1. Общие положения
1.1. Всероссийская научная эколого-биологическая олимпиада (далее — Олимпиада) проводится в целях повышения роли дополнительного образования детей в обеспечении необходимых условий для развития интересов, творческих способностей, социальной защиты, формирования общей культуры обучающихся, а также активизации всех форм дополнительного эколого-биологического образования.
1.2. Основными задачами Олимпиады являются:
- выявление среди обучающихся 6-8 классов школьников, обладающих глубокими знаниями по биологии и экологии и способных их творчески применять;
- предоставление заинтересованным детям возможности продолжить обучение по биологии и экологии в системе всероссийских профильных школ эколого-биологической направленности;
-. реализация образовательных программ дополнительного образования детей, направленных на развитие учебно-исследовательской деятельности среди обучающихся 9 - 11 классов образовательных учреждений;
- создание базы данных о педагогических работниках, занятых в сфере дополнительного образования детей по эколого-биологическому направлению, оказание им методической помощи.
1.3. Учредителем Олимпиады является Федеральное агентство по образованию. Работу по организации и проведению Олимпиады осуществляет Федеральный детский эколого-биологический центр (далее -ФДЭБЦ).
2. Участники Олимпиады
К участию в Олимпиаде допускаются все желающие учащиеся 6-11 классов, независимо от места жительства и типа образовательного учреждения.
3. Руководство Олимпиадой
3.1. Общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады осуществляет Оргкомитет, который создается из числа научных сотрудников, преподавателей и специалистов образовательных учреждений и заинтересованных ведомств (приложение 1).
3.2. Оргкомитет определяет состав и порядок работы жюри, подводит итоги Олимпиады.
4. Порядок проведения Олимпиады
4.1. Олимпиада проводится в два тура по возрастным группам -6-8 классы, 9-11 классы.
4.2. 1 тур — открытый, заочный. Для учащихся 6 классов
• Участники 1 тура самостоятельно выполняют конкурсные задания (по 6 вопросов для каждого из классов - 6, 7, 8), сформированные Оргкомитетом Олимпиады (приложение 2).
Требования к оформлению работ и система их оценки прилагаются (приложение 3).
Для учащихся 9-11 классов
• От участников требуется проведение исследования и оформление учебно-исследовательской работы в своих регионах под руководством ученых, педагогов или самостоятельно (приложение 4).
Работы участников I тура Олимпиады (6-11 классы) направляются в Оргкомитет Олимпиады по адресу: Ростокинский проезд, д. 3, г. Москва, 107014, Федеральный детский эколого-биологический центр (с пометкой «Для участия в Олимпиаде -2005»).
Прием работ до 20 ноября 2005 года.
По результатам оценки и отбора лучших работ, высылаются приглашения их авторам для участия во II туре.
4.3. II - (финальный) очный тур проводится в феврале 2006 года.
Для учащихся 6-8 классов
Второй тур включает в себя решение нестандартных задач по биологии и экологии.
Для учащихся 9-11 классов
Участники второго тура представляют свои работы в форме защиты перед жюри и аудиторией в одной из номинаций:
• «Агротехника и экология культурных растений» (исследования, где используются научно обоснованные приемы возделывания сельскохозяйственных растений);
• «Защита растений» (исследования, связанные с применением агротехнических, биологических, механических, физических, химических и других методов защиты растений в открытом и закрытом грунтах).
•«Зоотехния и ветеринария» (зоогигиена, зоокультура, кормление, содержание и размножение домашних животных всех классов, включая экзотов и аквариумистику; болезни, лечение и профилактика заболеваний у животных; этология больных животных; экологические аспекты зоотехнии и ветеринарии).
• «Зоология и экология позвоночных животных» (ихтиология, батрахология, герпетология, орнитология, териология;
фаунистика и экология различных систематических групп позвоночных, этология позвоночных животных);
•«Зоология и экология беспозвоночных животных» (малакология, энтомология, арахнология; таксономия, фаунистика и экология различных систематических групп беспозвоночных, этология беспозвоночных животных).
• «Ботаника и экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей высших и низших растений, грибов, лишайников, изучение флоры и растительности).
•«Комплексные исследования наземных экосистем» (исследования, где во взаимосвязи изучались биотические и абиотические компоненты наземных экосистем).
• «Гидробиология» (комплексные исследования водных экосистем).
• «Охрана и изучение окружающей среды» (оценка загрязнения окружающей среды и антропогенного нарушения биогеоценозов методами биоиндикации и биотестирования; исследования экосистем, имеющие практическую природоохранную направленность;
изучение воздействия антропогенного нарушения окружающей среды на организм человека).
• «Изучение химических и физических воздействий на окружающую среду» (использование химических и физических методов при изучении природных и нарушенных сообществ, и сред обитания организмов - воды, почвы, воздуха).
5. Подведение итогов и награждение победителей Олимпиады
5.1. Победители Олимпиады среди 6-8 классов определяются по сумме баллов, набранных во втором туре. Победители Олимпиады среди
9-11 классов определяются по сумме среднего балла, полученного при защите своей работы.
В каждой параллели классов определяется победитель и два призера, занявшие II и III места.
5.2. Победители и призеры награждаются дипломами и памятными призами. Оргкомитет имеет право своим решением изменить число призовых мест, присуждаемых в данном году обучающимся какого-либо класса.
5.3. Школьные учителя и руководители детских объединений или педагогические работники учреждений дополнительного образования детей, подготовившие победителей Олимпиады, награждаются грамотами Оргкомитета.
6. Финансирование Олимпиады
Оплату проезда, питания и проживания участников (финального) очного тура Олимпиады осуществляет направляющая организация.
Телефон для справок: (095) 603-30-15 или 269-47-74 - заместитель директора по учебно-методической работе ФДЭБЦ Сенчилова Клавдия Васильевна.
Приложение 1
Конкурсные задания
Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады
6 класс
1. Какие приспособления имеют животные, живущие в лесной подстилке, к такому образу жизни?
2. У животных выделяют две крайние стратегии размножения: к-стратегию (малое количество потомков при интенсивной заботе о них) и г-стратегию (большое потомство и минимальная забота). Попробуйте найти проявления этих стратегий размножения у растений. Приведите примеры.
3. Вам надо весной, когда ещё не растаял снег, выбрать такое место для летнего лагеря на несколько десятков палаток, чтобы он не оказался в болоте. На какие особенности строения и состояния окружающих растений Вам следует обратить внимание?
4. У каких животных в течение жизни: а) изменяется число ног, б) изменяется число глаз, в) уменьшается общая длина тела? С чем это связано в каждом случае?
5. Известно, что при обычной ловле на удочку шанс поймать мелкую рыбку гораздо больше, чем крупную рыбу того же вида. Как Вы думаете, с чем это связано? Предложите как можно больше вариантов ответа.
6. Дети на даче ведут разговор:
— Ты заметил, — говорит Марина, — маму комары почти не кусают, а папа жалуется на них каждый день и действительно ходит весь в волдырях!
— Знаешь,— говорит Зайка, — я это тоже заметил, и даже придумал несколько объяснений. Как раз сейчас думаю над тем, как их проверить... А какие объяснения и способы их проверки можете предложить Вы?
7 класс
1. Необходимо ли дно водоема для жизни рыб? Подтвердите Вашу точку зрения как можно большим числом аргументов (возможно, для разных видов рыб ответ на этот вопрос будет различаться). При необходимости приведите примеры.
2. Летучие мыши обычно не летают днем. Постарайтесь предложить как можно больше объяснений этого факта.
3. В Небесную Канцелярию поступили запросы на организацию благоприятной погоды от руководителя зерноводческого хозяйства, садовода, овцевода, фермера, выращивающего капусту, и районного врача-эпидемиолога. Как Вы думаете, какую весну, лето, осень и зиму каждый из них заказал? Обоснуйте ваш ответ.
4. Какие растения имеют преимущество для выживания в тундре — однолетние или многолетние? Почему?
5. Листопадные деревья и кустарники встречаются либо в умеренной
зоне (и тогда листопад является приспособлением к существованию в холодный сезон), либо в тропической зоне (и тогда листопад служит для существования в период засухи). Предположим, у Вас имеется листопадное комнатное растение. С помощью каких наблюдений и экспериментов можно узнать, из какой климатической зоны оно происходит?
6. Девочка Марина изучала яблоки в осеннем саду. Она обнаружила, что в каждом яблоке может находиться только один "червячок". Какими причинами, по-Вашему, можно объяснить это наблюдение?
8 класс
1. В Институте Желтка города Дедмихейска изобрели лекарство "Гибелстоп", которое предотвращает всяческую гибель клеток в человеческом организме. Попробуйте описать все изменения, которые будут происходить со временем в организме человека, принимающего этот препарат.
2. Часто бывает так, что если некий речной организм появляется в низовьях реки, то со временем представители этого вида обнаруживаются все выше и выше по течению. Как это получается, ведь их молодь и яйца (а также споры, семена и т.д.) не могут противиться течению и неминуемо сносятся вниз по реке? Предложите несколько объяснений, учитывая, что такие организмы могут быть и малоподвижными, и неподвижными.
3. Известно болотное насекомоядное растение росянка, которая ловит комаров и прочих мелких насекомых. Насекомые прилипают к листу росянки, лист закрывается, как сжимаемая ладонь, и насекомое переваривается внутри получившегося "кулака". Потом лист вновь разворачивается, и на нём некоторое время лежит пустая шкурка насекомого. Какие эксперименты и наблюдения надо провести, чтобы
1) узнать, сколько насекомых в сутки ловит одна росянка;
2) сколько времени переваривается одно насекомое и
3) привлекает ли лист росянки насекомых, или они попадают на него случайно?
Имейте в виду, что вы можете дойти до болота с росянкой только раз в сутки и не можете задерживаться там надолго.
4. У каких двусторонне-симметричных животных в ходе эволюции возникли отклонения от двусторонней симметрии или произошло практически полное её исчезновение? С чем это может быть связано в каждом из описанных Вами случаев?
