Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Основой модернизации дошкольного образования является повышение его качества и доступности. Гибкая многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений республики учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, потребности семьи, общества и предоставляет широкий спектр образовательных услуг.
В целях обеспечения общедоступности дошкольного образования ведется активная работа по рационализации сети дошкольных учреждений, поиску новых, экономически более целесообразных форм и моделей организации дошкольного воспитания.
В рамках реструктуризации сельских школ развитие новых форм дошкольного образования активизировалось и идет в республике по трем направлениям.
Первое направление - развитие сети групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады. В настоящее время их 117. Активно развивается данное направление в Вурнарском, Моргаушском, Батыревском, Ядринском и др. районах. Несмотря на низкий охват дошкольным образованием не принимаются достаточных мер для развития этого направления в Комсомольском и Яльчикском и других районах.
Второе направление - открытие дошкольных групп при общеобразовательных школах. Число таких групп с 2000 года увеличилось в 3 раза и составляет сегодня 152. Это дало реальную возможность более чем 3000 детям получать качественное дошкольное образование. Активно развивают данную форму в Батыревском, Вурнарском, Урмарском районах, не придают должного значения – в Чебоксарском, Шемуршинском и Ибресинском районах.
Третье направление - организация дошкольных групп по подготовке детей 5 - 6 лет к школе. Отмечается ежегодное увеличение контингента детей, охваченных этими услугами. В настоящее время 82 процента детей 6-летнего возраста охвачены предшкольной подготовкой. В Цивильском и Вурнарском районах, г.Чебоксары предшкольной подготовкой охвачено более 90 процентов детей, а в г.Шумерля – 100 процентов. В то же время в Комсомольском районе этот показатель составляет лишь 38,3 процента.
За последние годы наметилась тенденция увеличения контингента воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях. По сравнению с 2003 годом число детей в детских садах увеличилось на 9,2 процента и составляет более 47 тыс. чел. В настоящее время дошкольным образованием охвачено 66,3 процента детей в возрасте от 1 до 6 лет (в 2003 г. – 59,6%, в 2000 г. – 55,3%). Наибольший охват дошкольным образованием в г. Новочебоксарск – 91,3 процента, наименьший в городской местности - г. Канаш – 77,5 процента, в сельской местности в Моргаушском – 68,0, Урмарском – 60,0, Красноармейском районах – 58,0 процентов, а самый низкий показатель в Комсомольском – 25,1, Алатырском – 33,9, Яльчикском – 34,0, Шумерлинском – 35,9, Канашском районах - 37,1 процента.
Выросло количество многопрофильных детских садов, выбравших в качестве приоритетных направлений физкультурно-оздоровительное, экологическое, художественно-эстетическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников. Они составляют 10 процентов от общего количества дошкольных учреждений. 5 дошкольных образовательных учреждений получили статус «Центр развития ребенка».
В республике успешно идёт процесс обновления содержания дошкольного образования, более половины дошкольных образовательных учреждений реализуют программы нового поколения ("Радуга", "Детство", "Развитие", «Школа - 2100» и др.). 47 процентов детских садов работают по республиканской Программе воспитания ребенка - дошкольника, дополняя её содержание элементами из других программ, используя авторские технологии.
Медико-социальные условия в дошкольных образовательных учреждениях способствуют укреплению, сохранению здоровья и снижению заболеваемости воспитанников. В 2004 году одним ребенком по болезни пропущено 5,2 дня (в 2003 году – 6 дней). Самое меньшее число пропущенных дней по болезни в Батыревском (1,2 дня), Вурнарском (2,5 дня) районах, а худшие показатели в Шумерлинском (10,9 дня), Моргаушском (7,1 дня) районах и г. Алатырь (8,9 дня).
В системе дошкольного образования функционируют 120 коррекционных групп. Вместе с тем, проблема коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии, требует дальнейшего развития. Сегодня система коррекционно-педагогической помощи таким детям на базе детских садов сформирована в основном в городской местности, тогда как в большинстве сельских районов это направление в работе дошкольных учреждений отсутствует.