Информация к выступлению
министра образования и молодёжной политики Чувашской Республики Владимира Иванова
на видеоконференции с главами администраций муниципальных районов и городских округов
Проведение государственной итоговой аттестации
Вступление в силу нового Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и нового Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, предполагает следующие основные изменения:
пункты проведения единого государственного экзамена (далее – ППЭ, ЕГЭ) оборудуются стационарными или переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения;
государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (9 класс) включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике. Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. Таким образом, для получения аттестата об окончании основной школы достаточно сдавать только два экзамена (раньше было не менее 4-х). В связи с этим следует организовать широкое информирование родителей и учащихся.
Для организации информационной безопасности и предупреждения нарушений порядка проведения ЕГЭ в 2013 году в Чувашской Республике в 41 ППЭ была установлена система видеонаблюдения, также проводились обучающие семинары для всех участников ЕГЭ, осуществлялся контроль уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии. Благодаря принятым мерам количество нарушений значительно сократилось (в 2013 г. – 3 случая, в 2012 г. – 10). Тем не менее, результаты ЕГЭ выпускников Чувашии вызывают у Рособрнадзора сомнения в объективности. Одним из аргументов является большая доля высокобалльников (81-100 баллов) по сравнению со среднероссийскими показателями. Чувашия занимает по этому показателю 2 место в Российской Федерации. Например, доля высокобалльных работ по истории в Чувашии 20,6 процентов (по России – 10,5 %); по обществознанию – 11,3 (по России - 6,6%), по химии – 39,1 (по России - 26,1%).
Следующим аргументом является наличие среди высокобалльников выпускников, имеющих в школе итоговую отметку «удовлетворительно» за 11 класс (2 процента высокобалльников Чувашии). Это характерно для Вурнарского района (4,8%), города Чебоксары (3,0%), Моргаушского района (2,9%), Шемуршинского района (2,1%). В связи с этим необходимо повысить качество организации ЕГЭ во всех ППЭ, обратив особое внимание на недопустимость использования шпаргалок, сотовых телефонов и др. запрещенных технических средств.
Необходимо повысить качество информирования обучающихся, родителей, педагогов, общественности о порядке проведения ЕГЭ на территории Чувашской Республики, о мерах ответственности за нарушения. На сайтах администраций районов и городов, образовательных организаций необходимо создать специальные баннеры «За честный ЕГЭ!» и размещать информацию с официального информационного портала ЕГЭ (www.ege.edu.ru), Рособрнадзора, Минобразования Чувашии, регионального центра обработки информации.
Обеспечение федеральным комплектом учебников
В 2013 году из республиканского бюджета Чувашской Республики на приобретение учебников для учащихся общеобразовательных школ направлены средства в размере более 226 млн., закуплено более 800 тыс. учебников.
В 2014 году на обеспечение учебниками выделено 129 699,5 тыс. рублей. В настоящее время Минобразования Чувашии проводит сбор заявок на учебники. В текущем учебном году за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики планируется дооснастить школьные библиотеки учебниками для начальных классов, для учащихся 9-11 классов (в случае увеличения количества учащихся или списания). После формирования указанной заявки и проведения необходимых расчетов, будет рассматриваться вопрос обновления учебников для учащихся 5 – 8 классов. При этом обращаем внимание на то, что категорически запрещается сбор средств с родителей на школьные учебники.
Приобретение (изготовление) бланков документов об образовании
В соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации. При этом Федеральный закон в отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об образовании» не содержит норм, наделяющих органы исполнительной власти полномочиями по организации обеспечения образовательных организаций бланками аттестатов.
Закупка бланков аттестатов образовательными организациями, являющимися государственными (муниципальными) казенными и бюджетными учреждениями с 1 января 2014 года осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 – ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон). Законом предусмотрена возможность как проведения совместных конкурсов и аукционов двумя и более заказчиками, так и централизации закупок. Согласно статье 25 Закона при наличии у двух и более заказчиков (образовательных организаций) потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах (изготовление бланков документов об образовании) такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Минобразования Чувашии предлагает в этом году организовать централизованные закупки бланков аттестатов муниципалитетами. Соответствующие методические рекомендации были направлены в адрес органов управления образованием.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В целях реализации Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами преимущественно по месту их жительства в разных формах, в том числе на дому разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2013 № 536 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» определены повышающие коэффициенты к нормативам в зависимостиот формы получения детьми-инвалидами образования и реализуемых общеобразовательных программ.
В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 17,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4651 ребенок-инвалид (2013 г. - 4844), из них более 1200 детей дошкольного возраста (по сведениям Пенсионного фонда Чувашской Республики).
Для предоставления образования детям-инвалидам школьного возраста имеется сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в них в 2013-2014 учебном году обучается 1312 детей-инвалидов (в 2013 г.-1378 чел.). Образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях получают 1587 детей-инвалидов (2013 г. – 1865 чел.), в т. ч. 490 - индивидуально на дому.
С 2012 года республика участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, в рамках которой создается универсальная безбарьерная среда для маломобильных групп населения. В 2012-2013 годах данная работа организована в 30 школах республики. Доля базовых образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, в общем количестве образовательных учреждений в 2013 году составила 6,5% процента (в 2014 г. данный показатель планируется довести до 12,8% процентов, в 2015 г. до 20% процентов). В 2014 году безбарьерная среда будет создана еще в 34 общеобразовательных школах.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