Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
План действий. Это главный раздел программы развития как проекта, поскольку ради него необходимы были все предшествующие её части. Иногда разработчики считают, что для получения гранта этот раздел необязателен. Тут всё зависит от требований спонсора. Ведь с грантом или без него реализовать программу без плана действий невозможно. Считаю, что программа развития, в которой представлен и план действий, содержит дополнительный аргумент (для экспертов, спонсоров, органов управления, дающих гранты), подтверждающий высокий уровень компетентности составителей программы, серьёзность их намерений.
План действий представляет собой матрицу, в колонках которой даются конкретные ответы на шесть вопросов: Что делаем? Как? Когда (дата начала и дата конца действия, мероприятия)? Где? Кто? Сколько средств на это нужно?
Напомню: план действий составляется не на всю программу в целом, а только на предстоящий год в точном соответствии с временными этапами и задачами, сформулированными в предыдущем разделе, а затем ежегодно по каждому из этапов.
Обращаю внимание авторов проектов на то, что в программе развития в любых разделах, и, прежде всего в плане действий, должно быть отражено участие в реализации программы не только членов проектной команды или руководителей школы, но и учителей, учащихся, родителей. В идеале разработка любых программ развития школы предполагает совместное с каждым ребёнком составление индивидуальной программы его развития-саморазвития (или хотя бы для групп детей, у которых ситуация развития личности имеет общие типичные черты), обучение детей проектированию своей жизни, разработке своего жизненного проекта, тесно связанного с проектом развития школы. Это, конечно, очень непростая задача, но это и есть то, что называют самой сущностной гуманистической частью природосообразной педагогики. К сожалению, пока чаще встречаются проектные документы, в которых участие и учителей, и детей в преобразовании школы вообще не предусмотрено.
Дабы руководитель школы сам мог проверить грамотность подготовленной им программы развития, напомню качества, которым она должна удовлетворять: актуальность, прогностичность, реалистичность, рациональность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Этот набор качеств программы в полном объёме впервые привёл доктор педагогических наук B.C. Лазарев. Рассмотрим их.
Актуальность — ориентация программы на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, что может дать максимально возможный полезный эффект.
Прогностичность — отражение в целях и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к школе и изменениям в условиях её деятельности, то есть способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Реалистичность — соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Рациональность — определение таких целей и способов их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимально полезный (оптимальный) результат.
Целостность — полнота содержания и действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также их согласованность.
Контролируемость — возможность операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть проверять реально полученные результаты и их соответствие целям.
Чувствительность к сбоям — это свойство программы, дающее возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.
В заключение приведу и своевременное разъяснение B.C. Лазарева: «Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных выше качеств... будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и с большими, чем предполагалось, затратами.
Программа, обладающая перечисленными свойствами, даёт руководителю уверенность в том, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определённому сроку, какие действия, кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата. Не менее важно и то, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, чего от них ждут и что произойдёт, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач».