Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Цели первого этапа преобразований. Это нетрадиционный подход, ибо обычно считается, что планирование всякой деятельности начинают с целей, хотя, полагаю, данных для их чёткого формулирования прежде не было. Ведь проектирование начинается с потребности, а возможность более или менее точно сформулировать цели первого или предстоящего года преобразований появляется только на завершающем этапе подготовки программы развития. Речь идёт о строго научном — операциональном представлении того, что такое цель. Поясню, что имею в виду. Определение «цель — это образ желаемого результата» в управленческой науке признаётся некорректным, если не сказать неграмотным. Существует много понятий, которые можно было бы охарактеризовать как «образ желаемого результата». Это — намерение, устремления, мечты, социальный заказ и т.д. В управлении цель задаётся только операционально, то есть только так, чтобы:
· желаемый результат был сформулирован предельно конкретно, был понятен, ясен механизм сравнения полученного результата с ожидаемым, то есть достижение цели можно было бы проверить и ясен был бы набор параметров, по которым можно определить, достигнута цель или нет;
· определено время достижения цели (результата).
Отсюда становится понятным: формулировки типа «формирование разносторонне и гармонично развитой личности, которая...» или «повысить качество образования» и т.п. при грамотном проектировании вообще не относятся к категории целей. Это псевдоцели и в программах развития (и где бы то ни было) они не имеют смысла, если не относить их к намерениям, благим пожеланиям, мечтам.
Приведу пример массового заблуждения относительно целей. На протяжении очень многих лет на самых разных конференциях, где шло представление программ развития или иных проектов, руководители школ говорили, например, такое: «Цель нашей школы (программы, проекта и т.п.) — создание условий для разностороннего развития личности ученика...» А ожидаемые результаты характеризовались как повышение числа медалистов, победителей олимпиад, детей, обучающихся на «4» и «5» и т.п. Обратим внимание: так называемая цель — об одном, а ожидаемые результаты — о другом, то есть они не сопоставимы. Такой абсурд — результат неоперациональной постановки целей.
И не будем забывать: перед началом каждого года (этапа) формулируются цели именно предстоящего года в соответствии сданными предыдущего раздела (стратегия преобразований), где определены этапы развития по годам.