Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Концепция новой школы

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/

Концепция новой школы. Обращаю внимание руководителей школ на дефект, встречающийся почти во всех представляемых на получение грантов программах развития. Составители начинают этот раздел с пространных философских, теоретических, методологических рассуждений обо всём, что есть нового в современной педагогической науке: об образовательных пространствах и средах, об аксиологических основах современного образования, о социокультурном и антропологическом подходах в образовании, о принципах культуросообразности и природосообразности, о личностно ориентированной, социально-ориентированной образовательных парадигмах и т.д., и т.п.  Всё это излагается объёмно, витиевато, заумно, и трудно понять, как это связано с теми конкретными идеями, составляющими суть концепции, с помощью которых авторы собираются преодолевав выявленные проблемы. Мне долгое время было непонятно: почему составители программ так настойчиво и упорно стремятся поместить в разделе «Концепция» проектного документа именно философско-теоретико-методологическое вступление, которое чаще всего не относится к сути новшеств, а носит некий ритуальный характер? Ведь речь идёт не о научном труде, а о рабочем документе образовательного учреждения. Причину этого странного дефекта вижу в том, что авторы программ (да и многих пособий по их разработке) термин «концепция» понимают так, как он толкуется в большинстве словарей, например: «…определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса», «точка зрения на предмет или явле­ние...», «ведущий замысел», «угол зрения, под которым рассма­тривается что-либо» и т.п. На самом же деле термин «концеп­ция» в программе развития школы употребляется в букваль­ном значении: латинское «concepto» означает «схватывать». Имеется в виду схватывать идею (идеи), сущность. Вот почему считаю, что концепция программы и должна начинаться с чёт­кой и краткой (в несколько строк) формулировки перечня но­вых идей, реализация которых и приведёт к развитию школы.

Необходимости применять другие трактовки термина «концепция», пространно излагать всё прогрессивное из теории и ме­тодологии, что знают разработчики программы, в рабочем доку­менте образовательного учреждения, как правило, нет. Весомости проектному управленческому документу объёмное теоретизирова­ние не добавляет. Эксперты, определяющие, кому выдавать гран­ты, в состоянии оценить ценность инновационных идей без прост­ранных, зачастую и весьма общеизвестных рассуждений.

Итак, повторю: раздел «Концепция» советую начать с чёткого перечня инновационных идей, реализация которых поможет ликвидировать выявленные в анализе проблемы и придать школе режим развития. Под инновационными идея­ми мы понимаем как новшества радикального, новаторского ха­рактера, не имеющие аналогов, так и идеи известные, но являю­щиеся новыми для педагогического коллектива этой школы; я называю этот оксюморон «ретроинновациями».

Необязательно, но весьма желательно кратко, одной или двумя строками, сформулировать (без пространных рассуждений) и ценностные основания предлагаемых идей, что конечно же существенно усилит инновационную, научную и практическую значимость проекта. Поскольку аксиология (теория ценностей) во многих педагогических вузах не преподаётся как обязательная дисциплина, требовать изложения ценностных оснований нов­шеств пока преждевременно. Но разработчики инновационных проектов любого вида должны стремиться к этому.

Замечу: любое новшество, касающееся той или иной части образовательного процесса, можно считать новшеством только в сравнении с тем, что было. Это хотя и чисто техническое, но обязательное требование. Как, например, понять, что авторы предлагают новый учебный план, если рядом нет прежнего?

Итак, новшества, составляющие концепцию, распреде­ляются между всеми компонентами двух частей только в срав­нении: «было — предлагается» или «есть — хотим создать».

I часть. Характеристика нового управляемого объекта
1.  Структура нового (или модернизированного) образовательно­го учреждения по ступеням образования.
2.  Учебный план.
3.  Новые (или модифицированные) учебные программы.
4.  Формы организации образовательного процесса (если пред­лагается что-то вместо классно-урочной системы).
5.Технологии, методики, методы, способы обучения, воспита­ния, развития и социализации учащихся, с помощью которых бу­дет реализовываться новое содержание образования.
6.Характеристика нового содержания, структуры, организа­ции внеурочной,  внеклассной, внешкольной воспитательной работы.
 
II часть. Характеристика управляющей системы новой школ.
1.  Новая (обновлённая, модифицированная) организационная структура управляющей системы в виде органиграммы (графи­ческой модели), где показаны её уровни, звенья, названы все субъекты управления и, насколько это возможно, — связи и от­ношения между ними.
2.  Новый (или обновлённый), обязательно соответствующий но­вому объекту управления функционал всех индивидуальных и коллективных субъектов управления, связанных с тем или иным участком развития школы (это предполагает не только пе­речень функциональных обязанностей, но и полномочий, прав и ответственности каждого субъекта управления).
3.  Новые, если они есть механизмы управления: что нового вво­дится в планирование, организацию, контроль и т.д., новые ме­тоды управления.
4.  Новые механизмы, способы, формы, средства получения об­ратной информации о состоянии и ходе развития школы.
        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика