Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Нормативная база создания и деятельности Попечительских советов

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://obrazov.cap.ru/
  1. Гражданский кодекс РФ (ст. 52).
  2. Закон РФ "Об образовании" (ст. 36, п. 1.2, ст.35, ст.13, ст.2).
  3. Закон РФ "О некомерческих организациях" (ст.28, ст.14).
  4. Закон РФ "Об общественных объединениях"
  5. Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. №1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации".
  6. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. №1379 "Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения".
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 №1008


Справочно-информационный материал по вопросу о необходимой нормативной базе образовательного учреждения для создания Попечительского совета

В соответствии с п. 1.2 ст. 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. Возможные формы самоуправления в каждом образовательном учреждении указываются в уставе, и ими, например, могут быть: совет образовательного учреждения, общее собрание, родительское собрание, родительский комитет, совет отцов, объединение родителей, педагогический совет, попечительский совет и другие формы.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений в основном регулируется Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о соответствующем типе образовательного учреждения и разрабатываемым на их основе уставами, требования к содержанию которых сформулированы в ст. 13 указанного Закона. В п. 1.9 данной статьи указано на необходимость перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений, положений о структурных подразделениях и органах самоуправления), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Необходимость упорядочения отношений образовательных учреждений с обучающимися, их родителями, педагогическими и другими организациями и учреждениями, а также спонсорами, обусловила локальное правотворчество, осуществляемое в развитие уставных норм и локального организационного правового регулирования.

Вместе с тем образовательные учреждения самостоятельно устанавливают необходимое количество локальных нормативных актов. В п. "е" ст. 2 указанного Закона, которая разъясняет принципы государственной политики в области образования, указывается на "автономность образовательных учреждений", что дает им право самостоятельно создавать нормативную правовую основу своей деятельности.

Локальные акты направлены на регулирование разных видов внутренних и внешних связей образовательных учреждений.

Рекомендуем необходимый минимум примерных локальных актов для подготовки правовой основы деятельности Попечительского совета для определения его функций в системе управления образовательным учреждением:

  • Положение о Попечительском совете образовательного учреждения, состоящее из следующих блоков: общие положения, состав Попечительского совета, задачи Попечительского совета, его права, ответственность, делопроизводство.
  • Распоряжение руководителя образовательного учреждения о количественном и персональном составе Попечительского совета.
  • Положение о временных комиссиях при Попечительском совете образовательного учреждения для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности и использования целевых финансовых средств фонда для развития образовательного учреждения.
  • Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения,
  • Положение о стипендиях для обучающихся (воспитанников) из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения.
  • Положение об организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий с призовым фондом для обучающихся, воспитанников, педагогических работников.
  • Положение об организации международного культурного обмена, в том числе профессионального.

Попечительский совет образовательного учреждения желательно создавать при формировании внебюджетного фонда.

Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления образовательного учреждения по вопросам функционирования и развития образовательного учреждения, но их компетенция и функции не должны дублироваться; представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления образовательного учреждения с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.

Одной из главных задач попечительского совета является формирование устойчивого финансового внебюджетного фонда развития образовательного учреждения, без которого практически невозможно полноценное его функционирование.

Начальник Управления инспекционно-аналитической работы

В.Ф. Сауткин

проект


Примерное положение о Фонде развития образовательных учреждений

1. Фонд развития образовательных учреждений (далее - Фонд) является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующей образовательные, социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели.

2. Фонд создается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

3. Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам за этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

4. Фонд должен иметь самостоятельный баланс или смету, вправе в установленном порядке открывать счета в банке.

5. Фонд имеет своей целью централизацию внебюджетных средств, поступающих от российских и зарубежных лиц, и их использование на развитие образовательных учреждений региона.

6. Источниками формирования имущества Фонда в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • другие не запрещенные законом поступления.

