Экономические преобразования в республике коренным образом изменили траекторию развития образования. Трансформация экономического уклада, появление рынков труда, капитала, интеллектуальных ресурсов, образовательных услуг изменили всю систему целеполагания, стратегию воспитания личности и профессиональной подготовки кадров. Сегодня профессиональное образование в большей степени начало ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей. Оно становится важным инструментом решения экономических проблем республики. Кординально меняются требования индустрии к качеству подготовки и квалификации специалистов, ужесточается конкуренция на рынке труда, появляются новые профессии и специальности.
Одновременно происходят изменения во внешней среде, характере действия экономических и социальных факторов, влияющих на состояние образования. Стихийно растет рынок образовательных услуг, требовательнее становятся его потребители - учащиеся и их родители. Образовательные учреждения наделяются все большей свободой, управленческой и финансовой самостоятельностью, накладывающей на них дополнительную ответственность за результаты своей деятельности.
В складывающихся условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и другими общественными институтами, предприятиями, союзами работодателей - то есть теми, кто становится не просто потребителем "продукции" учебных заведений, но и источником их финансового благополучия.
Помочь учреждениям образования полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда могла бы развитая система социального партнерства, как наиболее эффективная государственно-общественная форма управления образованием, объединяющая работодателей, учащихся и их родителей, а также органы управления образованием и образовательные учреждения.
Составляющими системы государственно-общественных форм управления образованием выступают Республиканский координационный совет по модернизации и развитию образования в Чувашской Республике, коллегия Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, cоветы ректоров учреждений высшего и директоров начального и среднего профессионального образования, педагогические советы, советы учреждений образования.
Продолжается сотрудничество системы образования республики с общественными фондами социальных и культурных программ. Надежным партнером является фонд поддержки социальных и культурных программ «Чувашия». За последние 2 года 49 выпускникам средних школ, победителям и призерам республиканских олимпиад назначены именные стипендии. Фонд также активно поддерживает педагогов, работающих с одаренными детьми.
В образовательных учреждениях в соответствии с их уставами действуют ученые, педагогические, методические советы, родительские комитеты, студенческие советы, советы старшеклассников и т.п.
В рамках развития государственно-общественных форм управления образованием в системе профессионального образования начали создаваться ассоциации учебных заведений и работодателей, функционирует комитет по образованию в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики.
Работа в данном направлении оказывает существенное влияние на становление попечительской деятельности. В настоящее время они функционируют в каждой второй общеобразовательной школе и в каждом третьем учреждении профессионального образования.
Названная форма управления начала вносить реальный вклад в развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, поддержку одаренных детей и талантливых учителей.
Например, фонд развития образования муниципального лицея № 1 г.Чебоксары, созданный в 1995 году, финансирует расходы по повышению квалификации педагогических кадров, участие учащихся и педагогов во всероссийских конкурсах. Средства фонда образования лицея № 3 г.Чебоксары, расходуются на приобретение периодической и учебной литературы. Фонд поддерживает все программы и проекты по реализации республиканской подпрограммы «Одаренные дети», на его средства оборудован компьютерный класс лицея.
Активное участие в модернизации образования принимают представители общественности, которые входят в состав попечительского совета гимназии № 6 г.Новочебоксарска. В работе этого совета активное участие принимает Малинников Владимир Валерьевич, коммерческий директор ОАО «Ультрафарм». На средства совета приобретены технические средства обучения, значительно пополнился библиотечный фонд гимназии.
Ванеркин Николай Григорьевич, директор государственного унитарного предприятия «Моргаушская птицефабрика», являясь попечителем Калайкасинской средней школы Моргаушского района, внес большой вклад в строительство спортивного зала, приобретение школьного автобуса. Он принимает активное участие в республиканском эксперименте по введению профильного обучения старшеклассников.
Директор ООО «Урмарыгазтепломонтаж» Соколов Юрий Васильевич оказывает финансовую поддержку учителям в осуществлении инновационных проектов и программ.
Однако анализ работы фондов и попечительских советов при учреждениях общего образования показывает, что основным направлением их деятельности остается прямая финансовая поддержка школ. Наиболее распространенными формами благотворительности являются оказание помощи в проведении отдельных мероприятий или разовая поддержка школам в ремонте классных помещений, направлении учителей и обучающихся на республиканские и всероссийские конкурсы, олимпиады, фестивали. В то же время в организации этой деятельности не хватает системности.
В последние годы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики уделяет значительное внимание на создание благоприятных условий, обеспечивающих педагогическое сопровождение учащегося в наиболее сложные для него периоды, связанные с переходом от одного уровня образования к другому. На этом этапе немаловажную роль должны играть муниципальные структуры, заинтересованные в успешности профессионального становления молодежи. Создание условий для профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных школ является гарантией преодоления имеющихся диспропорций на рынке труда, залогом восполнения и развития кадрового ресурса на предприятиях. Ежегодно более 3 процентов выпускников профессиональных училищ, около 10 процентов - ссузов, и 5,6 процента - вузов становятся на учет в службах занятости. Актуальность решения этой проблемы возрастает в связи с передачей учреждений начального и среднего профессионального образования из ведения федерации в собственность Чувашской Республики.
