III. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРОЕКТАХ РАЗВИТИЯ
1. Чрезмерно обобщённый и чрезмерно объёмный характер описания проекта. Это набор деклараций, весьма эмоционально изложенных, нередко — произвольный набор банальностей. Авторы стремятся внести в проект всё, что они знают из теории, всё, что им понравилось в статьях, книгах, всё, что они когда-либо увидели, услышали, выписали. Это не проект, а некое эссе, рассуждения по поводу, а не по существу. Цели при таком изложении сформулированы так общо, что их невозможно перевести в программу действий. Побудить некоторых членов проектных команд конкретно отвечать на вопросы без предисловий, вступлений, пояснений и рассуждений о том, что и так понятно, бывает очень трудно, а иногда и невозможно. В этой ситуации нужно менять людей, привлечённых к проектированию.
Этот недостаток проектов настолько распространён, что иногда кажется, будто заложен в нас «на генетическом уровне» (имею в виду социальное наследование) и присущ нашей современной российской ментальности. Вынужден сделать это предположение, поскольку важнейшие проектные документы даже государственного (!) уровня (а мы же с них берём пример, рассматривая их как образцы), имеющие значение для всей страны, грешат чрезмерной обобщённостью, огромным объёмом, отсутствием конкретности. И всё это почему-то оправдывается концептуальностью.
Выражать концептуальные идеи в инновационных проектах нужно кратко, внятно, ясно, иначе в перегруженном рассуждениями тексте утонет суть концепции.
2. Отсутствие инновационных идей. Эта ошибка тоже довольно распространена и нередко проистекает по одной сущностной причине: из-за непонимания сути самого понятия «развитие». Вынужден повториться и ещё раз напомнить руководителям школ: нет иного пути развить какую-либо систему, кроме как с помощью изобретения (придумывания) ,разработки и освоения новшеств, то есть — в инновационном процессе. Поэтому отсутствие инновационных идей в проекте однозначно говорит о том, что документ, как бы добросовестно, обстоятельно он ни был подготовлен, проектом развития не является. В лучшем случае он констатирует то, что уже есть, а потому его преобразующий смысл отсутствует.
Дабы предотвратить эту сущностную и очень досадную ошибку, рекомендую в проекте любого вида выделить, выписать ту инновационную идею или идеи, реализация которых и предполагает развитие объекта.
3. Неполнота содержания проекта. Как уже говорилось, содержание и структура проекта могут задаваться грантодателями, но надеемся, что спонсоры исходят из научных требований полноты и целостности. Если нет аналитического блока, то невозможно обосновать актуальность инновационных идей и непонятно, откуда берутся составные части концептуального блока. Если в концепции нет новых идей, непонятно, за счёт чего будет осуществляться развитие. Если не определена стратегия перехода от прежнего состояния объекта к новому, невозможно определить этапы перехода, распределить по ним задачи и ресурсы. Если нет критериев оценки результатов преобразований, то как (определить меру достижения целей? Если нет гипотезы, то не может быть никакого эксперимента и т.д.
Отсутствие такого раздела в проекте, как «План действий», считаю необходимым оговорить особо. Как бы ни назывался проект («Программа развития», «Образовательная программа», «Программа эксперимента», «Инновационный...» или «Исследовательский проект» и т.д.), план действий должен быть всегда. Это последняя и самая важная часть любого (проекта. Без плана действий непонятно, кем, когда, каким образом будет реализован проект. Некоторые разработчики опускают этот раздел, полагая, что грант если и будет выделен, то за инновационную идею, за её обоснование, за концепцию развития и т.д., и этого достаточно. Однако экспертные советы, организуемые грантодателями, хотят иметь гарантии того, что выделенные ими средства будут эффективно реализованы, и потому в исходных требованиях к проектам совершенно обоснованно оговаривают обязательное наличие плана действий. А сегодня, когда грантодателями становятся органы управления образованием, план действий становится категорическим требованием. Некоторые руководители школ делают план формальным документом, лукаво пишут о времени реализации проекта: «в течение года», или «ежемесячно», или «постоянно» и т.п. Дабы избежать этих хитростей, которые оборачиваются провалом намеченного, чтобы проект удовлетворял таким требованиям, как контролируемость и чувствительность к сбоям, советую руководителям проектных команд вспомнить, что представляло собой в прежней школе календарно-тематическое и особенно графическое планирование учебно-воспитательного процесса, и иметь в виду, что этот вид плана не устарел, не потерял своей актуальности и эффективности.
К неполноте состава проекта относится и отсутствие раздела по проектированию работы с педагогическими кадрами и учащимися (их мотивация, стимулирование на участие в развитии школы). Ну, а если эта работа не планируется, её не будет и в реальной жизни. Стоит ли потом удивляться, что люди пассивны, не заинтересованы, что проект даже при получении хорошего денежного гранта плохо реализуется или остаётся на бумаге? Придумывание, изобретение, технологическая разработка и освоение новшеств (то есть инновационная деятельность) — это добровольно взятая коллективом на себя дополнительная работа и без её стимулирования и мотивации не обойтись.
4. Отсутствие целостности. Это, пожалуй, наиболее часто встречающаяся ошибка, исправлять её трудно. Когда рецензенты-эксперты пишут: «Проект целостный» (очень высокая оценка), это означает: все составные его части логично связаны между собой, одна вытекает из другой и является основой для следующей. Целостность обеспечивается взаимосвязями между частями проекта — логическими, смысловыми, структурными.
Почти все проекты начинаются с так называемого паспорта школы или с информационной справки и т.п. Но потом эти данные нигде не используются, хотя они существенно влияют на суть и выводы всех последующих разделов проекта.
Например, даётся анализ педагогических кадров: образование учителей, стаж, квалификационная категория и т.д. Из этих данных следует, что 29% учителей не имеет высшего образования, а цель проекта — превратить школу в многопрофильную гимназию, где должны быть кафедры, где часть учителей должна иметь учёную степень. Или школа переполнена, работает в две смены, свободных помещений нет до позднего вечера, а проект развития посвящен построению системы воспитательной работы. Чтобы избежать этой ошибки, необходимо все данные информационной справки оценивать с точки зрения того, чем они станут для проекта: предпосылкой развития, решаемой проблемой или непреодолимым пока препятствием.
Рассмотрим два смежных раздела многих проектов: анализ проблем и концепцию преобразования, развития. Очень часто эти разделы разрабатывают разные люди, и ошибка в том, что проблемы-то выявлены верно, но они — об одном, а концепция — интересная, грамотная, но... никак не вытекает из анализа. И непонятно: зачем нужен был анализ проблем, их ранжирование; зачем нужны новые идеи, изложенные в концепции, если они не ликвидируют проблем?
5. Очень распространённая ошибка, разрушающая целостность проекта, делающая его непригодным для использования, — несоответствие целей, критериев оценки их достижения и результатов. Ярче всего это видно на примере проекта развития муниципальной образовательной системы. О целях говорится: «Создать условия для оптимальной организации образовательного процесса в учреждениях». Называются эти условия: научно-методические, кадровые, нормативно-правовые, финансовые, материально-технические. А в ожидаемых результатах об условиях уже ни слова — там названы другие параметры: например процент детей, справившихся с тестами ЕГЭ, рост числа учащихся, заканчивающих школу на «4» и «5», победителей олимпиад и т.п.
Сначала я думал, что причины ошибки — в эклектичности мышления авторов проекта. Однако авторы настаивали: «Показатели успеваемости очень важны, и мы их всё равно оставим, что бы вы нам ни говорили». Как говорится, комментарии излишни.
Чаще всего эклектичность проекта возникает из-за организационно-управленческой ошибки при его подготовке: члены проектной «команды» распределяют между собой разработку его частей, а потом всё это объединяют, наивно полагая, что механическое сложение текстов, написанных людьми, по-разному мыслящими, приведёт к интеграции содержания.
6. Отсутствие расчёта сметной стоимости проекта, что иногда называют бизнес-планом. Эта ошибка относится к неполноте состава проекта и носит массовый характер. В силу её значимости намеренно выделяю её. Развитие, освоение нового требуют иных средств, чем стабильное функционирование. Из-за этого проект и подаётся на конкурс для получения гранта. Естественно, спонсоры вправе знать, о каких финансовых потребностях идёт речь. Деньги могут быть необходимы для того, чтобы ввести в штат школы новых специалистов — психологов, дефектологов нейрофизиологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и т.д.; для оплаты разработчиков новых программ; для открытия научной лаборатории; для развития материальной базы, также для переподготовки и повышения квалификации кадров, для оплаты научного руководства, рецензирования альтернативных учебных программ и т.д., и т.п.
Важно, чтобы расчёт был выполнен квалифицированно, с учётом инфляции. Авторы проекта могут показать, какую часть средств они планируют привлечь из внебюджетных источников, а какую сумму хотели бы получить в виде гранта.
7. Отсутствие нормативно-правовой обеспеченности проекта. Дело в том, что ряд новшеств носит настолько радикальный характер, что может затронуть некоторые нормативы федерального или регионального уровня. Возможно, речь идёт о мелом эксперименте, нацеленном в будущее, и спонсор должен быть уверен, что выделяет деньги не на авантюру. Ну, а если риск всё-таки заложен в проекте, то разрешительные документы органов образования на эксперимент станут дополнительным фактором для грантодателя.
8. Прожектёрство, научная безграмотность, обещания получить гарантированный положительный результат. Эта ошибка может быть и неумышленной, а может — и намеренной. Дело в том, что некоторые авторы фанатично верят в эффективность предлагаемого, им кажется, что полученные по их проекту результаты обучения, воспитания и развития учащихся перевернут традиционные представления о возможностях детей и учителей. В порыве увлечённости они забывают объективную диалектическую закономерность: любой хороший результат достигается за счёт чего-то, не бывает улучшений без потерь, любая дополнительная нагрузка приводит к перегрузке, сопряженаснекоторымиотрицательнымиэффектамиипоследствиямивобразовательном процессе и потому эти последствия необходимо прогнозировать и определять, за счёт чего они будут минимизированы и компенсированы.
9. Невовлечённость учителей и учеников в реализацию проекта. У педагога, работающего в школе, живущей в режиме развития, спросили: «В чём состоит ваше участие в развитии школы?» Ответ был красноречивым: «У нас за развитие отвечает заместитель директора по научно-методической работе».
Порок в том, что реализаторами проектов развития являются, как правило, руководители школы и небольшая часть членов проектной команды. Педколлектив, родители и учащиеся отстранены, не вовлечены в эту работу.
10. Стремление к наукообразию, витийствованию. Это тяжёлый недостаток, который чаще всего — следствие научной и методической несостоятельности авторов. Вот фрагменты из программ, присланных на конкурс для получения грантов: «Средствами реализации цели поддержки смысложизненного поиска учащихся нашей школы выступают: культурный текст как универсальное средство проблемно-ценностной ситуации; событийная общность, «выращиваемая» педагогом в границах группы (класса) тинэйджеров, как простроенное (образовательное) пространство полипозиционного общения и развития рефлексивного сознания; а также личностно профессионально-институированная и конституированная позиция педагога, основанная на перцепции, понимании, принятии и признании старшеклассников...» Цитата ещё не окончена. «...отражён процесс становления основ методологической культуры изоморфной деятельности когнитивного сознания как результата поэтапной реализации содержательно-динамической модели самоорганизуемой воспитательной деятельности...»
Всё это, к сожалению, походит на некие клинические проявления пациентов психиатра. Но это — фрагменты из концепций программ развития.
Полагаю, ясно: такие проекты не могут быть восприняты и поняты ни экспертами, ни педагогическими работниками. Наукообразное словоблудие всегда бесперспективно...
И последнее замечание. Даже если вам не удастся получить грант под разработанную программу развития школы (на всех ведь грантов не хватит и в любом конкурсе есть лидеры), — не огорчайтесь. В этой творческой деятельности побеждённых нет, так как вы получили профессионально самоценный интеллектуальный продукт. Научно разработанная программа станет реальной основой развития школы, активно будет способствовать этому процессу. Педагогический коллектив вместе со школой поднимется на несколько ступенек в своём профессиональном росте. А вы обретёте уникальный управленческий опыт, новую квалификацию, ибо способность к проектированию развития любого объекта — одно из самых сущностных управленческих качеств.