Вопрос. Ограничен ли срок академической задолженности учащихся или у нас могут появиться «вечные» ученики? (Влад Волков МБОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева)
В соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закона об образовании) обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
Согласно пункту 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).
Таким образом, срок ликвидации академической задолженности составляет 1 год с момента образования данной задолженности.
Вопрос. Каковы требования к индивидуальным учебным планам в части выполнения ФГОС неуспевающими учащимися? Какова недельная учебная нагрузка учащегося, обучающегося по ИПУ? Каков механизм проведения занятий по индивидуальным учебным планам? (В классе или индивидуально?) (Влад Волков МБОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева)
Согласно пункту 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптивным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Согласно части 23 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В соответствии с пунктом 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 19.3. ФГОС начального общего образования установлены требования к учебному плану начального общего образования, в том числе индивидуальным учебным планам.
Пунктом 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 установлено, что обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
Пунктом 5 Порядка при прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
Таким образом, учебную нагрузку учащегося по индивидуальному учебному плану и порядок обучения по нему устанавливает образовательная организация соответствующим локальным актом.
Вопрос. Каков механизм оплаты труда учителей? (Влад Волков МБОУ «Аликовская СОШ им. И.Я.Яковлева)
Частью 6 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.
Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Таким образом, соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану.
Вопрос. Чем руководствоваться при составлении расписания уроков в 1 классе: СанПиНом или учебным планом, составленным на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Чувашской Республики (приказ № 474 от 10.06.2005)? (Начальник отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района).
Учебный план для начальной ступени общего образования составляется в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования, разработанной и утвержденной самостоятельно образовательной организацией с учетом введения в действие и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373), которым определен общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся на 4 года обучения.
Конкретное количество часов в учебном плане для первого класса определяется школой с учетом того, что количество учебных занятий за 4 года обучения не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Расписание учебных занятий образовательной организации должно составляться на основании учебного плана образовательной организации в соответствии с санитарно –эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиНом 2.4.22821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 (со всеми последующими изменениями), и базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утвержденный приказом Минобразования Чувашии от 10.06.2005 г. № 474 (со всеми последующими изменениями), в связи с введением ФГОС при составлении учебного плана школы для начальной ступени образования (1-3 классы, со следующего учебного года 1-4 классы) не применяются.
Таким образом, в 1 классе расписание учебных занятий образовательной организации должно составляться на основании учебного плана образовательной организации в соответствии с СанПиНом с учетом, что количество учебных занятий за 4 года обучения не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Вопрос: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существенно сократил требования к содержанию устава. Означает ли это, что образовательная организация должна исключить из устава положения, касающиеся, например, регламентации образовательного процесса или приема в школу?
Ответ: В соответствии со статьей 25 Федерального закона об образовании в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В статье 30 указанного закона закреплено о том, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся и т.д.
Напрашивается вывод о том, что положения, регулирующие организацию и осуществление образовательной деятельности или прием в школу, регулируются локальными актами.
Вопрос. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрен такой тип образовательной организации как «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Каким образом необходимо скорректировать наименование такой образовательной организации?
Ответ: Согласно статье 23 Федерального закона об образовании образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
С учетом требований указанной статьи и положений статьи 108 указанного закона общеобразовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Один возможных вариантов: в наименовании образовательной организации указать тип - общеобразовательная организация.