Для координации совместной деятельности с работодателями в учреждениях профессионального образования создаются службы маркетинга образовательных услуг. На них возложена функция по развитию договорной-контрактной подготовки кадров. В настоящее время ставится задача о переходе учреждений НПО полностью на договорную подготовку (на начало 2005 года 65 процентов учащихся приняты на учебу в соответствии с договорами с работодателями).
Результат в профессиональной ориентации молодежи во многом зависит от активности работодателей. Поэтому предлагается создать с их участием координационного совета по вопросам профессионального образования в каждом районе и городе. Такая работа уже начата в городах Новочебоксарск и Алатырь.
В целях создания эффективной системы взаимодействия образования с реальным сектором экономики в рамках проекта «Реформа системы образования» в республике реализуется программа «Подготовка общественных управляющих для участия в управлении образованием». В числе основных мер по выполнению данного проекта предлагается создание республиканского совета попечителей, деятельность которого будет направлена на интеграцию интересов образования и бизнеса.
Основной задачей системы профессионального образования Чувашии является подготовка высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, обладающих необходимым уровнем профессиональных знаний и навыков, способных применять и развивать современные производственные технологии. Для решения этой задачи необходимо обеспечить тесную взаимосвязь образования, науки и производства. Ее осуществление происходит в различных формах - создание единых образовательных комплексов, реализация долгосрочных соглашений и комплексных программ сотрудничества, целевая и адресная подготовка кадров, стажировка и повышение квалификации работников на технологической базе учебных заведений и предприятий, проведение совместных научно-исследовательских работ и их внедрение в производство, привлечение преподавателей вузов к научным исследованиям, проводимым на предприятиях и в организациях республики.
Важной формой взаимовыгодного сотрудничества образования и бизнеса стала организация производственного процесса по выпуску современной продукции на базе учебных заведений. Например, ООО «Вега-Транссервис» установило в Чебоксарском профессиональном лицее 4 специализированных станка, что позволило наладить производство новой промышленной продукции по заказу названной фирмы. Аналогичные отношения сложились между лицеем ОАО «ВНИИР». Объем продукции, изготовленной в мастерских лицея, для предприятий малого и среднего бизнеса составляет 130 тыс. рублей в месяц. В целом объем выпускаемой продукции по сравнению с 2003 годом увеличился в 2 раза и составил 1,3 млн. рублей.
Согласно договору о совместной деятельности в 2005 году профессиональное училище № 18 г.Чебоксары получил от ОАО «Дорисс» 4 единицы строительной техники. Учащиеся этого учебного заведения с первого курса закрепляются за отдельными подразделениями предприятия. В ходе прохождения производственной практики они осваивают основы корпоративной культуры и, как результат, за последние 5 лет ни один из них не обратился в службу занятости по вопросу трудоустройства.
У коллектива данного учебного заведения взаимовыгодное отношение сложилось и с ООО «Кнауф гипс Дзержинск» по освоению новой производственной технологии сухой отделки помещений. Училищу безвозмездно переданы соответствующие материалы и инструменты. Учреждение образования, выполняя свои обязательства перед фирмой, обучило 150 специалистов из других учебных заведений.
В последнее время партнерские связи начали налаживаться между ОАО «Химпром» и учебными заведениями, ведущими подготовку кадров для химической промышленности. Так, в 2004 году это предприятие передало профессиональному училищу № 9 г.Новочебоксарск приборы и химические реактивы на сумму 60 тыс.рублей, а Чебоксарскому электротехникуму связи – комплекс с импульсно-кодовой модуляцией на сумму 120 тыс. рублей.
В целом объем финансовой помощи учреждениям начального профессионального образования от физических и юридических лиц в 2004 году составил более 2,5 млн. рублей (7,8 процента от общего объема внебюджетных средств). Это способствовало созданию учебно-методических комплексов по внедрению новых образовательных технологий.
Важным звеном в системе профессиональной подготовки кадров является высшая школа. Обладая большими интеллектуальными, научно-техническими и информационными ресурсами, она является хорошей базой для проведения совместных научно-исследовательских работ с предприятиями и организациями республики. В последние годы государственные вузы при планировании научно-исследовательских работ начали полнее учитывать приоритетные направления развития науки и техники в Чувашии. В 2004 году общий объем финансирования научных исследований в вышеназванных вузах составил около 37,0 млн.рублей (ЧГУ им. И.Н. Ульянова - 30101,2 тыс. рублей, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева – 3287,4 тыс. рублей, ЧГСХА – 1864 тыс. рублей, ЧКИ – 1738,5 тыс. рублей). Из них на финансирование НИР по заявкам предприятий - 25 млн. рублей (68 %). Это в 2 раза больше по сравнению с 2003 годом.
Для усиления работы в данном направлении предприятия–партнеры и вузы начали создавать совместные структуры, содействующие объединению интеллектуального, научно–технического и технологического потенциалов. В частности, возрождается практика открытия базовых кафедр на территориях предприятий, где обучение студентов ведется с участием профессионалов производства.
