Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Недавняя республиканская конференция работников образования собрала в Чебоксарах сотни лучших учителей Чувашии. Присутствовал на ней и Президент Н. Федоров. На большом педсовете он выступил с речью, посвященной 80-летию создания государственной системы образования Чувашской Республики (полный текст выступления был опубликован в «СЧ» 15 сентября). Своими мыслями о роли и месте учителя в обществе, навеянными президентским докладом, делятся читатели газеты.
РЕФОРМЫ ДОЛЖНЫ ПРОИСХОДИТЬ В УМАХ
Мне, как и большинству «рожденных в СССР», пришлось стать свидетелем колоссальных потрясений, которые, казалось, изменят все. В том числе и учителя, и его роль в обществе. Как-то один мудрец сказал: «Не спите в палатках своих предков. Мир движется вперед. Двигайтесь вместе с ним!» И мы, педагоги, двигались — в начале 90-х с искренним убеждением пытались «выйти из палаток своих предков» и найти что-то новое. Однако вскоре все с сожалением поняли: каждая очередная реформа не стремится привнести что-то прогрессивное, ее цель — лишь уничтожить отжившее.
Но я уверен, миссия учительства именно в том, чтобы помочь обеспечить развитие демократического общества. И менять нужно не политическую систему, а мышление. И я согласен с Президентом нашей республики, что во главе реформ должен стоять учитель — он сможет сделать революцию в головах. Убежден, что наилучшие плоды приносят образование и воспитание, которое несут наши педагоги.
В. Волков, учитель истории Аликовской средней школы
(победитель конкурсов «Учитель года Чувашии-2000», «Учитель года России-2000» в номинации «Артистизм и вдохновение»).
УРОКИ ЛЮБВИ
Окруженные инновациями и компьютерными технологиями, мы незаметно упускаем одну важную составляющую нашей жизни — нравственное воспитание. Своевременно, на мой взгляд, звучат слова Г. Уэллса: «Современная человеческая история все более становится соревнованием между воспитанием и катастрофой».
Школа должна быть базой для духовного просвещения и совершенствования личности. Что происходит с нашим обществом? Почему юноши и девушки попадают во власть экстремизма, меркантилизма, национализма? Что мы не учли?
У меня — 45 минут урока, чтобы помочь ученикам понять самих себя и окружающий мир. Сорок пять минут наедине с десятками пытливых глаз, взирающих на тебя и жаждущих правды. Как мало это и как много для того, чтобы успеть зажечь искру познания в ребенке.
Сказать правду о жизни ученику, какой бы жестокой она ни была, — значит любить его, как мать. Только так можно воспитать детей умнее, лучше, нравственно чище нас. Вот, на мой взгляд, самый важный постулат в философии педагогики — любить самой и научить любви и уважению ребенка. И когда между мной и моими учениками возникает эта невидимая связь, начинается успешное учение, познание мира, рождение одухотворенного Человека.
И. Патраева, учитель истории и экономики средней школы № 3 г. Алатыря
(победитель конкурса «Учитель года Чувашии-2005», участник конкурса «Учитель года России-2005»).
А МЫ С ТОБОЙ УЧИТЕЛЯ
Бушует осень в тополях,
Костры, и парки, и аллеи.
А мы с тобой учителя,
Чего мы только не умеем!
И как-то дышится легко
Нам оттого, что нет предела
Глазам, сердцам учеников,
И, может, в этом счастье — дело?
Давайте сбросим в рюкзаки
Тепло и рыжесть листопада.
Нам вслед заметят: «Чудаки,
Зачем вам только это надо?»
А мы душою не кривим,
И вот она уже запела.
Мы просто вместе быть хотим,
И, может, в этом счастье — дело?
Покуда вертится Земля,
И строит замок мелкий дождик,
Мы до тех пор учителя,
Пока мы на детей похожи.
В начале светлого пути
Мы на доске напишем мелом
Два слова: здравствуй и свети!
И, может, в этом счастье — дело?
И. ЛЬВОВА, учитель русского языка и литературы алатырской гимназии № 6
(победитель конкурса «Учитель года Чувашии-1995», лауреат Международного конкурса учителей в Артеке 1997 г.)