ПРЕЗЕНТАЦИЯ>>>>
В Чувашской Республике образовательную деятельность осуществляют 24 учреждения высшего (с филиалами), 34 (в том числе 3 учреждения высшего профессионального образования, ведущие подготовку по программам среднего профессионального образования) среднего профессионального образования. В 2012/13 учебном году в них обучались 81,6 тыс. человек, в том числе по программам высшего профессионального образования 54,7 тыс. человек (106 специальностей, 62 направления подготовки бакалавриата и 31 направление магистратуры), по программам среднего профессионального образования – 19,5 тыс. человек (157 специальностей).
В 2013 году по всем формам обучения учреждениями высшего и среднего профессионального образования подготовлено 17 351 специалист (в 2012 г. - 17 310), из них 13 440 чел. – вузами (в 2012 г.-13 106) и 3 911 чел. ссузами (в 2012 г. - 4 204).
В настоящее время формирование государственного задания на подготовку кадров учреждениям профессионального образования осуществляется на основе прогноза ежегодной дополнительной потребности (складывающейся из компенсации естественно-возрастного выбытия и спроса вследствие роста экономики) в выпускниках всех уровней профессионального образования, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации на основе макроэкономической методики с учетом Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. С целью устранения неблагоприятного соотношения между спросом и предложением рабочей силы прогноз дополнительной потребности в кадрах ежегодно корректируется с учетом требований и запросов работодателей и новых рынков труда.
С этой же целью с 2012 года внедрен порядок установления контрольных цифр приема учреждениям высшего и среднего профессионального образования на конкурсной основе. Важным критерием явилась проводимая в образовательных учреждениях работа по развитию механизма договорных отношений с работодателями, что подтверждалось имеющимися договорами на подготовку квалифицированных рабочих кадров и соглашениями о сотрудничестве.
Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, наблюдается структурное несоответствие численности выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования и ежегодной дополнительной потребности экономики в выпускниках данных уровней профессионального образования.
Анализ объема подготовки специалистов учреждениями высшего и среднего профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей (УГС) свидетельствует о превышении в 2013 году выпуска специалистов потребностям экономики республики по ряду УГС. Подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием превышена по УГС «Экономика и управление» в 3,6 раза, по УГС «Гуманитарные науки» в 2,2 раза. По некоторым специальностям существует нехватка кадров, например по УГС «Архитектура и строительство» - 265 человек.
Структурное несоответствие в воспроизводстве специалистов с высшим и со средним профессиональным образованием усугубляется подготовкой кадров по договорам с оплатой стоимости обучения без учета требований рынка труда.
Например, в 2013 году доля выпускников вузов, завершивших обучение по договорам с полным возмещением затрат, составила 71,1 % от общего числа подготовленных специалистов (в 2012 г. - 71,9 %).
Данная неблагоприятная тенденция в подготовке специалистов ограничила возможности трудоустройства выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования. У абитуриентов и их родителей ещё сохраняется потребность в получении образования по таким специальностям, как юрист, экономист, менеджер и др., которые сегодня менее востребованы на рынке труда.
Результаты мониторинга охвата выпускников различными формами занятости показывают, что в 2013 году по сравнению с 2012 годом, произошло увеличение спроса на рабочие кадры. Так, по предварительным данным образовательных учреждений на 1 июля 2013 года могут трудоустроиться по полученной квалификации 51,9 % выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, 16,8 % намерены продолжить учебу на различных уровнях профессионального образования, 10,6 % призваны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, 4,3 % находятся (планируют) в отпуске по уходу за ребенком. Ежегодно уменьшается доля выпускников, не определившихся с трудоустройством. Данный показатель по состоянию на 1 июля 2013 года составил 16,4 % от общего числа выпускников.
Наибольший риск остаться без работы ожидается для не определившихся с трудоустройством:
выпускников ссузов по укрупненным группам специальностей «Экономика и управление» (28,8 %), «Информатика и вычислительная техника» (20,2 %), «Гуманитарные науки» (6,7 %), «Транспортные средства» (5,5 %), что составляет две трети всех выпускников, имеющих риск быть нетрудоустроенными;
выпускников вузов по укрупненным группам специальностей «Экономика и управление» (45,4 %), «Гуманитарные науки» (18 %), «Транспортные средства» (9,2 %), что составляет более половины всех выпускников вузов, имеющих риск быть нетрудоустроенными.
В качестве одной из мер содействия трудоустройству выпускников является участие в общероссийской информационной системе трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней на основе опыта Координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования (далее – КЦСТ). КЦСТ создан в структуре Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (приказ Министерства общего и профессионального образования от 12 мая 1999 г. № 1283).
Кроме того, на базе Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова создан региональный центр содействия трудоустройству выпускников вузов, информационная база которого содержит вакансии по всем направлениям подготовки вузов, подведомственных Минобрнауки России, находящихся на территории республики.
Сегодня центры (службы) содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования действуют на базе
36 учреждений СПО и ВПО. Эти центры и службы имеют информационную базу, содержащую информацию о спросе и предложениях на региональном рынке труда в разрезе тех направлений подготовки, которые реализуют учебные заведения, в структуре которых они созданы.
По результатам мониторинга деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников за 2012 год, проведенным Минобрнауки России, Чебоксарский механико-технологический техникум занял 13 место (из 71) среди центров содействия трудоустройству ссузов, Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства – 17 место и Алатырский сельскохозяйственный техникум – 20 место, среди вузовских центров содействия трудоустройству Чувашская сельскохозяйственная академия заняла 37 место (из 62), Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева –
45 место, среди региональных центров содействия трудоустройству Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова - 36 место (из 46).
