К выступлению министра образования и молодежной политики Чувашской Республики В.Н. Иванова на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 28.02.2014
Информация
об организации образовательного процесса для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования Чувашии
ПРЕЗЕНТАЦИЯ>>>
В республике созданы условия для социализации, комплексной реабилитации, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, действует сеть образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной защиты, открыты центры реабилитации, центры восстановительного лечения и др.
В целях реализации Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами преимущественно по месту их жительства в разных формах, в том числе на дому разработан и утвержден ряд нормативных правовых актов, который представлен на слайде.
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Закон Чувашской Республики от 30.07.2013 № 50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
приказ Минобразования Чувашии от 10.12.2013 г. №2318 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Чувашской Республики и муниципальной образовательной организации, и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»;
приказ Минобразования Чувашии от 08.11.2013 № 2117 «Об утверждении Положения о Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Чувашской Республики»;
разработан проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О предоставлении обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специальных учебников, учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков» и др.
Законом Чувашской Республики от 28.11.2013 № 85 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» определены нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, а также нормативы финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2013 № 536 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» определены повышающие коэффициенты к нормативам в зависимостиот формы получения детьми-инвалидами образования и реализуемых общеобразовательных программ.
В Чувашской Республике в настоящее время проживает более 17,3 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4651 ребенок-инвалид (2013 г. - 4844), из них 1256 детей дошкольного возраста (по сведениям Пенсионного фонда Чувашской Республики).
В системе дошкольного образования функционируют 8 дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, 6 – присмотра и оздоровления, 20 – комбинированного вида. Всего функционирует 175 специализированных групп (детей в них 2592, в т.ч. 470 детей-инвалидов).
Для предоставления образования детям-инвалидам школьного возраста имеется сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в них в 2013-2014 учебном году обучается 1312 детей-инвалидов (в 2013 г.-1378 чел.). Образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях получают 1587 детей-инвалидов (2013 г. – 1865 чел.), в т.ч. 490 - индивидуально на дому.
В республике проводится целенаправленная работа по приведению образовательных учреждений в соответствие требованиям охраны жизни и здоровья детей, по созданию специализированных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, по оснащению образовательных учреждений специализированным, реабилитационным оборудованием и др. В 2013 году на эти цели из республиканского бюджета Чувашской Республики выделено более 81,2 млн. рублей (финансовые средства, выделенные на укрепление инфраструктуры СКОУ).
Для внедрения инновационных технологий обучения, повышения адресности и расширения сферы образовательных услуг в республике активно развиваются модели интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В настоящее время действуют 29 республиканских пилотных площадок по апробации инклюзивных форм и технологий обучения детей-инвалидов, в них участвуют более 900 детей с ограниченными возможностями здоровья.
К примеру, «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в условиях интеграции» (на базе средних общеобразовательных школ № 59 г. Чебоксары, № 3 г. Шумерля, № 11 г. Канаш, № 20 г.Новочебоксарск и др.), «Специальные (коррекционные) классы VII вида в условиях интеграции» (на базе средней общеобразовательной школы № 19 г. Чебоксары), «Внедрение индивидуальных образовательных программ для детей с интеллектуальными нарушениями в условиях интеграции» (на базе Цивильской средней общеобразовательной школы № 2) и др.
В рамках направления «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» в настоящее время в республике дистанционно обучается 246 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, из них 234 ребенка-инвалида (100 процентов детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний, охвачены дистанционным образованием). Сформирована республиканская сеть дистанционных муниципальных центров - 109. Работа указанной сети координируется Республиканским центром дистанционного образования. В 2013 году к модели дистанционного образования подключено 35 детей-инвалидов. Также закуплено 30 комплектов оборудования для организации дистанционного обучения для детей-инвалидов, выявленных в 2013 году.
С 2012 года республика участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, в рамках которой создается универсальная безбарьерная среда для маломобильных групп населения. В 2012 году данная работа организована в 20 школах республики (выделено 54,9 млн. рублей, из них 27,5 млн. рублей - из федерального бюджета), в 2013 году – еще в 10 школах (выделено 24,9 млн. рублей, из них 12,48 млн.рублей – из федерального бюджета). Средства из республиканского бюджета направлены на проведение ремонтных работ: установление пандусов, расширение дверных проемов парадных входов, раздевалок, столовых, кабинетов, расположенных на 1-ом этаже зданий образовательных учреждений, оборудование специализированных санузлов и др. Из федерального бюджета – на приобретение специализированного, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования. Доля базовых образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, в общем количестве образовательных учреждений в 2013 году составила 6,5% процента (в 2014 г. данный показатель планируется довести до 12,8% процентов, в 2015 г. до 20% процентов). В настоящее время подготовлен проект приказа Минобразования Чувашии об участии в реализации государственной программы в 2014 г. 34 общеобразовательных школ.
Для улучшения качества предоставления и доступности профессионального образования инвалидам безбарьерная среда создается и в учреждениях профобразования (в 2013 году в 5,4 процентов учреждений созданы минимальные условия, к 2020 году планируется достичь 25,0 %). В настоящее время в республике действуют 2 ресурсных центра по профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов с нарушением сенсорных и психических функций, на всех уровнях профессионального образования осуществляется профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов. В 2013-2014 учебном году обучается 209 детей-инвалидов по 10 рабочим профессиям и по 4 специальностям СПО.
Минобразования Чувашии активно участвует в федеральных конкурсных мероприятиях на получение грантов для улучшения качества работы с детьми-инвалидами. С 2011 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы реализуются проекты по успешной социализации детей, в т.ч. проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». На реализацию проектов по успешной социализации детей в указанный период направлено более 54,7 млн. рублей: В рамках проектов созданы стажировочные площадки, куда входят специальные (коррекционные) школы, детские дома, психолого-педагогические и медико-социальные центры и др.), приобретено современное техническое (компьютерное, реабилитационное) оборудование, обучено более 1300 педагогов. Занятиями коррекции, развития, реабилитации охвачено более 2,5 тыс.детей-инвалидов.
Несмотря на проводимую работу, имеется ряд нерешенных проблем по организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В системе дошкольного образования более 750 детей от 0 до 7 лет охвачены только частичным психолого-педагогическим сопровождением. Не во всех образовательных организациях созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В системе школьного образования недостаточно активно развиваются интегрированные и инклюзивные формы обучения указанной категории детей. Педагогические коллективы не готовы в полной мере к учету специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья при организации учебно-воспитательного процесса.
В системе профессионального образования действуют только 2 ресурсных центра по профессиональной подготовке и профессиональному образованию инвалидов.
Для решения существующих проблем планируется:
-разработать индивидуальные вариативные учебные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов;
-продолжить работу по созданию условий для инклюзивных форм получения образования детьми-инвалидами;
-совершенствовать организацию системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников по вопросам использования инклюзивных технологий;
-создать в 2017-2018 годах Центр профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 г. № 74-р на эти цели будут выделены 210 млн. рублей, в том числе 100 млн. рублей - из средств федерального бюджета).