Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
В настоящее время все средства массовой информации очень много говорят и пишут о духовности. При этом каждый из говорящих и пишущих в понятие духовности вносит что-то от себя, отражающее взгляды того сословия, класса, группы людей, интересы которых говорящий или пишущий на данный момент отражает. Чаше всего духовность отождествляется с религиозностью. При этом в таком отождествлении нередко доходят до абсурда. Так, утверждается буквально следующее: "еще недавно духовным человеком считали человека, хорошо знающего литературу, музыку, живопись и другие отрасли искусства, но это неправильно, т.к. духовным может быть только человек, верящий в бога...".Рассмотрим этот основной постулат, в котором поставлено тождество между религиозностью и духовностью. Правомерна ли такая постановка? Убежден, что нет. Ставить равенство между духовным и религиозным в корне неверно. Мало того, что неверно, это опасно и чревато многими бедами с весьма и весьма тяжкими последствиями.Во-первых, признавая духовность только за верующими в бога, мы, тем самым, отказываем в духовности и переводим в "бездуховные" значительную часть человеческого общества, причем наиболее талантливую, активную, работающую и думающую часть, ту часть, которая состоит из ученых, литераторов, людей искусства, наиболее квалифицированных работников различных сфер человеческой деятельности, с последующим отлучением этой части общества от активной общественной деятельности, что повлечет за собой замедление и остановку развития такого общества, его разложение и далее гибель. Во-вторых, признав духовность исключительным достоянием верующих в бога, мы обязательно упремся в вопрос: всех ли верующих? Ведь религий много и веры разные. Если всех, то надо стирать все различия между религиями, унифицировать веру. Едва ли в этом когда-либо может быть найдено согласие. Тогда право на духовность нужно признать за какой-то одной верой, но с этим не согласятся приверженцы других вер, что, в конце концов, приведет к усилению религиозных распрей, послужит не объединению людей, а еще большему их разъединению. Поэтому утверждать, что духовное - это только религиозное, может человек или непонимающий, что он утверждает, или же человек, специально подменяющий одно понятие другим, сознательно вводящий людей в обман. Вопрос духовности - вопрос очень серьезный и здесь ради достижения каких-то узких целей нельзя бросаться необдуманными фразами. В конце концов, от понятия духовности зависит то, каким будет человеческое общество. Понятие духовности - это одно из основополагающих понятий каждой цивилизации. Какова духовность - такова и цивилизация. Многовековой опыт человечества показывает, что духовность принадлежит к таким утонченным понятиям, которые не зависят от принадлежности человека к той или иной религиозной конфессии. Еще первоучитель христиан Иисус Христос назидал, что царствие божье находится в сердце каждого человека, и только через непрестанное очищение своего сердца может человек возвысить себя вплоть до Беспредельности. О том же гласит и более древняя мудрость: "Познай Себя, и ты познаешь Мир." Значит, духовность - это понятие близкое каждому человеку. Это - категория, определяющая богатство внутреннего мира человека. Степень совершенства его внутреннего Я, - внутреннего человека. Это, прежде всего нравственно-этическая категория. И наслаивается тонкая материя духовности тяжким трудом самосовершенствования. И никакое мгновенное преображение невежды в духовного человека на этом пути не возможно. И никакое бессмысленное бормотание молитв не сделают из глупца святого. Так уж устроена Природа. И нет у нее чудес, ибо чудо есть лишь результат нашего невежества в той или иной области знания, и тера инкогнито духовности тут не исключение. Только труд, повседневный труд каждого дня по очищению своего сердца может творить и выпестовать дух устремленного человека. А много ли таких устремленных?Но какими определительными охарактеризовать понятие духовности? И чуткость, и сердечность, и желание добра, и непоколебимая Вера во всеобщее Братство, и беззаветное Служение Общему Благу - все они будут лишь частью этого все обобщающего интегрального целого, каким является духовность. Правда, в русском языке существует еще одно определительное, которое по своей всеохватывающей сути вплотную приближается к понятию духовности. Это - Культура, культурность. Наша эпоха смешала, нивелировала, нередко даже затемнила истинное, сокровенное понятие Культуры. Современный мир забыл ее первичный смысл. Есть резон напомнить его. "Европейская логика весьма часто смешивает культуру с цивилизацией, вечное с временным, преходящим. Например, до сих пор множество людей полагает вполне возможным замену слова "культура" "цивилизацией". При этом совершенно упускается, что корень "культ" имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни." "Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное неистребимое понятие Культуры." "Где зародилась Культура, там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна. "Древние народы называли культуру - почитанием Света. И нам никуда не уйти от такого понимания. К тому же здесь имеются и филологические причины. Культура имеет два корня, первый - друический... Культ всегда остается почитанием Благого Начала, и слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь." Культ-Ур - почитание Света. Но почитание Света само по себе уже является светом. Светом духа, в котором отразились и красота, и знание, и любовь. Значит, культура есть и все высшие, в том числе и материальные ценности, все, что способствует развитию этого Света в человеке. Света, который является той духовностью, которую так настойчиво ищут люди. И который горит в сердце каждого человека: у кого ярко, а у кого едва тлеет под шлаком самости и одурманивающего невежества. В развитии культуры, а, следовательно, и духовности, можно отметить несколько основных ступеней. "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным; став образованным, он делается и интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры." Таким образом, интеллигентный человек сам по себе еще не означает истинно культурного человека. "Ни один узкий специалист, как бы не была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?"Жизнь и духовность неотделимы. Только в гуще жизни может расцвести и укрепиться огонь-цвет духовности. И однажды распустившись, он будет постоянно жечь своего носителя, звать его на подвиг, на борьбу с самым вопиющим злом - невежеством. Невежеством не как отличием безграмотности, но как спутником прогнивших тупиков мысли. Ибо только низость мысли и нежелание возвыситься над собственным самодовольством творят на земле ложь, лицемерие, убийства.