7. Направления использования средств Фонда:

  • на развитие материально-технической базы образовательных учреждений региона;
  • на проведение мероприятий по дополнительному образованию детей региона;
  • на материальную поддержку работников образовательных учреждений региона;
  • на финансирование целевых программ, осуществляемых в интересах развития системы образования региона;
  • на проведение мероприятий, конкурсов, смотров, проводимых в системе образования региона;
  • на социальные нужды работников образовательных учреждений региона.

8. Средства Фонда могут выделяться на безвозмездной и возмездной основе.

9. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно-полезных целей, ради которых создан Фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

10. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

11. Порядок управления Фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.

12. Устав Фонда должен содержать:

  • наименование Фонда, включающее слово "фонд";
  • место нахождения;
  • предмет и цели его деятельности;
  • порядок управления деятельностью Фонда;
  • источники формирования имущества Фонда;
  • указания об органах Фонда, в том числе о Попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью Фонда, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц Фонда и их освобождения, о судьбе имущества Фонда в случае его ликвидации;
  • порядок внесения изменений в устав Фонда.


Правовые условия организации деятельности
Попечительского совета образовательного учреждения

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Попечительский совет является одной из форм самоуправления образовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция попечительского совета определяются уставом образовательного учреждения (ст. 35 Закона).

Руководство негосударственным образовательным учреждением может по поручению учредителя осуществлять попечительский совет. Учредитель негосударственного образовательного учреждения формирует попечительский совет и определяет его правомочия( ст.36 Закона).

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" создание попечительского совета высшего учебного заведения может быть предусмотрено его уставом.

Созданию попечительских советов в общеобразовательных учреждениях было уделено особое внимание. Указом Президента Российской Федерации от 31.08.99 М1134 "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации" в целях дальнейшего развития форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений Правительству Российской Федерации было поручено утвердить примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения. Согласно Указу Президента Российской Федерации, эти попечительские советы должны осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано оказывать содействие созданию попечительских советов общеобразовательных учреждений.

Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительством Российской Федерации от 10.12.99 № 1379. В соответствии с п. 2 указанного Примерного положения в состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения. Участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения согласно п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 № 1008 (с изменениями и дополнениями), являются обучающиеся, педагогические работники учреждения и родители (законные представители) обучающихся. Кто конкретно из перечисленных участников образовательного процесса и при каких условиях войдет в состав попечительского совета, решает само общеобразовательное учреждение.

Попечительский совет общеобразовательного учреждения содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития учреждения, организации и улучшению условий труда работников, совершенствованию материально-технической базы учреждения, организации массовых внешкольных мероприятий, рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета уставом общеобразовательного учреждения (п. 4 Примерного положения).

В негосударственных образовательных учреждениях попечительский совет по поручению учредителя/учреждения определяет схему внутреннего управления образовательного учреждения, процедуру назначения или выборов руководителя учреждения и его правомочия (п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации "Об образовании").

При этом необходимо иметь в виду, что образовательное учреждение является некоммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется также Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Согласно ст. 28 указанного Федерального закона структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации.

Учредительными документами для учреждения являются: решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником (ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"; ст. 52 ГК Российской Федерации; ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации "Об образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается порядок управления образовательным учреждением, в т.ч. структура, порядок формирования органов управления, их компетенция и порядок организации деятельности.

Для справки. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут в установленном порядке регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (Федеральный закон "Об общественных объединениях").

Начальник Отдела правового регулирования общих вопросов образования

З. П. Дащинская


Замечания к проекту Постановления Правительства РФ
"Примерное положение о Попечительском совете государственного, муниципального общеобразовательного учреждения"

1. Опубликованный проект, будучи по замыслу нормативным документом, к сожалению, практически не содержит положений, определяющих правовые механизмы и процедуры функционирования попечительских советов (ПС). Дело в том, что принципиально важные вопросы порядка организации ПС, его компетенции и процедур функционирования должны определяться Уставом общеобразовательного учреждения. Такой устав, однако, не может противоречить действующим нормативным документам (Законам, Указам и т.п.), в силу чего в его рамках невозможно придание Попечительскому совету функций, которые по действующему законодательству ему не принадлежат. Разумеется, это противоречие заложено не только и не столько в анализируемый проект. Оно содержится и в тексте Закона "Об образовании", где вопросы и функционирования ПС отнесены к кругу вопросов, определяемых уставом школы.

2. Наряду с высокой неопределенностью принципиальных позиций по отношению к ПС, проект положения чрезмерно подробно характеризует его функции (пункт 4-й положения). При этом все эти функции определены в терминах "содействует", "рекомендует", "вносит на рассмотрение" и т.п., совершенно не затрагивая вопрос о последствиях всех этих действий, т.е. о реальном влияния ПС на процессы принятия решений в общеобразовательном учреждении. Исключение составляет только один пункт, в котором функции ПС сформулированы достаточно определенно: ПС осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств. Однако вопросы о том, в каких формах осуществляется контроль, каковы последствия выявленных отклонений от сметы расходов и т.п., положение не раскрывает.

3. Существенным недостатком проекта является отсутствие в нем каких-либо указаний на организацию работы ПС. Указано, что члены ПС работают на общественных началах. Однако на общественных началах практически невозможно готовить продуманные документы, которые должен вырабатывать ПС, анализировать проекты договоров с родителями, учредителями, т.п. Все эти действия требуют высокой квалификации и должны осуществляться профессионально подготовленными людьми, которых ПС должен иметь возможность нанимать. В этом случае у ПС должен быть отдельный бюджет, порядок формирования и расходования которого следует специально определить.

4. Особого внимания требует согласование вопросов о внебюджетных фондах, образуемых при школах в части определения основных источников их наполнения, механизмов стимулирования притока средств в эти фонды (местные налоговые льготы, кредиты), а также неэкономических форм поощрения меценатов и благотворителей (ПС РФ, Закон "О некоммерческих организациях", Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях").

5. Для проверки финансовой отчетности внебюджетных фондов (для подтверждения ее достоверности) целесообразно проводить их ежегодный аудит. Основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их финансовая отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355.

6. Наконец, в положении совершенно не учтены изменения о порядке использования внебюджетных фондов, происшедшие после введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Напомним, что в соответствии с ним внебюджетные счета переводятся в казначейскую систему и исполняются под контролем казначейства в соответствии с заранее разработанной и утвержденной сметой. Последнее предполагает наличие стабильных источников пополнения внебюджетных средств, что в сегодняшней ситуации для общеобразовательных школ более чем проблематично. Кроме того, такая система резко снижает возможности оперативного управления финансовыми ресурсами ПС, требует специальной профессиональной подготовки бухгалтерских кадров.

Таким образом, в своей нынешней форме примерное положение является практически малооперациональным, поскольку не позволяет на его основе сформировать сколько-нибудь действенный орган государственно-общественного управления в школе.

Проректор Высшей школы экономики

Т. Л. Клячко


Попечительские советы в г. Москве

В г.Москве принято Положение о Попечительских советах по образованию при районных Управах.

При разработке Закона г. Москвы "О развитии образования в г. Москве" также предусмотрена система Попечительских советов и фондов поддержки образовательных учреждений. Этот Закон в настоящее время внесен в Мосгордуму. К сожалению, и здесь не прописан порядок организации ПС и его деятельности, кроме основополагающих моментов:

