Концепция новой школы. Обращаю внимание руководителей школ на дефект, встречающийся почти во всех представляемых на получение грантов программах развития. Составители начинают этот раздел с пространных философских, теоретических, методологических рассуждений обо всём, что есть нового в современной педагогической науке: об образовательных пространствах и средах, об аксиологических основах современного образования, о социокультурном и антропологическом подходах в образовании, о принципах культуросообразности и природосообразности, о личностно ориентированной, социально-ориентированной образовательных парадигмах и т.д., и т.п. Всё это излагается объёмно, витиевато, заумно, и трудно понять, как это связано с теми конкретными идеями, составляющими суть концепции, с помощью которых авторы собираются преодолевав выявленные проблемы. Мне долгое время было непонятно: почему составители программ так настойчиво и упорно стремятся поместить в разделе «Концепция» проектного документа именно философско-теоретико-методологическое вступление, которое чаще всего не относится к сути новшеств, а носит некий ритуальный характер? Ведь речь идёт не о научном труде, а о рабочем документе образовательного учреждения. Причину этого странного дефекта вижу в том, что авторы программ (да и многих пособий по их разработке) термин «концепция» понимают так, как он толкуется в большинстве словарей, например: «…определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса», «точка зрения на предмет или явление...», «ведущий замысел», «угол зрения, под которым рассматривается что-либо» и т.п. На самом же деле термин «концепция» в программе развития школы употребляется в буквальном значении: латинское «concepto» означает «схватывать». Имеется в виду схватывать идею (идеи), сущность. Вот почему считаю, что концепция программы и должна начинаться с чёткой и краткой (в несколько строк) формулировки перечня новых идей, реализация которых и приведёт к развитию школы.
Необходимости применять другие трактовки термина «концепция», пространно излагать всё прогрессивное из теории и методологии, что знают разработчики программы, в рабочем документе образовательного учреждения, как правило, нет. Весомости проектному управленческому документу объёмное теоретизирование не добавляет. Эксперты, определяющие, кому выдавать гранты, в состоянии оценить ценность инновационных идей без пространных, зачастую и весьма общеизвестных рассуждений.
Итак, повторю: раздел «Концепция» советую начать с чёткого перечня инновационных идей, реализация которых поможет ликвидировать выявленные в анализе проблемы и придать школе режим развития. Под инновационными идеями мы понимаем как новшества радикального, новаторского характера, не имеющие аналогов, так и идеи известные, но являющиеся новыми для педагогического коллектива этой школы; я называю этот оксюморон «ретроинновациями».
Необязательно, но весьма желательно кратко, одной или двумя строками, сформулировать (без пространных рассуждений) и ценностные основания предлагаемых идей, что конечно же существенно усилит инновационную, научную и практическую значимость проекта. Поскольку аксиология (теория ценностей) во многих педагогических вузах не преподаётся как обязательная дисциплина, требовать изложения ценностных оснований новшеств пока преждевременно. Но разработчики инновационных проектов любого вида должны стремиться к этому.
Замечу: любое новшество, касающееся той или иной части образовательного процесса, можно считать новшеством только в сравнении с тем, что было. Это хотя и чисто техническое, но обязательное требование. Как, например, понять, что авторы предлагают новый учебный план, если рядом нет прежнего?
Итак, новшества, составляющие концепцию, распределяются между всеми компонентами двух частей только в сравнении: «было — предлагается» или «есть — хотим создать».
I часть. Характеристика нового управляемого объекта
1. Структура нового (или модернизированного) образовательного учреждения по ступеням образования.
2. Учебный план.
3. Новые (или модифицированные) учебные программы.
4. Формы организации образовательного процесса (если предлагается что-то вместо классно-урочной системы).
5.Технологии, методики, методы, способы обучения, воспитания, развития и социализации учащихся, с помощью которых будет реализовываться новое содержание образования.
6.Характеристика нового содержания, структуры, организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы.
II часть. Характеристика управляющей системы новой школ.
1. Новая (обновлённая, модифицированная) организационная структура управляющей системы в виде органиграммы (графической модели), где показаны её уровни, звенья, названы все субъекты управления и, насколько это возможно, — связи и отношения между ними.
2. Новый (или обновлённый), обязательно соответствующий новому объекту управления функционал всех индивидуальных и коллективных субъектов управления, связанных с тем или иным участком развития школы (это предполагает не только перечень функциональных обязанностей, но и полномочий, прав и ответственности каждого субъекта управления).
3. Новые, если они есть механизмы управления: что нового вводится в планирование, организацию, контроль и т.д., новые методы управления.
4. Новые механизмы, способы, формы, средства получения обратной информации о состоянии и ходе развития школы.