Качественные изменения в сфере подготовки кадров, заинтересованность предприятий в конкурентоспособных специалистах позволили сбалансировать рынок труда, сократить численность нетрудоустроенных выпускников, обеспечить целенаправленную занятость молодежи. Так, по данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики в 2012 году в центры занятости населения городов и районов республики за содействием в трудоустройстве обратилось 1 348 выпускников учреждений профессионального образования и общеобразовательных школ, что на 41,6 % меньше по сравнению с этим же периодом 2011 года.
В общей численности зарегистрированных безработных граждан республики доля выпускников образовательных учреждений ВПО на
1 октября 2012 г. составила 3,0 %, образовательных учреждений СПО - 1,1 % (информация формируется ежегодно на 1 октября).
На 1 июля 2013 года численность безработных выпускников учреждений профессионального образования 2012 года, зарегистрированных в качестве безработных, составляет 100 чел, из них 60 - выпускники учебных заведений ВПО, 27 - выпускники учебных заведений СПО.
В целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда в январе-сентябре 2012 года на профессиональную подготовку и повышение квалификации органами службы занятости населения направлено 39 выпускников учреждений профобразования, имеющих статус безработного.
Для получения выпускниками практического опыта работы по полученной профессии, специальности органы службы занятости населения Чувашской Республики реализуют мероприятие «Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые».
В январе-сентябре 2012 года в рамках данного мероприятия трудоустроено 176 человек из числа выпускников учебных заведений на временные работы, в том числе 56 выпускников учреждений начального профессионального образования, 120 выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Таким образом, на сегодняшний день существует ряд проблем с трудоустройством выпускников на рынке труда:
1. Дисбаланс на рынке труда, диспропорция в подготовке кадров. По сравнению с 2009 г. число обучающихся по программам ВПО снизилось в 1,4 раза (75 470 обучающихся в 2009 г. и 54 704 чел. на
1 января 2013 г.), СПО – 1,2 раза (23 706 обучающихся в 2009 г. и 19 586 чел. на 1 января 2013 г.).
Совершенствование структуры подготовки кадров возможно путем развития контрактно-договорной подготовки квалифицированных кадров; формирования контрольных цифр приема граждан учреждениям профессионального образования на конкурсной основе; развития государственно-частного партнерства в сфере образования.
Кроме этого, Министерством образования и науки Российской Федерации определены новые принципы распределения вузам контрольных цифр приёма - это конкурсный порядок распределения контрольных цифр приёма по программам высшего профессионального образования, в том числе и аспирантуру. Соотношение федеральной и региональной частей конкурса составляет бакалавриат - 30% на 70 %, магистратура - 70 % на 30 %.
Факторы, влияющие на установление контрольных цифр приёма:
контрольные цифры приёма только по аккредитованным направлениям подготовки (специальностям);
учитывается потенциал вуза, рассчитанный на основе утвержденных показателей оценки эффективности деятельности;
трудоустройство выпускников вузов на базе официальных данных Минтруда России.
2. Раздутая сеть вузов (из 24 только 5 самостоятельных) (по специальностям «Юриспруденция» обучают 8 вузов, «Экономика» - 14, «Менеджмент» - 14).
В целях определения эффективных образовательных учреждений Минобрнауки России в 2012 году проведен мониторинг, в котором приняли участие государственные вузы и их филиалы. Итогом проведенной работы явилась ликвидация неэффективных филиалов - Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Филиала Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского».
3. 71,1 % от общего количества выпускников высших учебных заведений составляют выпускники, обучившиеся с полной стоимости образовательных услуг, без учета потребности рынка труда. Направленность вузов на потребности населения, которое ориентируется в основном на экономические и гуманитарные специальности.
В целях популяризации инженерно-технических специальностей, повышения престижа и интереса школьников к естественно-математическим дисциплинам с 1 сентября 2012 года созданы инженерные классы в 35 школах (Новочебоксарск - 3, Чебоксары - 6 и по одному инженерному классу в каждом муниципалитете), которые получили материально-техническое оснащение для проведения занятий по робототехнике на общую сумму 7,4 млн. рублей. Кроме этого, вопросы организации работы профильных инженерно-технических классов, в частности изучение робототехники, были рассмотрены на курсах повышения квалификации 78 учителей математики, физики и информатики, организованных на базе Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова для учителей «инженерных» классов. Например, на машиностроительном факультете Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова проводятся занятия в кружке робототехники для школьников от 10 лет.
В прошедшем году все инженерные классы получили как материально-техническое оснащение, так и кадровое решение. В результате у школьников появилась возможность с раннего возраста приобщиться к робототехнике, направлению в науке, обладающему большим учебным потенциалом по развитию технического мышления подрастающего поколения.
В 2013 году Минобразования Чувашии начато создание центров по инсталляции профессий на базе Чебоксарского электромеханического колледжа, Чебоксарского экономико-технологического техникума, Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства по таким направлениям подготовки кадров, как машиностроение, общественное питание и строительство.
Целью создания профильных центров по инсталляции профессий в Чувашской Республике является развитие системы профессиональной ориентации молодежи, обеспечение возможности молодежи в профессиональном самоопределении, формирование позитивного отношения к труду и популяризации рабочих профессий.
Первым мероприятием, проведенным на базе созданных профильных центров, стал Единый день профориентации для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ и их родителей, который прошел 19 марта 2013 года. Цель Единого дня профориентации - повышение уровня информированности несовершеннолетней молодежи об условиях и возможностях профессионального обучения, формирование осознанного выбора профессии. Особое внимание уделялось повышению ценности труда и престижа инженерно-технических и рабочих профессий.