  • основные направления деятельности. В отличие от типового положения Закон рассматривает ПС как практически исключительно орган общественного управления, обеспечивающий расширение ресурсной базы системы образования и образовательных учреждений;
  • его влияние на остальные аспекты деятельности школы осуществляется именно путем тщательного анализа направлений использования средств и контроля за их расходованием. При этом надо учитывать, что это (контроль над финансами) позволяет ПС, в принципе, очень серьезно воздействовать на организацию учебного процесса, культурно-массовых мероприятий или выбор форменной одежды учеников. Вряд ли, привлекая средства в образовательные учреждения, попечители ограничатся надзором за правильностью их расходования. Скорее всего, они начнут определять рациональные, с их точки зрения, направления использования средств. В этой связи могут возникать противоречия и конфликты с администрацией школы, Советом школы и родительским комитетом. Все эти моменты должны быть тщательно прописаны в Уставе школы, что требует его серьезной юридической проработки;
  • организаторы ПС. В Законе указано, что ПС создают либо Совет школы (образовательной организации), либо сами благотворители в инициативном порядке с согласия Совета школы. В случае ПС районной управы он создается фактически районным Собранием, что затем оформляется распоряжением главы Управы. В Законе также указано, что Совет школы может отводить кандидатуры в члены ПС;
  • контроль за расходованием только внебюджетных средств. Контроль за расходованием бюджетных должен осуществлять учредитель. Типовое положение считает целесообразным контроль ПС за всеми средствами образовательного учреждения. В принципе это правильно, поскольку, если бюджетные средства расходуются неэффективно, то это снижает общую эффективность деятельности. В то же время, если будут в полной мере реализованы положения Бюджетного кодекса, то дополнительный контроль за бюджетными средствами вряд ли будет необходим;
  • решения ПС носят рекомендательный характер. Выше уже отмечалось, что если попечители будут реально привлекать средства в образовательное учреждение, то деятельность ПС во многих случаях начнет носить "законодательный" характер.

В целом можно заключить, что в Положении о Попечительском совете должны быть подробно прописаны наряду с определением направлений деятельности:

  • порядок организации ПС;
  • порядок приема и выбытия членов ПС;
  • порядок проведения заседаний (регламент заседаний и принятия решений ПС);
  • порядок взаимодействия с администрацией образовательного учреждения, Советом образовательного учреждения, родительским комитетом;
  • порядок взаимодействия с фондом (фондами) поддержки образовательного учреждения, если в учредители фонда не входит Совет образовательной организации.

Статья 16. Попечительский совет районной Управы в области образования

1. Попечительский совет районной Управы в области образования создается распоряжением главы Управы на основании рекомендации районного Собрания в целях содействия развитию образования в данном районе, укреплению связей сферы образования района с районным сообществом, привлечения и эффективного использования материальных и финансовых средств в сфере образования.

2. Порядок создания, приема и выбытия членов Попечительского совета, проведения заседаний и прекращения деятельности определяется Положением, утверждаемом мэром (Правительством) Москвы.

3. Попечительский совет рассматривает:

  • перспективы развития сферы образования в районе;
  • меры по укреплению связей сферы образования района с предприятиями и организациями района и города;
  • возможные источники поступления материальных и финансовых средств и объемы средств по этим источникам;
  • меры по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для функционирования и развития сферы образования района, а также вопросы повышения эффективности использования привлекаемых ресурсов;
  • направления расходования финансовых средств и использования имущества сферы образования района;
  • отчеты об использовании финансовых средств, привлеченных в сферу образования района в результате мер, реализованных членами Попечительского совета.

4. Деятельность членов Попечительского совета осуществляется исключительно на общественных началах.

5. Районная Управа обеспечивает Попечительский совет необходимой плановой и отчетной информацией и документацией о состоянии и развитии сферы образования района.

6. По итогам рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции, Попечительский совет может принимать рекомендации, которые доводятся до сведения районной Управы и районного Собрания.

Статья 17. Попечительский совет государственной образовательной организации

1. Попечительский совет государственной образовательной организации может создаваться Советом образовательной организации либо в инициативном порядке благотворителями и иными лицами, внесшими пожертвования на развитие данной организации, с согласия Совета образовательной организации, в целях содействия развитию образовательной организации, укреплению ее связей с организациями, действующими на территории района, привлечению и эффективному использованию материальных и финансовых средств.

2. В случае, если государственная образовательная организация получает добровольные пожертвования и целевые взносы от физических и (или) юридических лиц, создание Попечительского совета или фонда поддержки образовательной организации является обязательным.