Так, например, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова открыл 15 филиалов кафедр на базе производства (ОАО «Промтрактор», ОАО «ЧЭАЗ», ОАО «ВНИИР», ОАО «Чебоксарская ГЭС», ООО «АББ Автоматизация», ОАО «Чувашкабель», ЗАО «ВолгаТелеком» и др.), совместно с заводом электроники и механики организовал учебный центр контроллерной техники.
Этот вуз установил тесное взаимовыгодное сотрудничество со многими предприятиями и организациями по следующим направлениям деятельности:
џ проведение совместных научных исследований в центре релейной защиты, объединяющем несколько предприятий (ОАО «ЧЭАЗ», ОАО «ВНИИР», ОАО «Чебоксарская ГЭС», ООО «АББ Автоматизация»), разработка компьютерных программ по заявкам предприятий и органов исполнительной власти;
џ укрепление учебно-материальной базы (с участием ОАО «ЧЭАЗ», ОАО «ВНИИР», ЗАО «Электросила», ЗАО «Реон-Техно», ООО НПП «Экра», ООО НПП «Динамика»; ОАО «ЗЭИМ», Филиал в ЧР ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Завод «Электроприбор», ОАО «Чувашкабель»);
џ повышение квалификации и переподготовка специалистов предприятий и организаций республики. Так, по договору с филиалом Федерального лицензионного центра Российской Федерации по строительству в Чувашской Республике в текущем году на базе ЧГУ им. И.Н.Ульянова прошли курсы повышения квалификации более 500 инженерно-технических работников строительных организаций республики, оказано образовательных услуг на сумму 1,5 млн.рублей.
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия также развивает партнерские связи с хозяйствами и предприятиями агропромышленного комплекса. Она активно сотрудничает с администрацией Цивильского района по вопросам организации производственной практики студентов, проведения научных исследований и стажировки преподавателей. Ежегодно более 1200 студентов этого вуза проходят производственную практику в передовых хозяйствах и предприятиях. В 2005 году запланировано проведение хоздоговорных работ по заявкам сельскохозяйственных производственных кооперативов на сумму более 300 тыс. рублей.
Наряду с ведущими вузами республики в рамках делового партнерства с предприятиями промышленной сферы и сферы услуг начали участвовать и другие учреждения высшего профессионального образования, находящиеся на территории республики. Ими заключаются прямые договора с работодателями о сотрудничестве по организации практики студентов, стажировки преподавателей и привлечения спонсорской помощи. Например, Чебоксарский институт экономики и менеджмента заключил более 40 договоров, Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института – 20, Новочебоксарский филиал Московского университета прикладной биотехнологии –15. А Чебоксарский кооперативный институт взаимовыгодно сотрудничает с межрегиональным торгово-выставочным центром и системой потребительской кооперации.
Однако, следует отметить, что развитие научно-технического сотрудничества профессиональной школы с предприятиями и организациями республики не соответствует современным требованиям. Не устранен дисбаланс между спросом предприятий республики на специалистов с необходимым уровнем компетенции в конкретной области деятельности и предложением учебных заведений.
Одновременно остаются открытыми вопросы, связанные с кооперацией промышленных предприятий, научных организаций с вузами по развитию фундаментальных, прикладных и экспериментальных научных исследований, а также по созданию инновационных технологий, конкурентоспособных товаров и услуг.
Дальнейшее развитие института социального партнерства в республике позволит успешно решать следующие задачи по модернизации образования:
џ подготовка специалистов нового поколения, которые в наибольшей мере отвечали бы инновационному развитию республики;
џ информатизация образования как основа для информатизации экономики, производства и социальной сферы;
џ стимулирование инновационных процессов в образовании;
џ активная научная и научно-техническая деятельность, которая обеспечит вовлечение вузов республики в общероссийское и мировое научное сообщество;
џ целевая поддержка каждого талантливого ученика, студента, всех тех, кто на общероссийских и мировых олимпиадах, конкурсах представляет республику, ее образование и науку;
џ укрепление материально-технической базы образовательных учреждений за счет разработки, внедрения и освоения различных механизмов привлечения финансовых средств;
џ забота о здоровье, в первую очередь школьников, студентов, аспирантов, педагогов; создание в образовательных учреждениях условий для здорового образа жизни.
Таким образом, партнерство образования и бизнеса выступает надежным звеном в достижении значимых преобразований экономики, в решении актуальных и стратегических задач развития республики.
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики рекомендует заслушать по данному вопросу:
Куракова Льва Пантелеймоновича, ректора Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, так как университет имеет большой опыт взаимодействия с бизнесом в организации образовательного процесса;
Шамиса Михаила Александровича, генерального директора ОАО «ВНИИР», имеющего большой опыт совместной работы с учебными заведениями республики по целевой подготовке рабочих и научных кадров;
Ельмова Анатолия Дмитриевича, заместителя генерального директора ОАО «Химпром» по работе с персоналом, так как ОАО «Химпром» занимается созданием схемы по интеграции науки, образования и производства;
Ванеркина Николая Григорьевича, директора государственного унитарного предприятия «Моргаушская птицефабрика», активно поддерживающего модернизацию систему образования.