Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Проблемный анализ состояния школы. После информационной справки не стоит сразу формулировать цели, ибо неясен источник их возникновения. Те, кто сразу формулирует цели программы, может это делать только произвольно. Проект сразу же утрачивает логичность, а значит, и научность, набор целей будет неполным и, вероятнее всего, — противоречивым.
Многие авторы пытаются дать анализ проблем, но часто допускают такие ошибки:
· произвольность выбора проблем (неопределённость источников или же берётся какой-то источник, где изложены проблемы образования в мире, в стране, в регионе, городе, районе, что выдаётся за специфические проблемы именно этого образовательного учреждения);
· неполнота выявления проблем;
· отсутствие их структуры (вместо логичной структуры рядоположенности в программе представлено так называемое «проблемное месиво»);
· отсутствие приоритетности;
· ориентация на требования сегодняшнего дня без учёта требований будущего.
Предлагаю такой пошаговый механизм проблемного анализа, исходящий из последовательности трёх его этапов, противоположный традиционно сложившемуся: анализ результатов, анализ учебно-воспитательного процесса, анализ условий.
Шаг 1. Сначала выясняем и называем, какие результаты образовательного процесса по взращиванию личности нас не удовлетворяют, мы хотим и можем их изменить.
Шаг 2. Формулируем, каких результатов мы хотим и можем достичь.
Шаг 3. Сравнивая желаемые и имеющиеся результаты, формулируем проблемы достижения желаемого.
Шаг 4. Выясняем, из-за каких недостатков образовательного процесса возникли сформулированные в шаге 3 проблемы.
Шаг 5. Выясняем и определяем, из-за недостатка каких условий (научно-методических, кадровых, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и др.) возникли проблемы образовательного процесса, выявленные в шаге 4.
Шаг 6. Методом экспертной оценки ранжируем выявленные (в шагах 3, 4, 5) проблемы по значимости.
В результате такого проблемно-ориентированного анализ получаем структурированную и ранжированную по приоритетности совокупность проблем.
Разумеется, у кого-то из руководителей школ сложилась иная технология выявления проблем. Не утверждаю, что приведенная здесь — единственно возможная. Важно, чтобы в итоге анализа не получилось проблемного месива, чтобы анализ был обоснованным и выявлял не «проблемы вообще», а специфические проблемы конкретного образовательного учреждения в данное время, чтобы сформулированы они были максимально конкретно операционально.
Следующий раздел программы развития — это концепция преобразований. Будем помнить: одно из важнейших требований к программе, определяющих её качество, — целостность, взаимосвязь всех разделов. Так вот, выявленные в анализе проблемы должны послужить основой поиска идей, с помощью которых эти проблемы будут решаться, поскольку совокупность идей, выстроенная в определённой форме, и есть концепция той школы, которую авторы проекта хотят создать, — то есть проекта преобразований.