5. В рекламе различных снадобий часто можно встретить утверждение: "Наш препарат — естественный продукт, участвующий в нормальном обмене веществ человека, следовательно, он не может быть вреден". Всегда ли это верно? Попробуйте предсказать, в каких случаях и какие вещества, участвующие в обмене веществ здорового человека, могут представлять опасность для здоровья, а какие действительны практически безвредны?
6. В палеонтологии хорошо известны такие явления, как экологические кризисы, приводящие к резкой перестройке биосферы и исчезновению многих групп живых организмов (самый известный такой кризис сопровождался вымиранием динозавров). Для объяснения подобных кризисов привлекаются те или иные внешние причины — похолодания, падения астероидов и т.п. В то же время известно, что для некоторых крупных кризисов найти подобные причины пока не удалось. Обязательна ли для экологического кризиса внешняя причина? Вообразите, что физические условия на Земле абсолютно стабильны:
глобальных изменений климата, вызванных действием тех или иных физических факторов, не случается никогда. Происходили бы в этом случае кризисы или нет? Ответ обоснуйте.
При составлении конкурсного задания использованы вопросы Школьной Биологической Олимпиады МГУ.
Приложение 2
Требования к выполнению и оформлению работ участников I тура Олимпиады (6-8 классы)
1. Работа должна быть выполнена самостоятельно (допускается использование литературы).
2. Текст работы по выполнению конкурсного задания может быть напечатан на пишущей машинке или набран на компьютере, также допускается рукописное оформление.
3. Работа должна быть аккуратно оформлена в следующей комплектности:
- титульный лист (на нем не должно быть текста выполненного задания!);
- ответ на каждый вопрос конкурсного задания пишется на отдельном листе или нескольких листах, с указанием на каждом листе Ф.И.О., класса, названия населенного пункта
- объем ответа на каждый вопрос не должен превышать 3 страниц формата А4 (12 шрифт, обычный интервал — при оформлении на компьютере) или б тетрадных страниц (при рукописном оформлении)
- участники могут приводить данные из литературы или излагать собственные предположения (последние должны быть помечены знаком*)
в конце работы необходимо привести список использованной литературы
Страницы должны быть пронумерованы и скреплены. Номера ответов на каждый вопрос конкурсного задания должны быть крупно и ярко выделены.
Титульный лист заполняется в соответствии со следующими пунктами:
• фамилия, имя, отчество участника Олимпиады (полностью, печатными буквами);
• фамилия, имя, отчество родителей (полностью);
• школа (полное название), класс;
• домашний адрес и адрес образовательного учреждения (полностью, с индексом, названием населенного пункта и региона);
• телефон (домашний, или рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, хотя бы один телефон для оперативной связи);
• название детского объединения (кружок, клуб и др.) по биологии, которое посещает участник;
• фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования или школьного учителя биологии (полностью, печатными буквами);
• количество листов в работе.
Система оценки ответов на вопросы конкурсных заданий (6-8 классы)
Работы участников 1-го тура Олимпиады оцениваются по системе Нурминского:
• вопросы конкурсных заданий составлены так, что каждый из них допускает несколько правильных вариантов ответа;
• каждый правильный вариант ответа оценивается в баллах (от 0,1 до 2) в зависимости от разумности идеи и её оригинальности, то есть частоты встречаемости в работах других участников;
• дополнительные баллы прибавляются за удачные неоднородные примеры, за последовательность и логичность пояснений к версиям, за четкость и системность изложения;
• сумма баллов за каждое выполненное задание не ограничена (но баллы свыше 5-ти суммируются отдельно);
• за неверные идеи и фактические ошибки оценка не снижается.
• рассуждения и примеры, не имеющие отношения к ответу на заданный вопрос, не оцениваются.
Приложение 3
Требования к оформлению учебно-исследовательской работы
1.Тематика учебно-исследовательской работы должна соответствовать одной из предложенных номинаций Олимпиады.
2. Учебно-исследовательская работа должна иметь:
• титульный лист с обязательным указанием названия образовательного учреждения, при котором выполнена работа, региона и населенного пункта, названия детского объединения, темы работы, ФИ автора(-ов), класс, ФИО руководителя работы (полностью), год выполнения работы;
• содержание, перечисляющее ниже упомянутые разделы (с указанием страниц).
В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:
• введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;
• методика исследований (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
•результаты исследований и их обсуждение (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки);
• выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач;
• заключение, где могут быть приведены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы; отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы;
• список использованной литературы (оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка).
•В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
3. Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в конец работы — в приложения, которые соединяются с текстом работы (и соответствуют формату самой работы), или быть отдельно, в произвольном формате.
4. Текст работы должен быть четко напечатан на пишущей машинке или набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 12 или крупнее через 2 интервала). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. * Объем работы не ограничен.
Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, и на них даны ссылки в тексте работы. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.
Критерии оценки учебно-исследовательской работы:
• постановка цели и задач, обоснование актуальности выбранной темы для самого участника;
• обоснованность выбора методики;
• достаточность собранного материала;
• глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы;
• практическая значимость;
• значимость и обоснованность выводов;
• качество оформления.