3. Порядок формирования и компетенция Попечительского совета государственной образовательной организации определяется ее уставом на основе положения, утверждаемого мэром (Правительством) Москвы.

4. По просьбе образовательной организации районная Управа может делегировать своего представителя в состав Попечительского совета образовательной организации.

5. Совет образовательной организации имеет право на мотивированный персональный отвод кандидатур в Попечительский совет. Решение по предложенным кандидатурам принимается Советом образовательной организации в течение 1 месяца со дня их внесения.

6. Попечительский совет образовательной организации рассматривает:

  • перспективы развития образовательной организации;
  • меры по укреплению ее связей с предприятиями и организациями района и города;
  • меры по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности и развития образовательной организации, а также вопросы повышения эффективности использования привлекаемых ресурсов;
  • намечаемые источники поступления материальных и финансовых средств и объемы средств, привлекаемых из этих источников;
  • намечаемые направления расходования финансовых средств и использования имущества образовательной организации;
  • отчеты об использовании финансовых средств, привлеченных в результате мер, реализованных членами Попечительского совета.

Попечительский совет образовательной организации осуществляет надзор за направлением и использованием внебюджетных финансовых средств, поступивших в образовательную организацию на целевой основе.

7. Деятельность членов Попечительского совета осуществляется исключительно на общественных началах. Образовательная организация не вправе выплачивать материальное вознаграждение членам ее Попечительского совета за их деятельность в этом совете.

8. Руководитель образовательной организации вправе принимать участие в заседаниях Попечительского совета.

9. По итогам рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции, Попечительский совет может принимать рекомендации, которые доводятся до сведения администрации и Совета образовательной организации.

Статья 18. Фонд поддержки развития образовательной организации

1. Государственная образовательная организация может учреждать фонд поддержки развития данной образовательной организации с целью привлечения дополнительных финансовых средств и обеспечения эффективного управления этими средствами.

Фонд поддержки образовательной организации является некоммерческой организацией, учреждаемой в форме фонда. С согласия Совета образовательной организации в состав учредителей Фонда могут также входить иные юридические и физические лица.

Устав фонда разрабатывается на основе настоящего Закона, других правовых актов Российской Федерации и города Москвы.

2. Средства фонда формируются за счет добровольных пожертвований и иных предусмотренных законодательством источников.

3. Попечительским советом фонда, осуществляющим надзор за его деятельностью, является Попечительский совет образовательной организации.

В случае, если в образовательной организации не создан Попечительский совет, порядок формирования и деятельности Попечительского совета фонда определяются уставом фонда.

4. Деятельность членов Попечительского совета фонда осуществляется исключительно на общественных началах.

Проректор Высшей школы экономики

Т. Л. Клячко


Основания для создания попечительских советов

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
(с изменениями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20 февраля 1996 года N 18-ФЗ)

Статья 52. Учредительные документы юридического лица

  1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

  1. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

  1. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.

Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об образовании"
(с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)

Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 утверждено Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения

3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.
См. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1908
Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

  1. избран коллективом образовательного учреждения;
  2. избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;
  3. избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;
  4. назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;
  5. назначен учредителем;
  6. нанят учредителем.

В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается.

5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения.

6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается.

7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству.

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

  1. наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
  2. учредитель;
  3. организационно-правовая форма образовательного учреждения;
  4. цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
  5. основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
    • язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
    • порядок приема обучающихся, воспитанников;
    • продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
    • порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
    • система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
    • режим занятий обучающихся, воспитанников;
    • наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
    • порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
  6. структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
    • использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
    • финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
    • источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
    • осуществления предпринимательской деятельности;
  7. порядок управления образовательным учреждением,в том числе:
    • компетенция учредителя;
    • структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
    • порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
    • порядок изменения устава образовательного учреждения;
    • порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
  8. права и обязанности участников образовательного процесса;
  9. перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 36. Управление негосударственным образовательным учреждением

  1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.
  2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

 

        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика