

С другой стороны, на родине молодых специалистов редко приглашают на престижную работу, бизнес неохотно поддерживает учебные заведения, а система кредитования развивается со скрипом. Обо всем этом спорили и рассуждали участники «Круглого стола» «Негосударственное образование: проблемы, достижения и перспективы высшей школы».

Госвузам достается больше денег

Образование, как твердят нам изо дня в день, должно быть доступным, всеобщим и демократичным. Но почему-то к студентам частных вузов все еще относятся предвзято.


Президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России (АсНООРР), доктор педагогических наук, профессор, ведущий «Круглого стола» Александр Львович ВИЛЬСОН:

- Сегодня образование стремится к унификации. И не найдется, наверное, ни одного эксперта, который мог бы четко сказать, хорошо это или плохо. В 1999 году министры образования европейских стран подписали хартию об общих стандартах, то есть Болонскую декларацию. К ней присоединилась и наша страна. Каковы же перспективы интеграции российского и европейского образования? И нужна ли нам образовательная реформа?


Ректор Российского нового университета, президент Ассоциации негосударственных вузов страны, доктор технических наук, профессор Владимир Алексеевич ЗЕРНОВ:

- Модернизация просто необходима - этот постулат проходил красной нитью в ходе заседания Госсовета 24 марта 2006 года. Требовать от отечественной системы образования успешной работы в постиндустриальном обществе, не осуществляя преобразований, - то же самое, что ожидать от лучшего в мире трактора опережения гоночного автомобиля.

В чем же Россия проигрывает на мировом рынке? Во-первых, в соответствии с данными Всемирного банка, наиболее развитые страны финансово поддерживают государственное и негосударственное образование. Россия инвестирует в негоссектор всего лишь 5 процентов от всех образовательных средств. Поэтому на Госсовете четко прозвучала мысль об установлении принципа равнодоступности вузов различных форм собственности к государственным ресурсам. Во-вторых, в передовых государствах в негосударственных вузах учатся около 80 процентов студентов, а в России - всего лишь одна шестая часть. В Республике Тайвань почти все технические вузы являются частными, что говорит о вкладе бизнеса и корпораций в развитие качественного образования.

В-третьих, в СМИ мало озвучивается очевидный факт о том, что сегодня почти 60 процентов студентов получают образование за плату. Причем на госсектор приходится почти втрое больше «платных» студентов (хотя значительная часть населения России все еще полагает, что обучение в госвузе бесплатно!). Но немаловажно то, что сами студенты давно уже не делят вузы на государственные и негосударственные, а выбирают качественные.

Александр Львович ВИЛЬСОН:

- Недавно я вместе с коллегами из Российской академии образования вернулся из Китая, с международной конференции. Не зря наш президент Путин говорил, что нам есть чему у них поучиться. В Китае приняли закон «О стимулировании негосударственного образования»: он гарантирует равенство государственных и частных вузов в правовом поле. На участие в государственных научных проектах могут претендовать абсолютно все студенты и преподаватели. А не только те, кто учится и работает в госвузах. Также всем учащимся гарантируются трудоустройство, медицинское обслуживание, учебники.

Бизнес боится связываться с образованием


Зам. председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Валентина Николаевна ИВАНОВА:

- Уклад жизни в стране изменился, а система образования по-прежнему штампует специалистов, не учитывая требований рынка труда, занятости выпускников, уровня оплаты. А ведь заказ и ориентиры на реформу должен давать бизнес.

Многие крупные компании готовы участвовать в рейтинговании вузов. Но, к сожалению, высокое место в рейтинге еще не гарантирует, что государство озолотит частный институт. Преимущества все равно у государственного, даже более слабого.

Бизнес-структурам, работая с учебными заведениями, приходится тратить деньги из своей прибыли. Если бы для компаний, участвующих в обучении студентов, были сделаны хотя бы минимальные льготы, процесс пошел бы быстрее. И не важно, в частный или государственный вуз вкладывается инвестор. Это же российское образование!


Ректор Московского института бухгалтерского учета и аудита, кандидат технических наук, доцент Игорь Витальевич КОНСТАНДИ:

- Мы много говорили об организационной стороне реформы. Но ведь важно и содержание образования. Оно должно быть консервативным. Как в медицине: главный принцип - не навреди. Нельзя полностью идти на поводу у бизнеса. Ему ведь нужен не высокообразованный специалист, а... ремесленник! А государству - не только человек с узкими прикладными знаниями, но и нормальный, грамотный гражданин с хорошим уровнем культуры, знанием истории своей страны, законов и т. д.

Для работодателей бакалавр - пустой звук!

Одно из требований болонского процесса - введение двухступенчатой системы образования: бакалавриата и аспирантуры. Но пока это приживается у нас не очень активно. Почему?


Ректор Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор Павел Павлович ПИЛИПЕНКО:

- Дело в том, что в России пока не сложился спрос на бакалавров и магистров. Например, в нашем вузе мы развивали два этих направления еще в начале 90-х годов. Но бакалавриат вскоре перестал быть востребованным. Если мы увидим, что абитуриенты на него пойдут, откроем снова. Мы - частные институты - реагируем на веяния времени очень мобильно. И больше болеем за судьбу выпускника: куда он устроится, какую зарплату будет получать.

Студенты «бегут» в частные университеты

Игорь Витальевич КОНСТАНДИ:

- В престижные государственные институты на платное отделение могут поступить далеко не все выпускники. Дорого! Частным институтам приходится экономить на всем, включая даже штат сотрудников. Часто один человек работает буквально за троих. А госвузам по большому счету все равно: сколько бы цены ни взвинчивали, к ним все равно пойдут!

Владимир Алексеевич ЗЕРНОВ:

- Добавлю, что, к сожалению, имеет место очевидное размытие бюджетных ресурсов. Например, некоторые технические институты набирают на юридический и гуманитарный факультеты по 30% от числа поступающих (а должны готовить инженеров). В этой связи в стране необходимо срочно вводить контрактные отношения «Государство - вуз - обучающийся», и сама система образования должна стать более ресурсопривлекательной, т. к. ни одна страна в мире проблемы образования за счет лишь бюджетных ресурсов не в силах решить.


Проректор ИМПЭ им. А. С. Грибоедова Георгий Александрович ТИМОШЕНКО:

- ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, наверное, один из первых вузов, который в договор на обучение записывает гарантию трудоустройства выпускника. Ведь мы понимаем, что конкурировать с другими вузами и привлекать студентов все сложнее. Мы не просто готовим специалиста, сейчас мало быть просто юристом или экономистом. Нужно знать иностранные языки, серьезно владеть информационными технологиями. И особенно важны практические навыки и умения. Наши студенты уже с первых курсов проходят практику в организациях-партнерах, а впоследствии устраиваются туда работать.

Карьера в кредит

Количество бюджетных мест сокращается. И поступить на бесплатное отделение удается не всем.

Остается один выход - учиться в кредит. Но, видимо, студенты негосударственных вузов останутся в стороне от этой заманчивой системы.

Валентина Николаевна ИВАНОВА:

- Система образовательного кредита требует серьезных бюджетных денег. А именно, на компенсацию процентной ставки, на покрытие рисков и невозвратов, если молодой человек не вернет деньги или вернет банку не вовремя. В соответствии с действующим Бюджетным кодексом на все это могут рассчитывать только госвузы. Пока остается надеяться только на программу «Кредо» компании «Крэйн». Может быть, в ближайшее время она решится на сотрудничество с каким-нибудь из негосударственных вузов. Пока же в ее программах - восемь ведущих госвузов!

КСТАТИ

Образование принято делить на государственное и негосударственное только у нас в России. Во всем остальном мире вузы встречают и провожают не по одежке, а по уму. Прежде всего смотрят на качество знаний студентов, состав преподавателей, на то, высоким ли спросом пользуются выпускники и довольны ли ими работодатели. Ни одному вдумчивому американцу до сих пор не пришло в голову усомниться, отдавать ли ребенка в Гарвард. Ведь этот в общем-то не самый слабый в мире вуз - частный!

ЦИФРА

Не меньше 800 долларов в месяц зарабатывают на старте карьеры выпускники ведущих негосударственных вузов столицы.

Плюсы негосударственного образования


Проректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» (Институт) по работе со студентами, кандидат экономических наук Алла Евгеньевна МИХАЙЛОВА:

- Еще во время поступления ребята общаются с психологами. Мы отбираем студентов, смотрим на их личностные качества, формируем студенческий актив. Самых активных поддерживаем, чтобы максимально раскрылся их потенциал. У нас небольшое количество штатных преподавателей, поэтому мы имеем возможность по рейтингу приглашать самых лучших из ведущих вузов. Средний возраст преподавателей - 35 - 45 лет. Как правильно большинство совмещает преподавательскую работу с практической деятельностью. В настоящее время в Институте МИРБИС проводят занятия около 50 специалистов и руководителей крупнейших российских и международных компаний. Главное для нас - знать, какими качествами должен обладать специалист, как он будет востребован. Мы даем не только фундаментальные знания, но и учим работать в команде, быть целеустремленным, развиваем навыки коммуникабельности. Также большой плюс, что, обучаясь в МИРБИС, можно пройти стажировку за границей: у нас долгосрочные партнерские отношения с 32 вузами в 22 странах.


Ректор Московской финансово-юридической академии, профессор Алексей Григорьевич ЗАБЕЛИН:

- Негосударственные вузы более гибко по сравнению с некоторыми государственными реагируют на потребности рынка труда, вводят в образовательный процесс новые востребованные специальности. При этом мы опираемся не только на научные прогнозы наших ученых, но и учитываем тенденции переходной экономики стран Восточной Европы и западный опыт. В МФЮА несколько лет работает кадровое агентство PRS, которое занимается трудоустройством как выпускников, так и студентов вуза. Во всех своих филиалах и представительствах академия развивает бесплатную для студентов форму обучения - целевое контрактное финансирование. Компании, заинтересованные в повышении квалификации  сотрудников, заключают тройственный контракт (компания - Московская финансово-юридическая академия - сотрудник). По этому договору компания оплачивает обучение, МФЮА обучает сотрудника с учетом специфики производства, а сотрудник после обучения должен отработать в компании несколько лет.


Светлана ДАНИЛОВА    

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика