II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧРЕЖДЕНИЯ
Сразу оговорюсь: название этого вида проекта крайне неудачно и не является синонимом учебной программы, как может показаться на первый взгляд. Этот тип проекта деятельности школы возник в Москве, но широкого распространения в стране не получил. В столичном мегаполисе и некоторых регионах он существует, и стоит прокомментировать эту практику, поскольку за создание проекта с таким названием гранты выдавались и выдаются. Словосочетание «образовательная программа» употреблено в Законе РФ «Об образовании». Но закон — не догма, в него ежегодно вносились дополнения и изменения (значит, обнаруживались его несовершенство, ошибки), и те или иные понятия в нём то исчезали, то появлялись вновь. Научные доводы здесь бессильны. Давайте, уважаемые коллеги, подумаем вместе. По сути, речь идёт о так называемой образовательной программе образовательного учреждения, что с точки зрения лексикологии, стилистики русского языка безграмотно.
Напомню, как это название возникло. Начало 90-х годов прошлого века. Понятие «воспитание» тогда отождествлялось только с коммунистическим, и, желая отмежеваться от него, органы управления образованием убрали из употребления слово «воспитание», заменив его на английский манер термином «образование» (education), который переводится и как «обучение», и как «воспитание», и как «образование». Русский язык в этом отношении тоньше, богаче и различает эти понятия. Но, как говорят, неверные названия за себя мстят. Как только, например, детские сады переименовали в дошкольные образовательные учреждения, в них почти исчезло воспитание, общее развитие детей и так называемая дошкольная образовательная деятельность обрела явно учебный характер.
Словосочетание «образовательная программа школы», употреблённое без разъяснения, воспринимается как «учебная программа школы», что и по смыслу некорректно, и не отражает сути всей деятельности школы, которая и прежде, и сейчас должна не только обучать, но и воспитывать, и развивать, и обеспечивать социализацию личности и т.д.
Есть ещё одно объяснение этого названия проекта развития. Некоторые управленцы делали акцент на том, что ни одна школа только развитием заниматься не может, ибо всегда есть области стабильной практики, когда воспроизводятся прежние результаты и на каких-то участках работы никаких нововведений нет. Чтобы не делать двух документов — плана функционирования и программы развития, было предложено оба процесса отражать в одном документе, который не очень удачно и назвали образовательной программой. Вместо двух грамотных документов получился один изначально безграмотный. Как тут не вспомнить автора современного афоризма о благих чиновничьих намерениях в нашем отечестве: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». В объединённом документе — в образовательной программе — трудно, а нередко и невозможно выделить, где собственно функционирование (в задачах, содержании, технологиях, управлении и т.д.), а где — развитие, поскольку большинство школ используют «ретроиниовации».
Многие грамотные руководители школ, готовя то, что от них требует начальство, стали выделять развитие в отдельный раздел, назвав его «Инновационная деятельность школы», где использовали структуру программы развития образовательного учреждения, о которой шла речь выше. Разумеется, такой подход стоит поддержать, поскольку гранты выдаются именно на инновационную деятельность. Если же в так называемой образовательной программе специального раздела «Инновационная деятельность» нет (а это, к сожалению, массовое явление), то любому эксперту сложно работать с текстом документа. А уж о трудностях разработчиков и реализаторов этого вида программ и говорить нечего. Некоторые руководители намеренно объединяют планы двух направлений деятельности школы ради увеличения объёма документа, что, по их мнению, придаёт проекту дополнительную «солидность». Но и в этом случае нужно помнить, что грант выдаётся только на разработку и освоение новшеств, то есть на развитие, и опытные эксперты обязательно выделят ту часть, которая относится к собственно развитию.
И ещё один сюжет в связи с проектным документом. Многие руководители школ задаются вопросом: «Разве нельзя использовать структуру программы развития школы для описания той работы, которая относится к функционированию, то есть для образовательной программы в целом?» И сами решают, что можно. Вот тут ошибка тех, кто ввёл в обиход порочное название, начинает сильно мстить за себя и приводит теперь уже руководителей школ к серьёзной ошибке интеллектуального характера. Вернёмся к директорскому вопросу. По первому впечатлению кажется, что можно использовать структуру программы развития для определения работы, относящейся к функционированию. Но впечатление это обманчиво. Поэтому мой ответ однозначен: этого делать нельзя, ибо при всей внешней стройности и привлекательности документа внутренние, сущностные, содержательные ошибки неизбежны. Разъясню ситуацию. Вспомним, с чего начинается проблемно-ориентированный анализ программы развития. С ответа на вопрос: какие результаты деятельности школы нас не удовлетворяют и мы хотим и можем их изменить? При сравнении желаемых и имеющихся результатов образования формулируются проблемы результатов, а затем и процесса, условий... Потом идёт поиск идей, с помощью которых эти проблемы ликвидируют (они, как уже было сказано, и составляют концепцию развития).
При работе же школы в режиме функционирования достигнутые результаты воспроизводятся вновь; результатов, которые не удовлетворяли бы работников школы, нет, а значит, и нет проблем результатов, проблем образовательного процесса, условий, и потому инновационные идеи (как и способы их реализации) не нужны, то есть нет необходимости в развитии школы. Утех, кто попытался в одной структуре подготовить общий документ, проектирующий деятельность и по функционированию, и по развитию школы, возникает логический, интеллектуальный тупик.
Структуру образовательной программы не привожу по понятным причинам: планирование работы школы в режиме функционирования не входит в задачи статьи, а та часть образовательной программы, которая характеризует развитие, называется «Инновационная деятельность школы» и имеет структуру программы развития образовательного учреждения, описанную выше.
Подтверждаю свою (и очень многих специалистов в области управления) точку зрения: само словосочетание «образовательная программа образовательного учреждения» по разным причинам неудачно. Конечно, жизнь школы целостна, функционирование и развитие осуществляются нередко одновременно одними и теми же людьми и потому подготовка целостного, системного, интегрального документа, по которому живёт школа, оправдано (при условии, что эта интеграция профессиональна). Но, учитывая тему статьи, хочу предупредить читателей: грант выдаётся сверх обязательного бюджетного финансирования школы. На получение гранта может претендовать только часть образовательной программы — раздел, называемый «Инновационная деятельность школы». Поэтому на конкурс для получения гранта советую представлять ту часть образовательной программы (извлечение), которая, собственно, и отражает деятельность коллектива по развитию школы. Кто-то может возразить: «А вот нам дали грант именно за образовательную программу». Поясню: грант — не премия за хорошую работу, а субсидия на создание новой образовательной практики. Ситуация, при которой грант может выдаваться за образовательную программу учреждения, представляется такой: сама программа — это первый результат (задел) исследовательского проекта, в итоге которого предполагается разработать комплексный управленческий документ, каким является образовательная программа школы и в котором осуществлена на управленческом и педагогическом уровнях корректная интеграция процессов функционирования и развития.
И ещё одно напоминание на основе анализа рассматриваемого вида проекта. В образовательной программе всегда должно быть соблюдено оптимальное сочетание деятельности школы, обеспечивающей и её функционирование, и развитие. Смысл этого напоминания станет понятным из мудрой фразы одного ироничного, способного к самоиронии, директора школы: «Мы так бурно развивались в этом году, так стремились оправдать выданный нам грант на инновационную деятельность, что нам некогда было функционировать».
Напомню: проблема интеграции в образовании, предполагающей не простое сложение (совмещение, суммирование), а новое качественное образование, возникающее в результате этой интеграции, практически никем не разработана, и совмещение содержания управления, относящегося к режиму функционирования и к режиму развития школы, в документе, называемом «образовательная программа школы», как правило, осуществлено чисто механически, хотя оба режима жизнедеятельности влияют друг на друга, взаимодействуют и неизбежно должны породить новое качество управления. Но таких исследований я пока не встречал.